РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ




План урока

1.Просмотреть презентацию (прикрепленный файл) Особое внимание обратить на слайды 4-6.

Переписать информацию с 5 слайда себе в тетрадь.

Вам всем были озвучены темы проектов, над которыми вы будете работать

На данный момент вы должны уже определиться с темой проекта и вам несложно будет ответить на вопросы (слайд 5 презентации)

2. Перед началом работы над проектом Ответьте устно на вопросы (слайд 5 презентации)

1) Какова сфера вашего исследования?

2) В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?

3) Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?

4) Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?

5) Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?

6) С кем вы собираетесь работать над проектом?

7) Какая помощь вам потребуется?

3. Работа с теоретическим материалом (стр.4 данного конспекта урока) ознакомьтесь с ним.

Используя материалы урока ответьте письменно на вопрос: Перечислите сходство и различие проектной и исследовательской деятельности?

Домашнее задание. Ответить на письменно на вопросы, поставленные на 6 слайде презентации (для этого просмотрите еще раз полностью презентацию)

Итак, первый вопрос

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Ответить на этот вопрос вам поможет следующая памятка:

Как сформулировать цель и задачи исследовательского проекта.

Цели и задачи исследовательского проекта

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь

исследователь при завершении своей работы.

Виды целей

 определение характеристик явлений, не изученных ранее;

 выявление взаимосвязи неких явлений;

 изучение развития явлений;

 описание нового явления;

 обобщение, выявление общих закономерностей;

 создание классификаций.

Формулировку цели исследования может начинаться следующим образом:

 выявление...;

 обоснование...;

 уточнение...;

 конструирование …;

 определение...;

 исследование...;

 обобщение…;

 описание…;

 создание…;

 формирование …

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их

решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из

формулировок задач.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в

соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо

сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от

наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется

глубиной исследования.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

 выяснить...;

 изучить...;

 провести...;

 рассмотреть...;

 найти...;

 описать..

Как ты будешь решать эти задачи? (способы работы на каждом этапе)

Варианты ответов

Проведение анкетирования, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, как будут оформлены результаты исследования.

3. Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

4. Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

5. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов. На этом же этапе необходимо определить, каким будет проектный продукт, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута

 


 

Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

 

1. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

 

2. Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оба определения показывают, что у исследования и проектов е сть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

  1. общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  2. структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное – важнее сам процесс исследования.

В исследовании не может быть разных видов деятельности – это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр – рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, – репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Проект

Научное исследование


Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • Предварительное описание продукта проектных работ.
  • Его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.


Формулировка целей:

  • на выполнение замысла проекта (очень конкретно)
  • на решение научной проблемы (большая степень свободы)


Интерпретация целей на языке задач:

  • получение конкретного продукта проектных работ
  • разностороннее научное исследование объекта изучения


Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности


Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.

 

 

Жду выполненные задания. Задания могут быть выполнены как вручную, так и в печатном виде (текстовый файл с именем Фамилия, имя обучающегося)!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: