Рассматривая психические явления, мы выделяли познавательные и эмоционально-волевые процессы, и теперь переходим к анализу других феноменов психики человека: это психические состояния и психические образования.
Психические состояния – это определенный уровень качества функционирования психики человека иего работоспособности, характерный в данный момент времени. Они отражают воздействие на человека как внешних, так и внутренних стимулов, но без отчетливого осознания их предметного содержания.
Они многообразны, отражают активность и пассивность человека, определяют своеобразие психических процессов и тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Физиологические основыпсихических состояний представляют собой функциональные состояния психики и отражают определенный уровень динамического (подвижного) взаимодействия человека с окружающей средой:
- адекватная мобилизация организма в соответствии с требованиями определенной деятельности; или
- рассогласование, когда различные системы организма недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
Регуляция всех этих состояний человека осуществляется с помощью особых модуляторных нейронов, или нейронов-модуляторов.
Модуляторные нейроны могут быть двух типов:
- активирующего и
- неактивирующего.
Модуляторные нейроны объединяются в ансамбли (как музыканты)) и сети в стволе головного мозга и его лимбической системы (совокупность ряда структур головного мозга, которая участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.). Объединенные в сети модуляторные нейроныобразуют модулирующие системы. Эти системы активизируют или затрудняют – т.е. регулируют тонус коры головного мозга и подкорковых структур. Тем самым они влияют на деятельность всего организма.
Кроме того, важнейший регулятор функционального состояния психики человека – головной мозг, точнее – его фронтальные зоны – передние отделыкоры больших полушарий. Именно они управляют деятельностью модуляторных нейронов и их систем, а, следовательно, и деятельностью всего организма человека, его жизненной и профессиональной активностью.
При помощи волевых усилий и мотивации человек использует определенные положительные психические состояния и стремится преодолеть те, которые отрицательно сказываются на его деятельности.
Основные виды психических состояний:
- бодрость – усталость;
- активность – пассивность, апатия;
- эйфория, душевный подъем – депрессия.
Эйфория – состояние удовольствия, благодушия и беспечности, радостное настроение. Но! Это состояние, не оправданное внешними объективными обстоятельствами и окружающей обстановкой. При эйфории наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, иногда психомоторное возбуждение, многословие. Некоторые формы эйфории наблюдаются при некоторых психических, эндокринных расстройствах и инфекционных заболеваниях, олигофрении, травмах (особенно при поражении лобных долей мозга).
Изучение психических состояний необходимо во всех разделах психологической науки: общей, педагогической, детской, инженерной, военной, психологии творчества, в том числе музыкального. Восприятие любого художественного произведения сопровождается определенным эстетическим психическим состоянием, которое может перейти в новое состояние под воздействием этого произведения уже после его восприятия.
Особое место в связи с этим занимает исследование психологии малых групп, объединенных общим трудом и целю (в частности, музыкальных ансамблей), а такжеизучение психических состояний у людей, действующих в ответственной ситуации: участников конкурсных выступлений, спортсменов перед соревнованиями, студентов перед экзаменом и др. Исследование психических состояний проводится при помощи различных методов психологии: путем наблюдения, опросов, анкетирования, тестирования, моделирования различных ситуаций и других экспериментов. Проведен ряд исследований психических состояний, возникающих в условиях стресса и фрустрации.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных условиях. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье относительно недавно – в 1936 году при описании адаптационного синдрома. Отметим, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. Это ставит перед исследователями задачи прогнозирования поведения человека в стрессовых ситуациях.
Фрустрация (от лат. - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении какой-либо потребности или желания. Состояние фрустрации возникает в ситуации конфликта, возникновения препятствия на пути осуществления цели и сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.
При этом важно учитывать, что возникновение ситуации фрустрации зависит не только от объективной ситуации, но и от особенностей личности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, возникновению повышенной возбудимости и агрессивности.
Следующие психические явления, которое необходимо рассмотреть – психические образования. В их содержание входит особое сочетание знаний, умений и навыков. Они формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
Знания – совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности – об окружающем мире и о самом человеке. Переработанные чувственные данные существуют в сознании в виде представлений и понятий и сохраняются в памяти. Главное назначение знаний – организация и регулирование жизнедеятельности человека, его практической и духовной деятельности. Поэтому знания тесно связаны с формированием и развитием умений.
Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо усвоенном знании, но еще не достигший уровня навыка.
Вначале формируются так называемые начальные умения.
Начальные умения – это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. При этом эффективность формирования умений во многом зависит от понимания человеком правил (знаний).
Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства и которые следуют за этапом выработки навыков.
Навык – это хорошо сформированное действие, имеющее динамическую (подвижную) структуру:
- когнитивные (познавательные) компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства; образ исполнительного акта; программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением. Этот компонент обеспечивает целесообразность и разумность действий;
- моторные (исполнительные) компоненты, включающие коррекционные процессы.
Физиологическая основа любого навыка – выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Закрепление нервного пути в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Образовавшиеся системы условно-рефлекторных связей сокращают время реакции.
Сложившиеся в результате формирования навыка нервные механизмы вызывают изменения в процессе выполнения действия: резко уменьшается время выполнения действия. Кроме того, исчезают лишние движения, и напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.
Простые навыки – это несложные приемы и действия, совершаемые правильно автоматически, без достаточного сосредоточения внимания и без непосредственного соотнесения с правилами (знанием).
Помимо простых, существуют сложные навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполненные точно, легко, быстро и эффективно при незначительном напряжении сознания.
Это достигается в результате обучения и повторения действия с заданной скоростью и точностью.
Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности.
В итоге формируются такие психические образования как сложные умения – возможность человека творчески применять знания и навыки, достигая желаемых результатов в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Это достигается также в процессе обучения.
Итак, мы рассмотрели основные психические феномены: познавательные и эмоционально-волевые процессы, психические состояния и психические образования. В следующий раз перейдем к анализу человека как носителя этих явлений и обратимся к таким понятиям как индивид – личность – индивидуальность.