Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров относятся к расходам по обычным видам деятельности. К ним же относятся расходы на выполнение работ и оказание услуг. При этом, согласно п. 10 ПБУ 10/99, правила учета указанных затрат в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Таким образом, для определения постатейного перечня коммерческих расходов необходимо руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями.
Несмотря на то, что структура расходов на продажу находится в тесной зависимости от отрасли применения, все многообразие статей расходов все же можно свести к следующему достаточно полному перечню:
расходы на упаковку продукции на складах готовой продукции;
расходы на перевозки и доставку продукции к месту отправления;
расходы на погрузку и разгрузку продукции в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
расходы на комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;
расходы на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
расходы на оплату труда продавцов в организациях, занятых производством;
расходы на рекламу;
представительские расходы;
расходы на заготовку, доставку товаров до центральных складов (баз) и перевозку (отправку) товаров (в торговых организациях);
расходы на оплату труда в торговых организациях;
расходы на аренду торговых помещений и складов готовой продукции;
расходы на содержание торговых помещений и складов готовой продукции;
расходы на хранение и подработку товаров;
расходы на страхование отгруженных товаров, продукции и коммерческих рисков;
расходы на покрытие недостачи товаров (продукции) в пределах норм естественной убыли;
расходы на содержание заготовительных и приемных пунктов;
прочие аналогичные расходы.
ООО «САЯНЫ» относят к коммерческим расходам только те, которые были понесены в процессе сбыта продукции.
Так, согласно Инструкции по применению плана счетов в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы:
на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
на рекламу;
на представительские расходы;
другие аналогичные по назначению расходы.
ООО «САЯНЫ» в сентябре 2010г. начислило заработную плату своим, занятым в производстве, сотрудникам в размере 400 000,00 руб. Заработная плата сотрудникам, занятым в упаковке продукции, составила 52 000,00.Также в сентябре 2010г. ООО «САЯНЫ» начислило амортизацию основных средств в размере 100 000,00 руб.;
г. ООО «САЯНЫ» понесло расходы на рекламу в размере 59 000,00 руб., в т.ч. НДС;
г. ООО «САЯНЫ» получило закрывающий акт от поставщика транспортных услуг в размере 47 200,00 руб., в т. ч. НДС.
Таблица 6 - Бухгалтерские записи по отражению расходов на продажу готовой продукции на счетах бухгалтерского учета
Дата | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс.руб. |
26.09.2010 | Отражены расходы на рекламу в составе коммерческих расходов | 50 000 | ||
26.09.2010 | Отражен НДС по приобретенным услугам. | 9 000 | ||
29.09.2010 | Отражены расходы на транспортировку товаров в составе коммерческих расходов | 40 000 | ||
29.09.2010 | Отражен НДС по приобретенным услугам | 7 200 | ||
30.09.2010 | Начислена заработная плата сотрудникам организации, занятым в производстве | 400 000 | ||
30.09.2010 | Начислены страховые взносы с фонда оплаты труда сотрудников, занятых в производстве | 136 000 | ||
30.09.2010 | Начислена заработная плата сотрудникам упаковочного цеха | 52 000 | ||
30.09.2010 | Начислены страховые взносы с фонда оплаты труда сотрудников упаковочного цеха | 17 680 | ||
30.09.2010 | Начислена амортизация | 100 000 |
Согласно п. 20 ПБУ10/99 организация должна отразить в своей учетной политике порядок списания коммерческих расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета Расходы на продажу в бухгалтерском учете ООО «САЯНЫ» списываются полностью или частично в Дт счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям).
ООО «САЯНЫ» в сентябре 2010 году производило два вида светильников - подвесные и накладные.
В сентябре 2010г. было отгружено подвесных светильников на сумму 7 500 000 руб., в т. ч. НДС и накладных на сумму 2 500 000 руб. в т. ч. НДС.
Сначала рассчитаем долю каждого вида продукции в общей сумме реализации:
Доля подвесных светильников: 7 500 000,00/10 000 000,00 = 75%;
Доля накладных светильников: 2 500 000,00/10 000 000,00 = 25%.
Теперь необходимо рассчитать доли расходов на упаковку и транспортировку, приходящиеся на эту продукцию соответственно:
Доля расходов на упаковку подвесных светильников:
(52 000,00 + 17 680,00) * 75% = 69 680,00;
Доля расходов на упаковку накладных светильников:
(52 000,00 + 17 680,00) * 25% = 17 420,00;
Доля расходов на транспортировку подвесных светильников:
000,00 * 75% = 30 000,00;
Доля расходов на транспортировку накладных светильников:
000,00 * 25% = 10 000,00;
В учетной политике ООО «САЯНЫ» отражен способ распределения расходов на рекламу пропорционально выручке от каждого вида продукции:
Доля расходов на рекламу подвесных светильников:
000,00 * 75% = 37 500,00;
Доля расходов на рекламу накладных светильников:
000,00 * 25% = 12 500,00;
Отразим на счетах бухгалтерского учета данные операции.
Таблица 7 - Бухгалтерские записи по списанию расходов на продажу готовой продукции на счетах бухгалтерского учета
Дата | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, тыс.руб. |
30.09.2010 | Списаны расходы на рекламу подвесных светильников | 90 /2 | 37 500 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на рекламу накладных светильников | 90 /2 | 12 500 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на транспортировку подвесных светильников | 90 /2 | 30 000 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на транспортировку накладных светильников | 90 /2 | 7 200 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в производстве | 90 /2 | 536 000 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в упаковке подвесных светильников | 90 /2 | 69 680 | |
30.09.2010 | Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в упаковке накладных светильников | 90 /2 | 17 420 | |
30.09.2010 | Списана сумма амортизации | 90 /2 | 100 000 |
С точки зрения налогового законодательства, учет коммерческих расходов осложняется тем фактом, что среди расходов на продажу, поименованных в Инструкции к плану счетов бухгалтерского учета, присутствуют расходы на рекламу, которые являются нормируемыми согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.
Для исчисления налога на прибыль расходы на рекламу могут быть приняты только в сумме, не превышающей 1% от выручки.
Данные о выручке и расходов на рекламу для ООО «САЯНЫ» рассчитаны нарастающим итогом за 9 месяцев 2010г.:
Сумма выручки ООО «САЯНЫ» без НДС составила 267500 тыс.руб.;
Сумма расходов на рекламу составила 600 тыс.руб.
Норма расходов на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ:
*1% = 2675 тыс.руб.
тыс.руб. < 2675 тыс.руб.
Таким образом, ООО «САЯНЫ» сможет учесть расходы на рекламу для целей исчисления налога на прибыль полностью.
Заключение
Организация учета готовой продукции и ее реализации должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам.
Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях.
Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно). Для организации учета количественных показателей однородной продукции могут применяться условно-натуральные измерители.
Стоимостным (ценностным) показателем произведенной продукции является объем готовой, предназначенной к продаже продукции. Она может оцениваться в ожидаемой (плановой, нормативной) и фактической производственной себестоимости, по прямым статьям расходов, в рыночных (продажных) ценах.
При организации аналитического бухгалтерского учета готовой продукции не должно допускаться ведение учета только в количественном выражении, без соответствующей стоимостной оценки.
В рамках бухгалтерского учета готовой продукции осуществляется формирование фактической себестоимости готовой продукции, контроль за правильным и своевременным документальным оформлением операций по поступлению и отпуску продукции и своевременностью расчетов покупателей и заказчиков, а также за выполнением сметы расходов, связанной с отгрузкой и реализацией продукции и ее сохранностью на всех этапах движения.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета движения готовой продукции.
Учет движения готовой продукции на складе состоит из двух этапов:
- поступление готовой продукции на склад;
- отпуск готовой продукции со склада покупателям (заказчикам) в порядке реализации или при ином ее выбытии.
Как правило, вся готовая продукция должна быть сдана на склад готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя (заказчика) на месте изготовления, комплектации или сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.
Готовые изделия, которые отпущены со склада покупателю или заказчику, но не оплачены им, считаются отгруженной продукцией. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией, или дата сдачи продукции заказчику в месте ее изготовления.
В ходе выполнения данной курсовой работы ознакомились с теоретической базой по учету продажи готовой продукции промышленных предприятий. При этом рассмотрели специфику формирования синтетического и аналитического учета, их характерные особенности.
Практические принципы учета готовой продукции рассмотрели на примере деятельности ООО «САЯНЫ».
При этом проведенный анализ показал, что предприятие достаточно успешно осуществляет ведение бухгалтерского учета в разрезе выпуска и реализации готовой продукции.
Синтетический учет выпуска продукции на ООО «САЯНЫ» ведется с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", поскольку предприятие использует нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Аналитический учет продаж, как и выпуска готовой продукции, ведется в разрезе наименований продукции. По каждому наименованию продукции отражается фактическая производственная себестоимость, управленческие расходы, расходы на продажу, начисленные налоги, поступившая выручка. Аналитический учет ведется в ведомости аналитического учета по счету 90 «Продажи».
Для синтетического учета выручки от продажи продукции, ее себестоимости, полученных от покупателей налогов и выявления финансовых результатов по основной деятельности ООО «САЯНЫ» используется синтетический счет 90 "Продажи". К счету 90 "Продажи" открываются субсчета 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"; сведения по каждому субсчету отражаются за каждый отчетный период в накопительном порядке, и, следовательно, в течение года они не закрываются.
В бухгалтерском учете расходы на продажу признаются как расходы по обычным видам деятельности и учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». При частичном списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям).
Порядок учета готовой продукции ООО «САЯНЫ» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующих нормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительных ведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.
Все бухгалтерские проводки по отражению выпуска и продажи готовой продукции делаются верно, вся выпущенная продукция своевременно и в полном объеме оприходована на склад или отпущена покупателям из производства. Соответственно вся отпущенная продукция своевременно и в полном объеме отражена в бухгалтерском учета как проданная.
Однако в учете готовой продукции на ООО «САЯНЫ» имеют место недостатки.
В оформлении первичных учетных документов по выпуску готовой продукции имеют место нарушения по заполнению дополнительных реквизитов первичных документов, например, в товарной накладной №908 от 21.07.2010г. не заполнено наименование организации, которой отпустили продукцию, нет расшифровки подписи лица, отпустившего продукцию со склада и нет даты отгрузки.
По некоторым видам продукции в карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции на начало/конец периода.
По ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их действия, а дополнительные соглашения не заключены. Данный факт является существенным упущением бухгалтерских работников и работников отдела продаж.
Существенным недостатком в учете готовой продукции и ее продажи на предприятии ООО «САЯНЫ» является отсутствие системы внутреннего контроля по учету выпуска продукции, не достаточно часто проводятся инвентаризации наличия продукции на складах, что приводит к пересортице продукции. Чаще всего пересортица выявляется после отгрузок крупных партий продукции когда по данным бухгалтерского учета остаток по данному виду номенклатуры, на пример, 30 шт. а по фактическому наличию 10 шт.
Для осуществления внутреннего контроля на предприятии ООО «САЯНЫ» можно порекомендовать создание программы внутрихозяйственного контроля учета готовой продукции и ее продаж. Разработкой такой программы должен заниматься контрольно-ревизионный отдел, которого на данный момент нет на предприятии.