История Древнерусского искусства.




Историю древнерусского искусства подразделяют на два крупных этапа: искусство Киевской Руси (IX — первая треть XII века) и искусство во времена формирования Московского государства (первая четверть XVI—XVII века). В художественной культуре Киевской Руси различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 — кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры — от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 — нач. 13 в.).

 

Дохристианский период (IX — кон. X в.)

Дохристианская культура Древней Руси

От этого периода сохранились, преимущественно, произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел, например турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, X в. Под влиянием язычества, древние славяне воплощали в творчестве мифологические образы природных стихий. Данные мифологические образы — изображения солнца, коня, птицы, цветка и др., сохраняются в народном творчестве и по сей день. Одним из видов воплощения мифологических образов являлись капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

 

Христианский период (XI в. — XII в.)

Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, как в политическом так и культурном аспектах. Византия, как государство с огромным культурным «багажом», оказала сильное влияние на многие аспекты русского искусства и обогатило его новыми образами и техническими приёмами. Византийские мастера, прибывшие на Русь, способствовали бурному развитию архитектуры (в том числе храмового зодчества), иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990—996), возведённая уже зодчими из Византии (к сожалению, не сохранилась).

 

Выдающийся архитектурный памятник этого периода — собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве, который был заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым — огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Собор подчёркивал преемственную связь с центром православного мира — храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительного материала была использована плинфа, часто используемая и в византийских зданиях. Мозаики и фрески украшавшие храм (1040-е гг.), выполнены византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена».

 

В начале XII в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). Во времена правления Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери, считающийся выдающимся памятником византийской иконописи, ставшая образцом иконописи для русских мастеров.

 

Храмы построенные на рубеже 11-12 вв. в Киеве, Чернигове, Переяславле и др. городах уже меньше по размеру и их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни того времени был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (власть народного вече). Новгородская культура, отличалась простотой, строгим лаконизмом форм, что отражалось и в архитектуре: собор Св. Софии, 1045—50; Никольский собор на Ярославовом Дворище, 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119, полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи.

1 Картина «Гусляры» В.Васнецова.

Художник: Виктор Михайлович Васнецов

Название картины: «Гусляры»

Картина написана: 1899 г.

Холст, масло.

Первые впечатления о сказочности существующего мира В. Васнецов получил от своей бабушки, которая не только умела рисовать необычные цветы, но и рассказывала мальчику сказки зимними вечерами. Родина художника – Вятка славилась, в первую очередь, как край народных умельцев. Эти два фактора нашли свое отражение в восприятии автором сказочных картин окружающей действительности.

 

В картинах Васнецова проникновенно и правдиво воплощена самобытность и неповторимость отечественной культуры, а также то, что называют «русским духом». Произведения этого мастера отличаются от остальных художников 19 века тем, что он отступает от общепринятых канонов живописи и умеет реалистично изобразить как фантастический, так и древний мир. Одной из таких картин считается «Гусляры», написанная в 1899 году.

 

Прежде чем рассматривать композиционное и образное построение холста, следует вспомнить о роли такого музыкального инструмента как гусли в русском фольклоре, мировосприятии и культуре.

Близкими родственниками гуслей, струнного щипкового музыкального инструмента, считают греческие арфу и кифару, саксонскую лиру, армянский канон и финское кантеле. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич, а также предполагаемый автор «Слова о полку Игоревем» Баян. Гусли, которые изобразил Васнецов, состоят из трех рядов струн, что очень символично.

 

Первый строй называют новгородским, а, как известно, это родина былин и исторических песен, которые не зря считают самыми героическими, величественными и активными среди всех произведений Древней Руси.

 

Второй ряд – это мотивы псалмов из Иерусалима, что являются символом духовности, блага и внутреннего равновесия человека.

 

Третий строй гуслей относят к скоморохской культуре, родом из неведомого Лукоморья – места веселья, плясок и задорных частушек. Это простонародное течение, самое близкое п духу славянской нации, корни которого кроются в языческих обрядах и традициях.

 

Гусляры на Руси всегда были почетными гостями в каждом селе, богатом или бедном доме и о них сложено немало легенд. Интересно, что так же относились к игрокам на арфе из древней Ирландии, которым приписывались сверхспособности, напрямую зависящие от мастерства игрока.

 

Существовала легенда, что струны гуслей (арфы или лиры), настроенные особым образом, могут управлять человеческими чувствами и даже гипнотизировать «непосвященных». Чаще всего они вызывали смех, слезы и сон. Богатырь Чурила из былин, к примеру, усыпил при помощи гуслей княжескую чету, а Добрыня Никитич, еще один богатырь, нагнал на супостата уныние.

 

Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. Вы словно оказываетесь внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов-гусляров.

 

Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.

 

Еще одна исконно русская черта этой картины – обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а вот позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое вы можете увидеть у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу.

 

Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.

 

На полотне представлены трое игроков на струнном инструменте, грустно поющих песнь о истории русских земель, о жизненных перипетиях и природе окружающего мира. Эти гусляры словно отражают прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь трех поколений, ведь Васнецов изобразил совсем молодого певца с левой стороны, посередине – седого старца, а справа – мужчину средних лет.

 

Русоволосый юноша, или «отрок» по-древнерусски, пышет молодостью. Его розовые щеки олицетворяют усердие и переживание, а рот открыт – юноша исполняет грустную песнь. Но этот человек слеп. Такой физический недостаток можно рассматривать в двух аспектах: как символ слепой молодости, когда внимание сосредоточенно только на собственных проблемах, и как вера древних славян в мистическую силу «юродивых».

линнобородый и седовласый старец, сидящий посередине, так же является образом-символом. Именно в старости о человеке начинают заботиться и переживать о нем, именно этот возраст означает мудрость, к которой прислушиваются другие люди. Персонаж картины Васнецова напоминает могущественного волшебника из башни за окном, что истинная правда – его голос несет в себе магию.

 

Слева находится зрелый гусляр, темноволосый и загорелый, с худощавым лицом, так много успевший в жизни увидеть. Он уже пережил юношеские заблуждения, но этому человеку еще далеко до седины. Этот образ выражает самые сильные переживания на картине, поскольку его лицо – просто кладезь эмоций и сильных чувств, а рука, оторванная от струн, раскинутая в широком жесте, словно выражает неспешность песни и ее величавость.

 

Васнецов как мастер психологического портрета в изображении гусляров гениален, ведь он сумел раскрыть перед зрителями три характера - нежную робость юношеского возраста, усталость и мудрость старческих лет и серьезность зрелого возраста.

 

Кроме этого, художник, подобно Гете, сумел остановить мгновение и перенести каждого зрителя в эпоху Древней Руси, чтобы он проникся музыкой картины и духом старины. Примечательно, что тут мастер сумел написать кистью не только музыку, а и отойти от портретной статичности, передав белыми одеждами гусляров и светлой отделкой избы возвышенную легкость.

2 герой былин и сказаний Садко.

3 Капища, городища, святилища древних славян

Задание. НАРИСОВАТЬ ОБРАЗ ДРЕВНЕРУССКОГО ЧЕЛОВЕКА. НАРИСОВАТЬ МОЖНО КАК ОТДЕЛЬНО ФИГУРУ, ТАК И С СЮЖЕТОМ.

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: