Истоки становления психодиагностики




Психодиагностика как раздел психологического знания.

Введение в психодиагностику

Ученые согласны с тем, что психодиагностика представляет собой, с одной стороны, быстро развивающуюся, нужную обществу дисциплину, а с другой – область практики.

Согласно Л.Ф. Бурлачуку: «Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Л.Ф. Бурлачук, 2002, с.104).

Можно говорить о том, что психодиагностика как область психологического знания направлена на разработку методов изучения индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они показателями благополучия или нет. При этом психодиагностика имеет дело не только с тестами как стандартизованными методами исследования личности, но и качественными, нестандартизованными методами.

Психодиагностика как отрасль практики.

Л.Ф. Бурлачук утверждает, что за более чем вековой этап развития психодиагностики сложились сферы применения психологических методик, которые могут быть обозначены как отдельные отрасли общей психодиагностики (Л.Ф. Бурлачук, 2002). Таким отраслям являются образовательная и клиническая психодиагностика. К образовательной диагностике относятся те тесты, которые предназначены для оценки способностей, черт личности учащихся, а также для измерения уровня усвоения учебного материала. Клиническая диагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного, оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания. Помимо названных областей применения психологических методик, Л.Ф. Бурлачук выделяет профессиональную психодиагностику, поскольку профориентация и профотбор невозможны без использования и развития психодиагностических методик (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

Истоки становления психодиагностики

В истории психологии также существует определенная периодизация, с которой совпадает и периодизация развития психодиагностики. Так, считается, что период с начала ХIХ века до 60 годов ХIХ века – происходит формирование естественных предпосылок психологии как самостоятельной науки, а с 60 годов ХIХ века до конца ХIХ века можно говорить о возникновении и первоначальном развитии психологии как самостоятельной дисциплины. В течение этих двух периодов развивались и предпосылки психодиагностики.

Начало ХIХ века до 60 годов ХIХ века. С начала ХIХ века происходит пробуждение устойчивого интереса к гуманному обращению с умственно отсталыми и душевнобольными. В медицинской и педагогической практике возникает потребность в диагностике умственно отсталых и душевнобольных людей. В 1838 году появляется работа французского врача Ж.Е.Д. Эскироля, в который он предложил дифференцировать разные степени умственной отсталости. Другой французский врач Э. Сеген первым уделил внимание обучению умственно отсталых детей с помощью особых методик (1837 - год основания первой школы для умственно отсталых детей). Работы этих врачей в дальнейшем внесли определенный вклад в разработку методов диагностики умственной отсталости (А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1987).

60 годы ХIХ века – начало ХХ века. Главным источником возникновения психологической диагностики является возникновение экспериментальной психологии. В 1879 году В. Вундт в Германии основал первую лабораторию экспериментальной психологии. Этот год принято считать началом ее возникновения. Но стоящих у истоков экспериментальной психологии ученых ХIХ века вообще не интересовало измерение индивидуальных различий. Их главной целью являлось составление обобщенных описаний человеческого поведения.

Первым, кто экспериментальным путем стал изучать индивидуальные различия, был Ф. Гальтон (1822- 1911). Именно он создал инструмент для их измерений – тест. Ф. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством измерения интеллекта человека. Он сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его лаборатории. Ф. Гальтон считается пионером в применении оценочных шкал, методов анкетирования и методики свободных ассоциаций. Еще одной заслугой Ф. Гальтона по праву считают разработку им методов математической статистики для анализа данных об индивидуальных различиях. (1883 год – Ф. Гальтон предложил идею измерения ума; 1884 год – открытие антропометрической лаборатории и знакомство широкой публики с созданными им тестами; 1884 год – публикация статьи «Измерение характера», в которой утверждается необходимость измерения не только ума, но и других психических свойств) (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

Исследования Ф. Гальтона привлекли внимание ученых – психологов, появились его последователи. Одним из продолжателей дела Ф. Гальтона был Джеймс Мак-Кин Кеттелл (1860-1944). В 1890 году вышла его статья «Умственные тесты и измерение», в которой впервые появляется термин «умственный тест». В этой статье также была описана серия тестов, ежегодно проводившихся для определения интеллектуального уровня студентов колледжей. При выборе тестов Дж. Кеттелл согласен с Гальтоном в том, что оценку интеллектуальных функций можно получить посредством тестов сенсорного различения и времени реакции. Предпочтение таких тестов Кеттеллом объяснялось тем, что простые функции могут быть измерены с большой точностью, а разработка объективных для измерения более сложных функций казалось безнадежным делом (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

К концу ХIХ века тесты измерения простейших функций получили широкое применение, но не оправдали возложенных на них надежд.

Начало ХХ века. Французский психолог Альфред Бине полагал, что в центре внимания экспериментальной психологии должны быть высшие психические процессы. В 1896 году в совместной с Анри статье А. Бине описывает серии тестов, предназначенные для измерения внимания, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального суждения, визуального ощущения пространства. В 1904 году министр общественного образования назначил А. Бине в Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, А. Бине в сотрудничестве с Теодором Симоном создают первую шкалу, предназначенную для измерения интеллекта детей. В 1905 году был представлен пробный измерительный инструмент, авторам пока не удалось отыскать общий показатель результатов по тестам. В 1908 году была опубликована усовершенствованная шкала Бине-Симона. Общий показатель развития ребенка этой шкале определялся в виде «умственного возраста» как показателя успешности выполнения тестовых заданий. Третий вариант этой шкалы появился в 1911, по сравнению с предыдущей версией он претерпел незначительные изменения (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

Тесты Бине-Симона привлекли внимание психологов всего мира. В США первый вариант перевода был сделан Г. Годдардом, а позднее Л.М. Терменом.

Тесты Бине являются индивидуальными шкалами. Но в начале ХХ века тест как инструмент для измерения индивидуальных различий все более активно вторгается в прикладные исследования. Массовое использование тестов заставляет исследователей перейти к групповому тестированию. Создание и развитие группового тестирования связано с именем Артура Отиса (1886-1964). Приняв за основу модель интеллекта Бине, Отис адаптировал имеющиеся задания для группового тестирования, а также разработал оригинальные задания. Основным достоинством разработанного им теста было введение задач с множественным выбором и других типов «объективных» заданий (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария явилась Первая мировая война. В США в 1917 году был организован Генеральный комитет по психологии во главе с Робертом М. Йерксом. Этот комитет выявили потребность в быстрой классификации новобранцев по уровню их общего развития. Для решения этой задачи психологи привлекли все имеющиеся тестовые материалы, включая неопубликованный тест для группового тестирования интеллекта А. Отиса. На основе всех имеющихся материалов были созданы тесты, которые получили название армейских альфа и бета. Альфа тест предназначался для обычного тестирования, а бета – представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке. Оба теста пригодны для проведения в больших группах людей (Л.Ф. Бурлачук, 2002)..

Несмотря на увлечение тестами интеллекта в начале ХХ века, одновременно создавались и развивались методики для диагностики некогнититвной сферы личности. Первым опросником, разработанным для выявления и измерения анормального поведения, считается личностный опросник Роберта Сессиона Вудвортса (1917). Этот тест задумывался как грубый метод выявления и отсеивания с военной службы лиц с серьезными психическими нарушениями (Л.Ф. Бурлачук, 2002)..

Иной подход к изучению личности был представлен применением проективных методик, получивших широкое применение особенно у клиницистов. Первой проективной методикой можно считать тест чернильных пятен Германа Роршаха. В 1921 году вышла его книга «Психодиагностика», в которой и был описан этот тест, но автор полагал, что этот тест основан на перцепции.

В ХХ веке психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивает решение многих практических задач в образовании, здравоохранении, армии, промышленности. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-начала 1930 годов. Преодоление тестологического кризиса связано с разработкой теоретических проблем индивидуальных различий и возникновением интеграции тестирования с дифференциально-психологическим направлением.

К настоящему времени, зарубежная тестология представляет собой практически неограниченные возможности выбора методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все возможные проявления индивидуальности. Психодиагностика за более чем столетнюю историю прошла как через периоды популярности и признания, так и через периоды суровой критики и даже забвения в некоторых странах мира. К настоящему времени она представляет собой не только перечень диагностических методик, но и теоретическую область психологического знания (Л.Ф. Бурлачук, 2002).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: