Дидактическая карта
Модуль 1. Доходы и расходы семьи Тема. Из чего складываются доходы семьи Тема. Исследуем доходы семьи 1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению) 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 240 с. — (Учимся разумному финансовому поведению) 3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 280 с. — (Учимся разумному финансовому поведению) | |
Содержание образования и планируемые результаты обучения | |
Основные понятия | Доход, источники дохода, заработная плата, сверхурочная работа. |
Личностные характеристики и установки | Понимание значимости образования как фактора получения достойной заработной платы. |
Предметные результаты | n Владеть базовыми предметными понятиями: доход, источники дохода, заработная плата. n Иметь представление о способах увеличения заработной платы. n Уметь называть факторы, влияющие на размер заработной платы. |
Компетенции | Умение объяснять факторы, влияющие на размер заработной платы. |
Структура презентации (продолжительность 4 мин.09 сек.) | |
Содержательные фрагменты | |
Фрагмент 1. | |
Условное название | Что такое заработная плата и от чего зависит ее величина |
Продолжительность | 2 мин. 09 сек. |
с ……. по……. | с 01 сек. по 2 мин. 09 сек. |
Основные понятия | Заработная плата, сверхурочная работа, размер заработной платы, факторы, влияющие на размер заработной платы. |
Транслируемое содержание образования | Объясняется, почему размер заработной платы может значительно различаться у людей разных профессий и работников одного профиля. Величина зарплаты зависит от образования, опыта и сложности работы. Размер зарплаты также зависит от количества рабочих часов и, соответственно, от объема выполненной работы. Формулируются главные факторы, влияющие на величину зарплаты: уровень образования, количество рабочих часов и регион, в котором проживает работник. |
Фрагмент 2. | |
Условное название | Как можно увеличить свой заработок |
Продолжительность | 2 мин. |
с ……. по……. | с 2 мин. 09 сек. по 4 мин. 09 сек. |
Основные понятия | Способы увеличения размера заработной платы. |
Транслируемое содержание образования | Объясняются способы увеличения заработной платы. Раскрываются риски, с которыми может столкнуться человек, работающий «на износ» (много сверхурочно), переезжающий в другой регион. Самый верный и надежный способ увеличить свою заработную плату — это образование. Больше платят тому работнику, который выполняет более сложную работу. |
Место видеоматериала в тематическом плане занятий
Видеоматериал иллюстрирует и дополняет главу 2 «Откуда берутся деньги» учебника И. Липсица и Е. Вигдорчик «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы». Согласно методическим рекомендациям «Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы» авторства Ю. Корлюговой и А. Половниковой, эта глава должна изучаться на занятии 7 «Из чего складываются доходы семьи». Материал для 5 класса.
Образовательная цель демонстрации видеоматериала
Использование видеоматериала на занятии 7 предназначено для выработки у учащихся способности называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать примерную величину семейных расходов с учётом региона проживания.
Краткое описание видеоматериала
Презентация рассказывает об основном источнике дохода большинства современных людей — заработной плате. Рассматриваются основные факторы, влияющие на размер заработной платы: количество времени, которое тратит работник на выполнение своих обязанностей; профессиональная область; уровень образования и квалификации работника; регион его проживания. Рассматриваются возможности изменить влияние описанных факторов (сверхурочная работа, повышение образовательного уровня, смена места жительства).
Встраивание видеоматериала в учебный процесс
При проведении уроков по учебнику И. Липсица и Е. Вигдорчик «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы» учитель пользуется книгой Корлюгова Ю., Половникова А. «Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы». Рекомендации по проведению занятия 7 «Из чего складываются доходы семьи» находятся на стр. 54-56. Следуя этим рекомендациям, видеоматериал целесообразно демонстрировать на шаге 2 (как дополнение практической работы с текстом).
Учитель также может рекомендовать видеоматериал для использования при подготовке индивидуальных или групповых проектов по следующим темам:
n Привлекательные и непривлекательные способы увеличить заработную плату.
n Рейтинг самых высокооплачиваемых профессий России.
n Смена региона проживания как способ увеличить заработную плату.