Проектирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов




 

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В практике инклюзивного образования т акже используется индивидуальная образовательная программа — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Индивидуальный образовательный маршрут это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение.

Индивидуальный образовательный маршрут:

- целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения;

- разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося;

- оформляется как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося);

– содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

– результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

1 Содержание и структура ИОМ

По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как система конкретных совместныхдействий администрации, основных педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей.

Цель индивидуального образовательного маршрута ориентированна на достижение государственного стандарта, на результаты освоения общеобразовательной программы (на основе адаптированной основной образовательной программы) в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

1 Постановка целей, определение задач образовательной работы.

2 Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей

возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

3 Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных

4 Решение вопроса о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

5 Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

6 Определение системы диагностического сопровождения, систематизация и корректировка методик диагностики.

7 Определение ожидаемых результатов, сроков их достижения.

Структура ИОМ утверждается отдельным положением (Положение об индивидуальном образовательном маршруте ребенка с ОВЗ).

В ИОМ входят:

1 Титульный лист с указанием наименования учреждения, адресность (ФИО обучающегося, год обучения), гриф утверждения

руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПК школы.

2 Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных

умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цели и задачи ИОМ.

3 Индивидуальный учебный план.

4 Регламент деятельности всех участников совместной работы (психолого-педагогическое сопровождение).

5 Мониторинг достижений обучающегося (по реализации образовательной программы по основным предметам, по динамике показателей

психического и психологического развития обучающегося и уровень сформированности ключевых компетенций).

6 Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и рекомендации итогового психолого-медико-педагогического

консилиума в конце учебного года.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей при включении ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута:

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования

3. Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционноразвивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.

4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы.

5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов

6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.

7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута

1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.

2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.

3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой аттестации.

4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации. 5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития. 6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: