Старший преподаватель Медведкова Ю.А.




План лекционного занятия №3 (1 семестр) от 11.01.2021 г.

По дисциплине «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Курс 1 РТПП заочная форма обучения

Старший преподаватель Медведкова Ю.А.

Тема: Режиссура как профессия.

Время: 1,5 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с профессией режиссер, с историческими традициями режиссуры;определить значение режиссуры для профессиональной деятельности обучающихся по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

 

Основные понятия: режиссура, режиссер, зрелище, спектакль, синтез.

Вопросы:

1. Режиссура как искусство создания зрелища путем синтеза различных видов искусств.

2. Элементы режиссуры в античном театре.

3. Функции режиссера в средневековом театре и в театре эпохи Возрождения.

4. Режиссер в театре классицизма.

5. Режиссура в эпоху Просвещения.

Ход проведения:

1. Режиссура как искусство создания зрелища путем синтеза различных видов искусств.

РЕЖИССУРА – своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно-тематического замысла произведения одного из «зрелищных искусств» с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают режиссуру драмы, муз.театра (оперы, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлений и массовых праздников. Понятие «Р» сегодня распространяется на художественную организацию не только самых различных произведений коллективного творчества, но и жизненных общественных акций: Р общественных и политических компаний, презентаций, режиссура художественных вернисажей и парада мод, Р книги и муз.альбома, Р школьного урока и т.д. Таким образом, понятие «Р» можно определить как художественный процесс создания композиции гармонического целого из различных компонентов произведений искусства и явлений реальной жизни. Все эти виды Р отличаются своими специфическими особенностями и в то же время имеют свои общие принципы, основанные на естественных законах композиции целого в природе и в искусстве. Предметом режиссуры массового театрализованного действия является человеческое общение художественными средствами, это двуединый творческий процесс Р художественных выразительных средств и Р самой жизни. Результатом режиссерского процесса здесь становится образ праздничного события, образ праздничного театрализованного общения. (Зрелище. Праздник. Представление.)

Режиссура выступает способом выражения сценарного текста. В театрализованных представлениях организовывает постановочную часть действия в яркой форме, выражающей основную литературно-сценическую идею. Театрализация – это особый режиссёрский приём.

В специфику режиссуры массовых зрелищ входит работа на открытом воздухе при большом количестве людей, поэтому необходима особая режиссёрская трактовка. С передвижением людей и учётом архитектурных построек находящихся поблизости.

 

Режиссура в современном понимании - как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки - перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем - в специально построенные здания.

Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика. Это, однако, был не столько режиссер в современном смысле, сколько создатель разного рода театрально-зрелищных эффектов. Декораторы творили на сцене подлинные чудеса: сценические бури, грозы, пожары, кораблекрушения, наводнения, восходы и заходы солнца, всякого рода превращения и чудеса и т.п. "Маги" сцены - от прославленных в 17 веке театральных архитекторов и декораторов Джакомо Торелли да Фано (Италия) и Иниго Джонсо (Англия) и до Михаила Лентовского в России 19 века - заложили прочный фундамент, позволивший режиссуре развиться в самостоятельное искусство в 20 веке.

В поисках выражения резкости жизненных контрастов, драматичности художники переходили границы, разделявшие искусства.

Внесли свой вклад в развитие режиссуры и писатели-драматурги: Шекспир, Расин, Мольер, Гоголь, Гете. Режиссером, как известно, был А.Островский. Подобную миссию, как известно, брали на себя Гаррик и Щепкин.

Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р.Вагнера и Л.Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. "Их спектакли впервые показали Москве новый род постановки, - писал К.С. Станиславский о гастролях мейнингецев, - с исторической верностью эпохе, с народными сценами, с прекрасной внешней формой спектакля, с изумительной дисциплиной и всем строем великолепного праздника искусств". Новый род постановок поражал, прежде всего, массовыми сценами, исторической достоверностью вещного мира, целостностью замысла и исполнения.

Это явление знаменовалось появлением целой плеяды "великих" определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России - К.Станиславского, Вс. Мейерхольда, А.Таирова, Е.Вахтангова; во Франции - А. Антуана, Ж.Капо; в Германии - М.Рейнгардта; В Англии - Г.Крэга. Дело было сделано - возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности.

РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЕМ – способ взаимосвязи выразительных средств в воплощении режиссерской художественной мысли, образный перевод режиссерского замысла в решение.

РЕЖИССЕРСКИЙ СЛУХ – совокупность хорошо развитых, отточенных до предела таких режиссерских качеств, как чувство времени, пространства, меры, чувство правды, чувство зрителя. (Профессионализм режиссерского искусства.)

РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ – описание режиссерского воплощения литературного сценария в живом образном действии. Жизненная основа режиссуры массового театрализованного действия предполагает изначальную родственность функций и совместную работу сценариста и режиссера. Но в отличии от литературного сценария, описывающего предполагаемое праздничное действо как будущий результат, режиссерский сценарий содержит режиссерское решение, конкретные художественные приемы постановки самого процесса действия и использования выразительных средств, в реализации сценарного и режиссерского замысла.

РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД – зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, номера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включающее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.

РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ – режиссерская концепция пьесы или сценария, выраженная художественными выразительными средствами. Включает в себя определение образного зерна, сквозного действия, и сверхзадачи, событийного ряда и режиссерских акцентов и т.д. Замысел – это неосуществленное решение. Решение – это осуществленный замысел. (Г.Товстоногов). РР работает на сквозное действие, определяет ритм и стиль, жанр спектакля, театрализованного представления. РР выражает индивидуальность художника, режиссера. «Решение, пришедшее на ум многим, при всей кажущейся оригинальности ничего не стоит. Это не решение, а штамп» (Рехельс).

В режиссёрской профессии одновременно присутствуют следующие качества: администратор, декоратор, постановщик, организатор, литератор, художник, психолог, учитель, преподаватель.

Режиссёр соавтор драматурга, выразительными средствами режиссёра выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм.

2. Элементы режиссуры в античном театре. 3. Функции режиссера в средневековом театре и в театре эпохи Возрождения. 4. Режиссер в театре классицизма. 5.Режиссура в эпоху Просвещения.

В современном театре первенство режиссера практически не оспаривается. Однако его необходимость не так-то просто доказать в теоретико-эстетическом плане. Имея отношение к разным областям творчества, режиссер не представляет полностью ни одной из них.

Когда возникла режиссура? Откуда начинается ее история?

Как известно, участие в жизни театра специального лица, занимающегося организацией постановочного процесса и именуемого режиссером, не означает еще, что можно говорить о режиссуре. Тут полезно разграничить режиссуру и постановочное искусство. Последнее родилось вместе с театром. Профессионализация представителей постановочного дела происходила даже раньше, чем профессионализация актера. В античном театре постановочные функции осуществлялись драматургом, хоревтом и еще специальной группой ремесленников, руками которых создавалась и воспроизводилась вся вещественная обстановка сцены, запускался в действие механизм театра. Своих мастеров театральной постановки знают Средневековье и Ренессанс. Что же касается собственно режиссуры, то возникновение ее относится к более близким временам, хотя это не делает вопрос яснее.

Режиссёрское искусство в современном понимании сложилось во второй половине XIX века; однако слово «режиссёр» появилось значительно раньше: в России оно вошло в употребление ещё во времена Елизаветы - с приездом в 1742 году французской труппы (в русском театре руководитель труппы или постановщик спектакля именовался «директором»)

В той или иной форме режиссура, как постановочное искусство, существовала и в античные времена. В древнегреческом театре в роли дидаскала (от греч. дйдЬукблпт, didaskalos -- «учитель»), организатора театральной постановки, нередко выступал драматург, что было обусловлено, не в последнюю очередь, традицией объединения в одном лице автора и исполнителя.

В эпоху Возрождения драматург нередко был одновременно и актёром, и руководителем труппы (или наоборот - возглавляющий труппу актёр становился драматургом), как, например, Анджело Беолько в Италии, Лопе де Руэда в Испании или Ганс Сакс в Германии. Аристократизация театра, начавшаяся во II половине XVI века, а в Италии -- уже в конце XV века, усилила в нём зрелищное начало; сложное декорационное оформление и применение театральных механизмов, сделавших возможными полёты, превращения и прочие театральные эффекты, выдвинули на первый план искусство декоратора-машиниста и архитектора, -- они, соответственно, и становились руководителями постановки. В Милане, при дворе Лодовико Моро, в конце XV века устроителем сценических представлений был Леонардо да Винчи, не только как художник, но и первоклассный механик, создавший для придворного театра изощрённые механические конструкции. И в следующие века роль оформителей неизменно возрастала там, где театр превращался в пышное зрелище.

В театре эпохи классицизма (XVII--XVIII века), с его условными декорациями, единой эстетикой и регламентированными приёмами актёрской игры, роль руководителя постановки вернулась к драматургу, который, как, например, Мольер, мог быть одновременно и руководителем труппы, и актёром. Сам ставил свои трагедии и Расин в парижском театре Бургундского отеля.

Во второй половине XVIII века руководителем труппы всё чаще становился ведущий актёр, не совмещавший свою деятельность с литературным творчеством. Руководитель Гамбургского театра Фридрих Шрёдер первый ввёл в практику предварительные читки пьес и регулярные репетиции. Реформатором театра в конце XVIII века стал великий французский актёр Франсуа-Жозеф Тальма, возглавлявший «Театр Революции» в Париже.

Постановочное искусство в России

В России при учреждении первого «для представления трагедий и комедий театра» 30 августа 1756 года дирекция была поручена драматургу А. П. Сумарокову, который на первых порах был и организатором русского драматического театра, и постановщиком спектаклей. Режиссёрские обязанности по русской труппе при этом выполняли и ведущие актёры - Фёдор Волков и Иван Дмитревский. После ухода Сумарокова в отставку в указах «первым актёром», «первым комедиантом» именовался Волков, и это звание возлагало на него обязанности управления труппой.

С начала XIX века должность режиссёра входила в штатное расписание драматической труппы, однако обязанности его были в основном административными и техническими. При этом в роли постановщиков спектаклей могли выступать Крупные драматурги, в частности, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, иногда художники, как, например, М. А. Шишков, и весьма часто -- суфлёры

Рождение профессии

На протяжении XIX столетия в драматическом театре, как и на оперной сцене, царили премьеры и примадонны, спектакли ставились главным образом для них, под ведущих актёров труппы могли перекраиваться не только роли, но и пьеса в целом, демонстрация их актёрского мастерства превращалась в самоцель, всё остальное оказывалось несущественным и обрастало штампами, разные пьесы могли разыгрываться в одних и тех же условных декорациях.

Первыми профессиональными режиссёрами считаются Чарлз Кин в Англии и Генрих Лаубе в Германии, ещё в 50-х годах XIX века по-разному пытавшиеся упорядочить взаимоотношения между драмой, с одной стороны, и актёрской игрой, сценографией, костюмами и т. д. -- с другой. В то время как Кин в своих монументальных постановках разрабатывал методы «зрелищной режиссуры»: их отличала пышность исторического антуража и умелая организация массовых сцен, -- Лаубе исповедовал режиссуру «разговорную»: в его гораздо более скромных спектаклях современники отмечали небывалую ансамблевость актёрской игры и высокую культуру сценической речи. Режиссёром-профессионалом был и герцог Георг II, с 1866 года руководивший Мейнингенским театром; но Георга II, который нередко сам создавал эскизы костюмов и декораций, интересовала главным образом художественно-оформительская часть.

Настоящий перелом наступил в конце XIX века: сначала Мейнингенский театр под руководством Людвига Кронека, чуть позже «Свободный театр» Андре Антуана в Париже и «Свободная сцена» Отто Брама в Берлине впервые выдвинули принципы ансамблевости, подчинения всех компонентов спектакля единому замыслу, бережного отношения к авторскому тексту, достоверности в воссоздании исторического или бытового антуража. Новые задачи требовали превращения руководства постановкой в особую профессию -- режиссёра в современном понимании, обладающего всем комплексом знаний и навыков, необходимых для решениях этих задач, и способствовали утверждению его главенствующей роли в драматическом театре. Французские историки театра считают датой рождения режиссуры тот день, когда состоялся первый спектакль «Свободного театра» А. Антуана, -- 30 марта 1887 года. В Германии появление режиссуры принято связывать с деятельностью Мейнингенского и Байройтского театров и, соответственно, относить его к концу 70-х или к 80-м годам XIX века.

Режиссёр в XX веке

Если в Западной Европе и в XX веке могли спорить о том, кто важнее в драматическом театре, то в России Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, изначально опираясь на опыт Л. Кронека и А. Антуана, сделали режиссёра-профессионала безоговорочно главной фигурой. В России режиссёрский театр утверждали их многочисленные ученики: Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Андрей Лаврентьев, Алексей Дикий, Алексей Попов, Андрей Лобанов и многие другие; в дальнейшем - ученики учеников: Константин Тверской, Николай Охлопков, Георгий Товстоногов.

В западноевропейском театре были свои выдающиеся режиссёры, прежде всего Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор; режиссёр и драматург ещё раз объединились в лице Бертольта Брехта. Вместе с тем многие выдающиеся режиссёры, в том числе Б. Брехт и М. Валлентин в Германии, Луи Жуве и Жорж Питоев во Франции, испытали на себе влияние русского театра.

В театре XX века при постановке спектакля всё уже подчинялось режиссёрскому замыслу, который предполагает интерпретацию пьесы в целом и каждого отдельного персонажа, определение необходимых для данной пьесы особенностей актёрского исполнения, решение спектакля в пространстве (разработку мизансцен) и во времени -- определение его ритма и темпа; нередко режиссёр брал на себя и художественное оформление спектакля, особенно если по другой своей профессии он был художником, как, например, Николай Акимов; в других случаях определял принципы художественного оформления вместе с художником, музыкального - с композитором.

Участие в создании спектакля спонсора (продюсера) могло существенно ограничить свободу режиссёра, в частности в выборе актёров; в остальных случаях назначение исполнителей также входило в компетенцию режиссёра-постановщика.

При этом и в рамках «режиссёрского» театра взаимоотношения режиссёра с актёрами могли быть различными. Говоря о крупнейших режиссёрах советского театра периода расцвета (50--70-х годов), С. Бушуева отмечала, что, например, Г. Товстоногов, как художник эпического плана, при отсутствии выраженного режиссёрского голоса, властно направлял спектакль, подчиняя игру каждого ансамблю, позволяя актёру «тот максимум самопроявления, который возможен в рамках эпической структуры»; Олег Ефремов в «Современнике», всегда оставаясь лидером, растворился в коллективе своих актёров: «Это было актёрское братство, монастырь, коммуна, где даже личностное начало каждого выступало в виде ощущения общей причастности к поколению», -- в известном смысле ефремовский «Современник» можно было назвать «саморегулирующимся художественным организмом». Анатолий Эфрос был лидером иного склада: «Он не только тщательно отбирал созвучных себе актеров… Он целенаправленно культивировал определенные черты каждой художественной личности, концентрируя их в маске, вбирающей в себя сущностное начало актерской индивидуальности». Юрий Любимов, напротив, в полной мере оставаясь «автором спектакля», предоставлял своим актёрам полную свободу самовыражения, в пределах точного режиссёрского замысла оставлял им широкие возможности для импровизации.

 

 

Перспективное задание. Подготовить конспект лекции, раскрывающий вышеизложенные вопросы. Дать определения терминам: режиссура, режиссер, зрелище, спектакль, синтез.

 

Необходимое оборудование и материалы: компьютер с доступом в сеть Интернет.

Основная литература

1. Борисов С.К. Театрализованное действо. Основы драматургии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по дисциплине «Сценарное мастерство», направления 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация (степень) «бакалавр»/ Борисов С.К.— Электрон.текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016.— 208 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/56513.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. ВершковскийЭ.В.. Режиссура театрализованных представлений, Нестор-История, 2017 г. https://www.labirint.ru/books/599390/

3. Сахновский В.Г. Режиссура и методика её преподавания: учеб.пособие / В. Махновский. - 3-е изд., стер. - СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016.

Дополнительная литература

1. У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX – начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии / Ред. кол.: С. В. Владимиров, Ю. К. Герасимов, Н. В. Зайцев, Л. П. Климова, М. Н. Любомудров. Л., 1976. 336 с.

2. Бураченко А.И. История искусств (история театра и кино) [Электронный ресурс]: практикум для обучающихся по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»/ Бураченко А.И.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2018.— 48 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/95556.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Интернет-источники:

  1. Национальная электронная библиотека https://rusneb.ru
  2. Российская государственная библиотека https://www.rsl.ru
  3. Библиотека им. Н. А. Некрасова https://electro.nekrasovka.ru
  4. Научная электронная библиотека https://elibrary.ru


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: