Лекция № 6 Эксплуатационно-техническая безопасность предприятий сервиса
Безопасность эксплуатации предприятий гостиничного сервиса (ГС)
Техническое обслуживание предприятий ГС
Для обеспечения эксплуатационной безопасности необходимо осуществлять надлежащее техническое обслуживание зданий, сооружений и оборудования гостиничных комплексов.
Техническое обслуживание предусматривает контроль за техническим состоянием зданий, ликвидации их неисправностей, наладка и регулировка технического оснащения, подготовку зданий к сезонной эксплуатации, а также обеспечение нормального воздушного обмена, температуры влажного режима и других параметров в помещении отеля.
В перечень работ по техническому обслуживанию зданий относятся:
- периодический контроль за состоянием сооружений, оборудования;
- ликвидация незначительных повреждений в системе водопровода и канализации, отопления и горячего водоснабжения (замена вентилей и т.п.);
- ликвидация незначительных повреждений электрооборудования (замена ламп, ремонт розеток, электрических шнуров и т.п.);
- проверка заземления электрооборудования;
- ремонт мусоропроводов;
- работы по сезонной подготовке зданий.
С целью обеспечения безопасности жителей в гостиничном предприятии осуществляются:
- текущий ремонт для предотвращения преждевременного износа зданий и сооружений, а также для устранения небольших повреждений и неисправностей, возникающих в процессе их эксплуатации;
- капитальный ремонт, предусматривающий замену и восстановление отдельных частей конструкций зданий и оборудования, в связи с их износом и разрушением.
Текущие ремонты могут быть профилактическими и непредсказуемыми.Профилактический ремонт обеспечивает нормальную техническую эксплуатацию гостиничного предприятия, повышения его долговечности. Непредвиденный ремонт заключается в срочном исправлении незначительных случайных повреждений и недостатков, которые не могли быть обнаружены и исправлены при осуществлении профилактического ремонта, или возникли после его проведения.
Выборочный капитальный ремонт выполняется только в тех предприятиях гостиничного хозяйства, которые находятся в удовлетворительном состоянии, но при этом отдельные конструкции сильно изношены и требуют полной или частичной замены.
Комплексный капитальный ремонт охватывает весь отель в целом или его отдельные корпуса.
Современные предприятия гостиничного хозяйства имеют в наличии большое и сложное инженерно - техническое оборудование. Для правильной его эксплуатации в каждом отеле должна быть необходимая техническая документация: паспорт здания, план каждого этажа, схемы систем отопления, канализации, водопровода, вентиляции, электроосвещения, паспорт на лифты.
Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям гостиничного сервиса
В настоящее время отсутствуют утвержденные санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц и иных объектов размещения людей» (разработан проект санитарных правил).
В соответствии с ГОСТ Р 51185 в средствах размещения (гостиницах всех видов и категорий) должны соблюдаться санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила и нормы:
- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Итак, каковы же основные требования к средствам размещения – объектам, предоставляющим гостиничные услуги.
2.1 Гигиенические требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям
Во-первых, необходимо функциональное и планировочное отделениежилой группы помещений гостиниц. Размещение хостелов в жилых домах допускается при наличии входов, изолированных от жилой части здания.
Структура, планировка и оборудование помещений должны учитывать разделение потоков клиентов и обслуживающего персонала.
Для персонала предусматриваются помещения – гардеробные, туалетные, душевые, комнаты приема пищи.
Номера гостиниц должны иметь естественное освещение.
В составе гостиниц предусматриваются помещения для оказания бытовых, торговых, спортивно-оздоровительных, культурно- зрелищных и досуговых услуг.
Санитарно-эпидемиологические требования к водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений
Следует предусматривать холодное и горячее водоснабжение, канализацию. Качество воды должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 [1].
Системы горячего водоснабжения должны обеспечивать бесперебойную
подачу горячей воды во все санитарные приборы, установленные в соответствующих помещениях. Для обеспечения бесперебойного горячего водоснабжения в период профилактических ремонтов, аварий следует предусматривать местные водоподогреватели.
Система канализации должна обеспечивать бесперебойное отведение сточных вод в наружную канализационную сеть.
Системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны быть выполнены в соответствии с проектом и обеспечивать нормативный воздухообмен во всех помещениях. Каждый номер гостиницы должен быть оборудован системой вентиляции.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать параметры микроклимата в номерах гостиницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645 [2], а в служебных и административных помещениях в соответствии СанПиН 2.2.4.548-96 [3].
В гостиницах, обеспеченных системами кондиционирования необходимо проведение бактериологических исследований образцов воды из систем кондиционирования на наличие легионеллеза*.
* Легионеллез представляет собой тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, поражением дыхательной, мочевыделительной и центральной нервной системы. Легионеллы передаются аэрозольным путем. Они устойчивы и могут распространяться через охладительные системы и компрессоры, в душевых кабинках и бассейнах.