Государственное управление здравоохранением и социальным развитием




Государственное управление культурой

 

Культура – многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в таком смысле это понятие используется в действующем законодательстве, в частности в Основах законодательства о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 и др.

К главным областям культурной деятельности относятся:

· Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

· Художественная литература, кинематография, сценическое, музыкальное искусство, архитектура, дизайн, фотоискусство и другие виды и жанры искусства;

· Художественные народные промыслы и ремесла;

· Музейное дело и коллекционирование;

· Архивное дело;

· Телевидение, радио;

· Эстетическое воспитание, художественное образование.

Деятельность и управление учреждениями культуры происходит с учетом их форм собственности, организационно-правовых форм и области деятельности.

Постановлениями Правительства РФ находившиеся в федеральной собственности государственные организации и учреждения культуры и здравоохранения, а также иное государственное имущество могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации, в свою очередь, субъекты Российской Федерации вправе передавать учреждения и объекты культуры в муниципальную собственность.

Организации и учреждения культуры по большей части приватизируются и приобретают форму, предусмотренную Гражданским кодексом РФ, например, акционерного общества и др.

В области культуры традиционной формой организации творческой интеллигенции являются творческие союзы. Среди них Российский творческий союз работников культуры, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Союз литераторов Российской Федерации, Союз художников России и др. Их правовой статус определяется уставами.

 

Государственные органы, осуществляющие управление культурой

Статья 114 Конституции РФ уполномочивает Правительство РФ обеспечивать проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры. Правительство РФ разрабатывает в установленном порядке федеральные государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации, издает постановления и распоряжения по вопросам культуры.

Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия. Министерство имеет право представлять в установленном порядке работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и почетным званиям, присваивает театрам и художественным коллективам независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности звание «академический».

В ведении Минкультуры России находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.


 

Государственное управление здравоохранением и социальным развитием

Сфера здравоохранения

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политико-экономического, экологического, социально-культурного, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) Доступность медико-социальной помощи;

4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Организационно-правовыми формами обеспечения охраны здоровья населения являются:

· Государственная система здравоохранения, в которую включаются государственные органы, предприятия, учреждения и организации.

· Муниципальная система здравоохранения – муниципальные органы здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные и др. учреждения.

· Частная система здравоохранения, к которой относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.

На уровне Российской Федерации, ее субъектов, местного самоуправления принято и действует большое число нормативных актов по вопросам здравоохранения, среди которых важное месте занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

Управление в области здравоохранения осуществляют:

· Правительство РФ;

Это орган общего руководства охраной здоровья населения и здравоохранением. В соответствии с п. «в» ч. 1 ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения.

· Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

Это федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление здравоохранением, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

· Федеральное медико-биологическое агентство.

Отдельные функции государственного управления здравоохранением осуществляют через свои медицинские службы и учреждения некоторые федеральные органы исполнительной власти: МВД России, ФСБ, Минобороны России, Минобрнауки России и др.

На территориях субъектов Российской Федерации задачи и функции управления здравоохранением осуществляют органы исполнительной власти – главы администраций (губернаторы), правительства, а также министерства, главные управления, управления, департаменты и отделы здравоохранения.

 

Сфера социального развития

Конституция РФ провозгласила, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

Конституция РФ гарантирует гражданам охрану труда и здоровья, определенный минимум оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых.

В качестве важнейших форм социальной защиты выступают государственные пенсии, пособия, иные социальные гарантии.

Государственное управление в сфере социальной защиты населения осуществляется по следующим основным направлениям:

- охрана труда, государственный контроль и надзор за соблюдением всеми работодателями условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- государственная защита граждан от безработицы;

- реализация права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

- государственная защита материнства и детства;

- государственная защита вынужденных переселенцев и беженцев.

Известно, что в настоящее время в России проводится пенсионная реформа. Можно выделить две основные причины этого масштабного мероприятия:

Во-первых, Россия входит в неблагоприятный демографический период. Происходит неуклонное старение населения[5]. Если еще 20-30 лет назад на каждого пенсионера приходилось 3 - 4 работающих, то сейчас это соотношение составляет 1: 1,7. Это означает, что в условиях распределительной (солидарной) пенсионной системы, когда пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих, уже через 15 – 20 лет пришлось бы отчислять в Пенсионный фонд РФ не 26 % от фонда заработной платы, как сейчас, а уже 40 – 45 %. Такие цифры абсолютно неприемлемы для любой динамично развивающейся экономики.

Во-вторых, люди привыкли задумываться о пенсии только тогда, когда до нее остаются считаные годы. Поэтому они не заботятся о долгосрочном вложении своих сбережений. А ведь в условиях развитой экономики деньги являются важным ресурсом, который можно выгодно вложить и получить прибыль.

Суть реформы в том, что от распределительной системы пенсионных выплат страна перешла на накопительную систему. На работающих граждан из фонда заработной платы в объеме единого социального налога производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ на индивидуальные лицевые счета будущих пенсионеров. Счета состоят из двух частей: общей и специальной. Средства со специальной части лицевого счета можно инвестировать. В итоге пенсия во многом будет зависеть от того, какие средства накопятся на счете.

Пенсионная реформа нашла отражение в Федеральных законах от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правительственных документах.

Государственное управление в сфере социальной защиты населения возложено на Правительство РФ, Минздравсоцразвития России и подведомственные ему Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральную службу по труду и занятости.

Минздравсоцразвития России возглавляет систему органов исполнительной власти, ведающих на федеральном и региональном уровнях вопросами социальной защиты населения.

 


 

Заключение

 

История становления и развития системы управления социально-культурной сферой показывает, что в стране постоянно происходит поиск наиболее оптимальных форм ее организационного построения.

Реорганизация государственного аппарата подчас влечет ряд неблагоприятных последствий: приостанавливается на некоторый период функционирование системы органов или отдельного органа исполнительной власти, ослабевают установившиеся организационные связи, обычаи. Примером тому могут служить реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти, когда функции министерств и других исполнительных органов, осуществляющих управление социально-культурным блоком, существенно перераспределялись.

Всякое создание либо изменение системы управления должно соответствовать объективным требованиям, предопределяюшим ее построение и дальнейшее функционирование. Это правило, без сомнения, относится и к организации управления социально-культурным комплексом.


 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная

1. Конституция РФ: принята 12 декабря 1993 г.

2. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // СПС КонсультантПлюс.

3. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // СПС КонсультантПлюс.

4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Закон РФ от 23 июля 1993 г. № 5487-1 // СПС КонсультантПлюс.

5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

6. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

7. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

8. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

9. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

10. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280 // СПС КонсультантПлюс.

11. Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям: Утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 281 // СПС КонсультантПлюс.

12. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: Утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 // СПС КонсультантПлюс.

13. Положение о Федеральном агентстве по образования: Утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288 // СПС КонсультантПлюс.

14. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 406 // СПС КонсультантПлюс.

15. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300 // СПС КонсультантПлюс.

16. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия: Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 // СПС КонсультантПлюс.

17. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 // СПС КонсультантПлюс.

18. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 // СПС КонсультантПлюс.

19. Положение о Федеральной службе по труду и занятости: Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 // СПС КонсультантПлюс.

20. Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве: Утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206 // СПС КонсультантПлюс.

21. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт МВД РФ (г. Красноярск)»: Утв. Приказом МВД России от 22 февраля 2007 г. № 190.

 


[1] Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ (г. Красноярск)» утвержден приказом МВД России от 22 февраля 2007 г. № 190.

[2] Ежегодно 12 января отмечается День студента – Татьянин день. Этот день в христианском церковном календаре установлен в память знатной римлянки диаконисы Татианы, убитой в период гонений на первых христиан. 12 января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета. Граф И.И. Шувалов представил документы на подпись императрице в день именин своей матери Татьяны. Сначала дата отмечалась как годовщина церемонии основания университета, со временем эту традицию переняла молодежь других вузов.

[3] Например, Федеральным законом от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека», исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека, в России введен временный запрет на осуществление этой деятельности.

[4] Российская академия наук была учреждена по распоряжению Петра 1 Указом правительствующего Сената в 1724 г.

[5] По международным стандартам население страны считается старым, если не менее 7 % жителей старше 60 лет. В России проживающих такой категории 13 %.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: