Кумитные и русальные песни на Зелёные святки.




Зеленые святки в народе считались рубежом между весной и началом летнего периода. Этот период еще называют Русальным. Русальные песни выполнялись во время обрядов, связанных с «Зелеными праздниками» или «клечальным воскресеньем» (конец мая - начало июня). По религиозным обрядам - это Троица. Сами эпитеты «зеленый», «клечальный» указывают на особенность этого праздника – уважать зеленый мир растительности, который наши предки одухотворяли. Так же, согласно с древними представлениями, люди после смерти могли превратиться в растения или духов, которые находили себе приют в лесах, полях, водах. Праздник назывался еще «русальным», или «мавская неделя», во время которого эти фантастические существа появлялись в селе.

Русалок (мавок, нявок) народная фантазия наделила чрезвычайной красотой и коварным характером. Это стройные зеленоглазая и русоволосая девушка в легкой прозрачной одежде, украшенной водными лилиями или полевыми цветами. Они могут оказывать содействие или вредить человеку в Его Хозяйственных делах; их любимое занятие — водить танцы, а если они увидят неосторожных юношу или девушку, то втягивают их в свои игрища и защекочивают до смерти. Против них существовали обереги - чеснок, полынь, которых русалки якобы не переносили и удирали прочь.

Украшая зеленью дома и двор, водя с песнями по селу украшенную веточками, цветами и листвой девушку - «тополь» (в некоторых местностях «березку», «вербу»), наши предки уважали растительный мир и своих прародителей в нем.

Песни русального цикла - лирические, полные радости жизни, света, духовного здоровья. Героини песен - девушки, настроения которых созвучны с природой, которая расцветает: «Ой выросла же я у своего папочки, любилась у родной мамочки - ой луга же мои все зеленые!».

Событие традиционно праздновалось с размахом, проведением различных ритуалов и обрядов. Широкие гуляния на Зеленые святки устраивались повсеместно. Период празднования святок — неделя перед Троицей. Символом праздника является береза. торжественно вносили березовые ветви в дом, чтобы те помогали отгонять беды и привлекать благополучие.

Особенно эту неделю ждали молодые девушки. Около берёзки девушки совершали ритуал клятвы в дружбе своей подружке. Пели специальные кумитные песни, дарили друг другу крестики. Считалось, что именно во время зеленых святок вода и растения приобретали необычные свойства. Для сохранения своей красоты и молодости девушки умывались по утрам росой, купались в реках, собирали травы и готовили из них отвары. Главным символом Семика считалась береза – олицетворение женственности и юности. Девушки возлагали ей различные подношения в виде еды и одежды.

Считалось, что на этой неделе все умершие души приходили на землю в виде русалок, которые располагались на ветвях деревьев. А принесенные им подарки должны были их задобрить и развеселить. Тогда духи становились довольными и не мешали людям заниматься работой. Некоторые верили, что русалки могут утащить с собой человека или скотину со двора, сильно навредить и даже пошалить. Поэтому, не разрешалось ходить одному в лес, заниматься домашними делами, вязанием, а особенно посевом в полях. Зеленые святки и русальная неделя — это синонимы. В эти дни девушки любили наряжаться в свои самые красивые наряды, плели венки, пели песни и танцевали. Проводились разные обряды и гадания на сватовство. Именно в эту неделю молодым людям разрешалось проводить совместное купание, перепрыгивание через костер, взявшись за руки. Все пели песни на любовную тему. Проводили совместные вечерние трапезы и ночевки. Еще одним любимым мероприятием считались игры на брачную тему. Назначали жениха и невесту, а затем обыгрывали полностью свадьбу. Иногда для первой брачной ночи делали соломенные куклы и оставляли их ночевать вместе. А наутро спрашивали о проведенном времени.

Неделю обязательно заканчивали Проводами Русалок, или Похоронами. Это выражалось в песнопении, хороводе, играх и трапезах. Традиционно все девушки одевались в красивые сарафаны, на головы надевали венки, которые затем вешали на деревья, могилы, пускали по воде.

Молодые девушки исполняли ритуальные песни на полях, засеянных злаковыми культурами, и изображали посев льна, его обработку. Таким образом они привлекали внимание духов предков к живущим на земле и просили милости для хорошего роста урожая.

Начиная с первого дня Зеленых святок незамужние девушки пекли небольшие пирожки с мясом и бросали их в водоемы, чтобы задобрить водяных жителей. Этот ритуал был своеобразным откупом и гарантией того, что русалки и водяные не будут покушаться на жителей деревни и придут на помощь в случае беды. Многие девушки таким образом гадали на суженого и загадывали сокровенные желания, которые, по поверьям, обязательно сбудутся, если угощение придется по вкусу.

 

 

На Семик, день за три дня до Троицы устраиваются массовые гуляния, украшаются разноцветными лентами березы, загадываются желания. Обязательным ритуалом было оставление подношений под деревьями, в том числе приготовленной яичницы — символа плодородия и начала новой жизни.

Все ритуалы в неделю Зеленых святок делились на трудовые и любовные. В каждой семье проводили обряды для того, чтобы поля и огороды плодоносили, а погода позволяла вовремя начинать посевные и земледельческие работы. Любовные ритуалы проводились незамужними девушками и были направлены на привлечение будущего мужа.

Также в Зеленые святки повсеместно проводились защитные обряды с целью задобрить нечистую силу, которая, по поверьям, активизировалась перед праздником Троицы. Для этого со всех домов собирали подношения и с поклонами оставляли на опушке леса, прося хорошего урожая грибов, ягод и орехов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: