СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО




А ВЫМОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

 

Тема поэта и поэзии, тема особенностей творчества поэта.

Автор использует новые, нетипичные метафоры: «скулы океана», «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб».

В стихотворении отсутствуют человеческие образы, поэт описывает лишь отдельные предметы посредством метафор. Это указывает на одиночество лирического героя. В последнем предложении звучит некий вызов миру.

Мир лирического героя наполнен необычными красками и звуками, он способен почувствовать то, что другие люди не могут увидеть. Лирический герой противопоставлен обществу.

Лирический герой – двойник В.В. Маяковского.

Сопоставления в 16:

· поэт и поэзия (лирический герой способен посмотреть на мир под другим углом, в то время как остальные не могут сделать этого)

· особенности творчества (лирический герой – двойник В.В. Маяковского, его творчество уникально, в своих произведениях он изображает то, что до него еще никто не изображал)

· поэт и толпа (лирический герой противопоставлен обществу, он бросает ему вызов)

СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
Бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

 

Тема поэта и толпы.

Противопоставления: скрипка и оркестр, лирический герой и музыканты, которые его высмеивают. Лирического героя со скрипкой сближает именно отстраненность от остальных, именно благодаря этому они понимают друг друга.

Стихотворение написано в особой форме – «лесенкой». Это передает чувства лирического героя, его переживания.

Обилие риторических вопросов, восклицаний, диалоги также помогают понять чувства лирического героя.

Сопоставления в 16:

· поэт и толпа (противопоставления скрипки и оркестра, лирического героя и музыкантов; и скрипка, и лирический герой не поняты обществом – на скрипку оркестр «чужо смотрел», а над лирическим героем музыканты смеялись)

 

 

ЛИЛИЧКА!

ВМЕСТО ПИСЬМА

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом умо́рят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

 

 

Жанр – любовное послание («вместо письма»).

Любовная лирика (абсолютная, мучительная любовь лирического героя)

В произведении соединяются три хронотопа: прошлое («Вспомни - / за этим окном / впервые..»), настоящее («Сегодня сидишь вот..»), будущее («День еще - / выгонишь..», «Завтра забудешь, / что тебя короновал..»)

Лирический герой в отчаянии – «И в пролет не брошусь, / и не выпью яда..». Он понимает, что взаимоотношения между ним и его возлюбленной – неправильные, сравнивает свое поведение с поведением животных.

Сопоставления в 16:

· любовные мотивы («испепеляющая» любовь, лирический герой находится в отчаянии, он несчастлив)

· мотив прощания, расставания (лирический герой хочет закончить отношения с возлюбленной, «дай простимся сейчас»)

 

 

всем пупуням, которые добрались до конца: вы – лучшие, без шуток!! ♡ ♡ ♡



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: