Стадии социализации Жана Пиаже.




Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или же процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему можно научить человека. Пиаже выделяет несколько периодов:

1. Сенсорно - моторная стадия (от рождения до 2 лет). В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой же стадии им кажется, что предмета не существует, когда они не видят его. Ребёнок формирует свои сенсорные и моторные способности.

2. Стадия конкретных операций. На данной стадии дети учатся различать символы и их значения. В начале этой стадии дети могут символизировать песочный замок как свой собственный дом. В конце же стадии дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. Дальше же дети учатся мысленно совершать те действия, которые раньше они могли совершать лишь только руками.

Данную стадию можно разделить на три компонента:

а) Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет). Развивается символическое мышление у детей.

б) Первый уровень конкретных операций (с 5 до 8). Ребёнок приобретает способность к расположению объектов в ряд, их классификации, получает представление о массе и объёме.

в) Второй уровень конкретных операций (от 8 до 11 лет). Развитие логического мышления.

3. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.

Социолизация по Фрейду.

Зигмунд Фрейд один из первых выделил механизм социализации ребёнка. По концепции Фрейда личность состоит из трех компонентов, то есть из "Оно", "Я" и "Сверх я". Оно - это бессознательный компонент, который отображает инстинкты человека, которые направлены на удовлетворение биологических потребностей. Оно является основой личности любого ребёнка.
"Сверх Я"- это полное противоположность оно. Сверх Я олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе. Сверх я является так же бессознательным, но приобретенным.

"Я" - является сферой сознательного. Я в нормальных случаях владеет подступами к подвижности. Я превращает волю Оно в свою волю, как будто это была его собственная воля. Так, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, Оно контролирует психические процессы происходящие в сознании. Я постоянно испытывает давление со стороны Оно и Сверх Я.

Чрезвычайное влияние любого из них ведёт к негативным влияниям. Например, если ребёнка воспитывают в строгости, наказывают и заставляют чувствовать вину за поведение, то постепенно давление родителей заменяется давлением Сверх Я. Наказания внешние становятся наказаниями внутренними, которые терзают душу человека. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. Вина и муки совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает наказания.

Оно так же негативно влияет на человека. Есть множество людей, которые под давлением Оно игнорируют какие либо социальные ценности и нормы и ведут себя неподобающе в рамках общества.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов.

Так же Фрейд выделяет пять стадий развития:

1. Оральная (0-18 месяцев от рождения). В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей. В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. Сексуальность же понимается как процесс возбуждения, сопровождающий процесс насыщения у младенца. Первым источником удовольствия у ребёнка становится женская грудь, а первым участком тела, с помощью которого ребёнок удовлетворяет потребности, является рот. На оральной стадии главными источниками удовольствия являются сосание, глотание и кусание. Они снижают напряжение младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

2. Анальная стадия (1,5 - 3 года). Главным источником удовольствия является процесс выделения кала из организма. Приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинкты.

3. Фаллическая (3 - 6 лет). Интересы ребёнка сдвигаются на гениталии. На протяжении этой стадии ребёнок может разглядывать свои половые органы, мастурбировать, интересоваться вопросами, связанными с половыми отношениями.

4. Латентная стадия (6 - 7 лет). На данном периоде происходит сексуальное затишье. Ребёнок начинает интересоваться интеллектуальными занятиями, спортом и отношениями со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.

5. Генитальная стадия. С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные побуждения, а так же проявляется интерес к противоположному полу. Проявляется повышение возбудимости и сексуальной активности.

Агенты социолизации.

Агенты социализации - это группы людей или же организации, которые принимают участие в социализации личности. Есть первичные и вторичные агенты социализации.

Первичные агенты социолизации это ближнее окружение индивида - родители, близкие друзья, дальние родственники, учителя и так далее.

Семья - это важнейший агент социализации. Она составляет самое близкое социальное окружение ребёнка. Именно семья помогает ребёнку стать частью общества. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Именно в семье ребёнок учится правилам поведения в обществе, а так же общению с другими людьми. Так же семья может оказать и негативное влияние на процесс социализации. Начиная от плохого отношения с ребёнком и, заканчивая алкоголизмом, все это влияет на будущее мировоззрение ребёнка. А так же на его социальное положение и на социальные роли, которые ребёнок будет играть в будущем.

Спорт. Он оказывает позитивное влияние на личность как в физической так и в духовной форме. Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Спорт придаёт человеку здоровый режим и избавляет от многих вредных привычек. Он дисциплинирует личность и является залогом здоровой психической деятельности человека.

Школа. Она является эмоционально нейтральной средой, где к ребёнку относятся максимально объективно. В школьный период у ребёнка формируется самооценка. Так же в школе ребёнок понимает, что такое социальная несправедливость. Далее в школе происходят социальные взаимодействия ребёнка с учителями или же со сверстниками. Данный опыт может оказаться позитивным или же негативным для ребёнка.

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д.

Огромную роль играет средства массовой информации. Их влияние на население слишком огромное. СМИ может легко манипулировать сознанием людей, предоставляя определённые ценности или же стереотипы. Фильмы могут формировать у индивида стереотипы поведения, которые он не мог видеть в семье и в окружении. Начиная от невозможной чрезмерно красивой жизни, заканчивая жестокими сценами насилия. Благодаря СМИ люди из разных слоев населения могут следить друг за другом. То есть малоимущие могут наблюдать за богатой жизнью. А богатые люди могут наблюдать за проблемами и трудностями малоимущих.

Важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, то есть наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация, то есть процесс усвоения социальных ролей, является самым важным аспектом в жизни любого индивида. Без общества человек не сможет быть человеком, так как он больше будет походить на животное.

Данный процесс происходит не сразу, а поэтапно. На протяжении всех этапов проходит социализация человека, но все же на каждом этапе усваиваются разные социальные нормы.

Так же социализация имеет множество задач и факторов, которые помогают развитию человека в обществе. Самое большое влияние на человека производят агенты социализации. Именно они создают мировоззрение человека, начиная от детства, заканчивая глубокой старостью.

И конечно же социализация имеет множество теорий развития человека в обществе, которые сильно отличаются, но при этом хорошо дополняют друг друга. Каждая из них имеет место быть и каждая из них может являться верной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: