Учебники и учебные пособия




Кафедра всеобщей истории

 

Комплекс аттестационных материалов по дисциплине

Всеобщая история. Новое время

 

 

Направление подготовки

Журналистика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва 2017

 

 

Учебно-методический комплекс

составлен на кафедре всеобщей истории

 

Авторы-составители: д.и.н., профессор Н.В. Ростиславлева

к.и.н., доцент О.В. Саприкина

 

 

Утверждено:

протокол заседания

кафедры всеобщей

истории № 1 от 9 сентября 2017

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2017

Преподаватель:

доцент кафедры всеобщей истории, канд. ист. наук Серёгичев Сергей Юрьевич
E-mail: sers80@mail.ru

Аннотация

 

 

Программа состоит из разделов, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают всеобщую историю с конца XV до конца XIХ в.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматриваются факторы развития мировой истории в новое время: распространение конституционных начал, принципов парламентаризма, индивидуальной свободы в борьбе с традициями абсолютизма и вызовами эгалитаризма; промышленная революция и создание индустриального общества; складывание наций и европейская экспансия XIX в.; секуляризация духовной жизни на Западе; создание светской идеологии в форме Просвещения, либерализма и социализма в контексте истории мировых цивилизаций, что рассматривается главным образом на примере истории ведущих государств Европы, Америки, Азии и Африки.

Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

 

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Студентам, сдающим дисциплину «Всеобщая история. Новое время» в качестве академической разницы, следует внимательно изучить программу курса и список литературы, прилагаемый к ней. Список литературы делится на несколько разделов.

В разделе “Учебники и учебные пособия” указаны учебники, учебные пособия и хрестоматии. Основное внимание студентам следует уделить учебникам. Отдельные издания могут быть использованы как вспомогательные для расширения исторического кругозора. Для максимальной помощи обучающимся указана также дополнительная литература к каждому разделу курса.

В помощь студентам разработана «Рабочая тетрадь студента» (РТС) и составлены методические указания по всем периодам истории Нового времени. Студенту рекомендуется ознакомиться с методическими указаниями и учитывать данные разъяснения при работе с учебником. Студент должен заполнить РТС, аккуратно отвечая на контрольные вопросы, содержащиеся во всех разделах РТС после методических указаний. Полнота и правильность ответа проверяется и оценивается преподавателем. Заполненная РТС должна быть сдана преподавателю в электронном виде.

 

Список источников и литературы

Учебники и учебные пособия

Страны Запада.

1. История Нового времени: 1600–1799 годы: пособие для студентов, обучающихся по специальности «история» / Под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. – М.: Академия, 2007. 380 с.

2. Новая история стран Европы и Америки: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «История» / Под общей ред. И.М. Кривогуза. – М.: Дрофа, 2004. 909 с.

3. Хрестоматия по всеобщей истории. - М., 1991.

 

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы

1. История южных и западных славян. / Под. Ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. Т. 1. М., 1998. С. 48-61, 75-83, 98-124, 131-135, 181-242, 290-348, 351-667.

2. История Европы. В 5 томах. Т. 3. М., 1993. С. 108-118, 138-159, 237-246, 259-271, 299-307, 337-340, 346-349, 411-445, 547-555. Т. 4. М., 1994. С. 138-179, 243-261,295-298,339-366, 430-456. Т. 5. М., 2000. С. 102- 132, 141-175, 273-284, 311-339, 420-432, 460-475, 530-534, 547-553.

3. Хрестоматия по истории южных и западных славян. Тт. 2. - Минск, 1987-1989.

 

Дополнительная литература

1. Айзенштат М.П. Британия Нового времени. Политическая история: учебное пособие. М.: КДУ, 2007. 204 с.

2. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М.: Дрофа, 2005. 474 с.

3. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М.: Дрофа, 2005. 474 с.

4. Бриггс Эйза, Клэвин Патриция. Европа Нового и Новейшего времени: с 1789 года и до наших дней. – М.: Весь мир, 2006. 585 с.

5. Бриггс Эйза, Клэвин Патриция. Европа Нового и Новейшего времени: с 1789 года и до наших дней. – М.: Весь мир, 2006. 585 с.

6. Гельмут Кёнигсбергер. Европа раннего Нового времени 1500 – 1789. М.: Весь мир, 2006. 319 с.

7. Европейские революции 1848 г.: принцип национальности в политике и идеологии / Отв. ред. С.М. Фалькович. - М.: Индрик, 2001. 456 с.

8. Иванян Э.А. История США. – М.: Дрофа, 2004. 571 с.

9. История Африки в документах, 1870–2000. В 3-х тт. М.: Наука, 2005–2007. Т. 2–3.

10. История Великобритании / Под ред Кеннета О. Моргана. – М.: Весь мир, 2008. 660 с.

11. История Востока: В 6 томах / Под общей ред. Р. Б. Рыбакова. – М.: Восточная литература, 1995–2008. Т..5–6.

12. История Германии: Учебное пособие: В 3 т. – М.: Кузбассвузиздат, 2008.

13. Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные / Под. ред. А. Д. Воскресенского. М.: Аспект Пресс, 2008. 511 с.

14. Нации и национализм. / Пер. с английского. М., 2002. 411 с.

15. Новое время / Под ред. В.П. Будановой. М., 2006. 448 с.

16. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002. 383 с.

17. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980 гг. Учебное пособие для студентов. М., 1998. 428 с.

18. Памяти профессора А. В. Адо. Современные исследования о французской революции / Под ред. В.П. Смирнова и Д.Ю. Бовыкина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2003. 285 с.

19. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. – М.: Московский учебник, 2001. 287 с.

20. Саид Э. Ориентализм: западные концепции Востока / Э. В. Саид. Пер. с англ. – СПб.: Русский мiръ, 2006. 637 с.

21. Современная Африка: метаморфозы политической власти / Отв. ред. А. В. Васильев. – М.: Восточная литература, 2009. 494 с.

22. Согрин В.В. Политическая история США XVII–XX вв. – М.: Весь мир, 2001. 389 с.

23. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. СПб., 2003. 271 с.

24. Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. 540 с.

25. Хобсбаум Э. Век Капитала. 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999. 476 с.

26. Хобсбаум Э. Век Революции. Европа 1789-1848 гг. Ростов -на –Дону, 1999. 475 с.

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

 

 

Фамилия И.О. студента_______________________________________

___________________________________________________________

 

Факультет ____________________Курс_______Группа____________

 

Фамилия И.О. преподавателя__________________________________

 

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделам.

Введение.

 

Изучая эту тему, необходимо уяснить понятие «Новое время», его хронологические рамки; представлять основные периоды новой истории.

Студент должен понимать, почему Великие географические открытия, гуманизм, Реформация – это ключевые события при переходе от Средневековья к Новому времени.

Теоретической осью координат Новой истории Запада является концепция модернизации общества, которую следует воспринимать как процесс развития, включающий в себя экономические, социальные, политические, культурные преобразования, в результате которого произошел переход от традиционного общества к индустриальному.

 

Литература:

Основная:

 

Карпов С.П. История средних веков. Т.2. М., 2010. С.10-32.

От аграрого общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980 –х гг. Учебное пособие для студентов. М., 1998. С. 3-13.

 

Дополнительная:

 

Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2002.

Раков В.М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI- XVIII вв.). Пермь, 1999. С. 3-14.

 

Контрольные вопросы:

  1. Каково происхождение понятия «новое время»?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделу I.

Приступая к изучению I раздела, следует иметь в виду связь раннего Нового времени со Средними веками, поэтому в каждом событии этого периода обнаруживаются как элементы разрыва, так и преемственности.

Студент должен уяснить, что Великие географические открытия резко раздвинули границы известной европейцам ойкумены, вновь открытые земли повлияли на изменение форм торговли и динамику цен в Европе, на перемены в общественном сознании европейцев.

Необходимо подчеркнуть, что уже в период расцвета гуманизма(XV в.) происходит разрыв со Средневековьем в духовной сфере, утверждается новый ренессансный тип культуры, где высшей ценностью становится человек в его земном предназначении. Человек возносится до уровня богоподобности. Важнейшей философской категорией гуманизма является наслаждение как духовное, так и телесное.

Изучая гуманизм и Реформацию, студент должен четко представлять соотнесенность этих явлений. Безусловно, и гуманизм, и Реформация – это важнейшие этапы секуляризации мира. Обоим феноменам присуща идея «возврата»(апелляция к прошлому).

Студенту при освоении событий Реформации необходимо знать религиозные и мирские причины, такие варианты движений за реформу церкви как соборная реформа, евангелическая, мистическая. Своеобразие реформационных движений уясняется на примерах реформации в Германии и Швейцарии. Особое внимание следует обратить на доктрину Кальвина о предопределении как идеологической основы протестантской этики, которой суждено будет сыграть важную роль в социально-экономических переменах в странах Запада. Контрреформация должна быть осмыслена не только как борьба против реформированных церквей, но и также как католическая реставрация, под которой понимается не только возвращение протестантов в лоно католицизма(иногда при помощи довольно реакционных способов(орден иезуитов), но также и обновление самого католицизма.

В XVI в. переменами была затронута материальная культура и повседневная жизнь европейцев. Студенту следует обратить внимание на соотношение понятий материальная культура и повседневность, на демографическое развитие в XVI в., на зарождение процесса урбанизации и появление новых городских слоев(технической интеллигенции)..

Экономическое развитие XVI в. корректнее всего воспринимать сквозь призму понятия мир-экономика, с помощью которого можно в целом охарактеризовать европейские экономические процессы раннего Нового времени.

Студент должен представлять, что исторические Нидерланды были одной из ведущих зон экономического развития. Это было предопределено исторической традицией, географическим положением и религиозным фактором.

В Англии в XVII в. происходили религиозные и политические борения. Компромиссный характер английской реформации обрекли ее религиозную нестабильность и недовольство англиканской церковью со стороны пуритан и многочисленных сектантских групп. Студент должен уяснить, каким образом религиозный и политический кризисы привели к революции, знать основные ее этапы. Обратить внимание на важнейшие исторические документы, которые станут основой «линии прав человека» в английской и европейской истории(Петиция о праве, Habeas corpus act, Билль о правах). Характеризуя итоги революции и перспективы политического развития Англии необходимо отметить утверждение религиозной свободы, свободы печати, а также начавшееся еще в ходе революции расширение прерогатив парламента и сокращении королевской компетенции, которое наиболее корректно обозначить как развитие конституционализма, в ходе которого будет вызревать парламентаризм, понимаемый к в контексте принципа ответственности министров.

Абсолютизм не смог возобладать в Англии, но именно во Франции он начнет свое победное шествие в XVI в. и придет к процветанию в XVII в. Во Франции в классическом варианте проявятся все важнейшие принципы абсолютистского правления. Изучая эти сюжеты, студент должен представлять достижения в области теоретических обоснований абсолютизма(теория государственного суверенитете Жана Бодена, которая во многом была воплощена в правление Генриха IV). Необходимо обратить внимания, что путь к абсолютизму осложнялся противостоянием католиков и гугенотов, а также социальными проблемами Франции второй половины XVI в. Гражданско-религиозные войны прекратились в годы правления Генриха IV и прежде всего после принятия им Нантского эдикта(1598), прекращения созыва Генеральных штатов и начала активной меркантилистской политики.

Темой интеллектуальная революция завершается изучение раздела. Студент должен уяснить, что в конце XVI-XVII в. происходит прорыв в сфере астрономии, математики, рождаются новые философские подходы к познанию природы(эмпиризм), и формируется рационализм, который станет ведущей философской парадигмой Нового времени.

 

 

Литература и источники

 

Основные источники:

Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезиов) СПб., 1996.

Макиавелли Н. Государь (любое издание)

Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII –XVIII вв. М., 1990. С. 14-23, 29-36, 38-40,52-63, 73-83.

 

Основная литература:

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1992. С. 12-46.

Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. М., 2002. С. 129-150.

Карпов С.П. История средних веков. Т. 2. М., 2010. С.33- 124. 180-213, 250-321.

Раков В.М. «Европейское чудо»(Рождение новой Европы в XVI- XVIII вв.) Пермь, 1999. С. 112-164.

 

Дополнительная литература:

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XY – XYIII вв. В 3-х т. М., 2007. Т. 3.

История Европы. Т.5. М., 2000.

Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002

Савин А.Н. Лекции по истории английской революции. М., 2000.

Токвиль А. Старый порядок во Франции. М., 1997.

Фюре Ф. Постижение Французской революции. СПб, 1998.

 

Контрольные вопросы:

1. Каково историческое значение Великих географических открытий?

2. Каковы представления Лютера о церкви?

 

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделу 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: