Товарооборот и выручка от реализации: почувствуйте разницу.




 

Вопрос о применении показателя товарооборота или валового дохода для расчета тех или иных лимитированных показателей предприятиями торговли (предприятиями осуществляющими торговую деятельность) на протяжении длительного времени оставался спорным и неурегулированным на нормативном уровне.

Менялись формы бухгалтерской отчетности, вносились изменения и дополнения в действующие нормативные акты, и все это давало повод для толкования в защиту того или иного показателя, применяемого в каждом рассматриваемом случае. Причем в большинстве своем эти толкования не имели под собой достаточно четкой аргументации и как правило обосновывались лишь изменениями происшедшими в составлении форм бухгалтерской отчетности без особого понимания сути различий между показателем выручки от реализации продукции (работ, услуг) производственного предприятия и этим же показателем для предприятия торговли.

Выбор базового показателя имеет принципиальное значение не только для расчета предельных размеров расходов на рекламу, представительских расходов и расходов на подготовку и переподготовку кадров, но и влияет на порядок применения льгот по налогу на имущество и некоторых других нормируемых величин определяемых для целей налогообложения, о которых речь пойдет ниже. Если в настоящее время вопрос в отношении норм и нормативов расходов на рекламу, представительских расходов и расходов на подготовку и переподготовку кадров решен на нормативном уровне и за основу для расчета установлен показатель валовой прибыли. Он определяется как разница между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров (см. Приказ МФ РФ от 15.03.2000 N 26Н “О нормах и нормативах на представительсткие расходы.....”), и по сути является валовым доходом предприятия торговли, то для других целей он так и остался не решенным.

Так, например, льгота по налогу на имущество предприятиям по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и научно-исследовательским учреждениям и организациям предоставляется при условии, что объем работ по этим видам деятельности составляет не менее 70% в общем объеме выручки (работ) (подп.”а”, “к” п.5 Инструкции ГНС РФ от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”).

Выбор показателя товарооборота или валового дохода при осуществлении торговой деятельности тесно связан и с определением суммарного размера страховых взносов в размере 1% при отнесении их в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Причем, если для расчета нормируемых расходов показатель товарооборота представляется более выгодным, так как позволяет увеличить размер издержек производства и обращения и в результате уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, то при определении стоимости льготирумого имущества при расчете налога на имущество все наоборот. Применение показателя товарооборота влияет на размер доли выручки от реализации льготируемой продукции в общем объеме, что может привести к утрате права на использование данной льготы.

Для того, чтобы определить какой показатель брать за основу прежде всего необходимо выяснить, есть ли разница между понятиями выручка от реализации продукции (работ, услуг) производственного предприятия и выручка от реализации товаров (товарооборотом) предприятия торговли. Как известно, показатели выручки от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимости реализованной продукции участвуют в формировании финансового результата деятельности предприятия. При этом, у торгового предприятия покупная стоимость приобретенных товаров в отличии от материальных затрат производственного предприятия не включается в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) (издержки обращения), которая при составлении бухгалтерской отчетности формируется по счетам учета затрат 20, 25, 26 и др. (сч. 44). Издержки производства предприятия торговли представляют собой расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителя (п. 1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утв. Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2).

Принятие в рассматриваемых случаях за основу показатель товарооборота означает необоснованное завышение финансового результата деятельности торговой организации, так как ее реальным доходом является валовый доход уменьшенный на издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам. Такого же мнения придерживается МФ РФ и МНС РФ (см. Письмо ГНС РФ от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757, Письма МФ РФ от 18.05.99 N 04-02-05/6, от 11.08.99 N 04-05-06/53). Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что понятия выручка от реализации продукции (работ, услуг) для производственного предприятия и валовый доход для торгового предприятия являются идентичными. При этом валовый доход определяется как разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, или,иначе говоря, реализованную торговую надбавку. Данное определение следует из п.12.1.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5 и объясняется спецификой деятельности торговой организации, которая существовала изначально и никогда не изменялась вне зависимости от изменений, вносимых в порядок составления форм бухгалтерской отчетности.

Таким образом, базовым показателем предприятия торговли является валовый доход, который соответствует показателю выручки от реализации продукции (работ, услуг) производственных предприятий.[6]

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Е.Шаронова “Бухгалтерский учёт готовой продукции”. Материалы “АКДИ Экономика и жизнь”, 2000 год.

2.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2001. – 640с.- (Серия “ Высшее образование”) – стр.319-327

3.Жолобов Ю.В., кандидат эк.наук, член-корреспондент АМОК, 25 августа 2001 г. – АОЗТ “1c”

4. Е.Бойкова “Товарооборот и выручка от реализации: почувствуйте разницу”. Материалы “АКДИ Экономика и жизнь”, 2000 год.

5.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2001. – 640с.- (Серия “ Высшее образование”) – стр.335-337

6.Нормативный документ – Методические указания по инвентаризации имущества и фин. обязательств. Утверждёны приказом Минфина РФ от 13.06.95. № 49

7.Нормативный документ – Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117- ФЗ (в ред. Фед. Закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ)

8. Нормативный документ – Методические рекомендации по применению главы 21 “Налог на добавленную стоймость” Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г. № БГ –3-03/447

 

 

* с собственным исправлением по новому плану счетов


[1].Е.Шаронова “Бухгалтерский учёт готовой продукции”. Материалы “АКДИ Экономика и жизнь”, 2000 год.

[2] Методические указания по инвентаризации имущества и фин. обязательств. Утверждёны приказом Минфина РФ от 13.06.95. № 49

[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2001. – 640с.- (Серия “ Высшее образование”) – стр.319-327

 

[4] Жолобов Ю.В., кандидат эк.наук, член-корреспондент АМОК, 25 августа 2001 г. – АОЗТ “1c”

 

[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА – М, 2001. – 640с.- (Серия “ Высшее образование”) – стр.335-337

 

[6] Е.Бойкова “Товарооборот и выручка от реализации: почувствуйте разницу”. Материалы “АКДИ Экономика и жизнь”, 2000 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: