Категория материи в философии




Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. Стремясь постичь природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какой-то «первокирпичик», «первооснова» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции.

В древности существовали разные гипотезы относительно того, что представляет собой основа всего сущего:

вода - основа всех вещей (Фалес);

огонь - основа всего сущего (Гераклит);

в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);

в основе мира лежат мельчайшие неделимые частицы - атомы (Демокрит, Эпикур);

первооснова мира - это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в ХIХ в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество (например электромагнитные поля), что возможен взаимопереход между веществом и энергией.

В начале XX в. было сформулировано следующее философское определение материи: под материей понимается философская категория (т.е. философская абстракция) для обозначения объективной реальности, лежащей вне сознания. О каких-либо конкретных формах ее проявления говорить бессмысленно, так как этих форм, вероятно, бесконечное множество. Под материей понимается субстанция, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому под материей понимают и единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Таким образом, материя - это то, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.

Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к пониманию сущности материи:

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы (дух, человек, общество) есть порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский: понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, его первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее.

Элементами структуры материи являются неживая природа, живая природа, социум (общество).

Заключение

бытие философия монистический плюралистический

В соответствии с традицией, идущей от Парменида, бытие рассматривается как любая реальность, существование во всех его формах. По своему объёму понятие бытия совпадает с понятиями реальности и существования. В определённых контекстах эти понятия могут рассматриваться как синонимы, в других контекстах они могут иметь смысловые особенности.

В связи с гипотезой о происхождении Метагалактики из физического вакуума весьма распространённой стало мнение о возникновении бытия из небытия. Выделение форм бытия может осуществляться по нескольким основаниям. В зависимости от степени развития или становления объектов можно выделять виртуальную и актуальную форму бытия. Виртуальная реальность представляет существующую тенденцию изменения объекта, она воплощает эволюционный потенциал актуального бытия, презентируя будущее в настоящем. Актуальное бытие одного объекта служит виртуальным бытием другого. Данное актуальное бытие содержит в себе не любые виды виртуального бытия, а вполне определённые, соответствующие природе данного актуального бытия. Способ идентификации виртуального бытия - экстраполяция устойчивых тенденций развития объекта в будущее, т.е. он представляет собой вид прогнозирования.

В зависимости от способа данности человеческому сознанию можно выделять феноменальное и ноуменальное бытие. Феноменальное бытие - это многообразные вещи, их макроструктуры, свойства, внешние отношения, которые отражаются органами чувств как невооружёнными, так и усиленными приборами. Критерием существования всех этих явлений выступает их представленность в опыте. Ноуменальное бытие представлено микроструктурами, микрообъектами, удалёнными объектами, устойчивыми и существенными связями явлений (законами), в том числе и причинно-следственными, - всем тем, что обычно относят к сущности явлений и предметов. В науке критерием наличия ноуменального бытия служит логическое доказательство существования соответствующих ноуменов с обязательным опытным, практическим подтверждением в наблюдении или эксперименте.

На основе сказанного классификация типов реальности А.М. Анисова признаётся не соответствующей действительности, а мнение Декарта, Н. Гартмана, Л.А. Абрамяна, А.М. Анисова и других авторов об отсутствии у идеального пространственных характеристик считается необоснованным. И материальные, и ментальные объекты обладают и темпоральными, и пространственными свойствами. Это следует также и из теории относительности, согласно которой пространство и время представляют единый континуум, и нельзя существовать во времени, не существуя в пространстве, и наоборот. Различие между материальным и ментальным мирами состоит в том, что объекты первого из них обладают физическими свойствами (массой, зарядом, инерцией и др.), а объекты второго мира ими не обладают.

Онтологический статус общественного сознания состоит в том, что оно «соткано» из определённых элементов индивидуальных сознаний. И в этом смысле следует понимать идеальность общественного сознания, т.е. как идеальность элементов индивидуальных сознаний. Исходным же в определении идеального служит его определение в качестве субъективной реальности. Поэтому общественное сознание, как и сознание любого отдельного человека, есть субъективная реальность, а последняя, в свою очередь, есть часть пропритативного бытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: