Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение № 32

Г. Липецка

 

 

Рассмотрена на заседании Утверждена приказом

педагогического совета МБОУ № 32 г. Липецка

МБОУ №32 г. Липецка № 97 от «31 » августа 2018

протокол № 16

от «28 » августа 2018

 

 

Программа коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

 

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант 2), Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» – формирование коммуникативных навыков с использованием предметных, пиктографических и мануальных символов, а также сигналов тела, средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие задачи:

1. учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;

2. формировать и развивать речевое внимание;

3. учить пользоваться мануальными и графическими символами;

4. формировать и развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов;

5. способствовать созданию условий для формирования и развития эмоционально-личностной активности ученика.

Общая характеристика коррекционного курса

Общение пронизывает, объединяет и обуславливает три основополагающих вида деятельности человека: познание, учение и труд. Однако навык общения не является врожденным, поэтому овладеть им и достичь определенных успехов можно только через специально организованный процесс обучения.

Общение предполагает, как передачу информации, так и передачу эмоциональных состояний. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму. Однако для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных форм, в том числе с доречевой коммуникации, а также должно предполагать целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.

Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» рассчитана на 12 лет (с 1 по 12 год обучения).

На изучение учебного предмета отводится по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения (с 1 по 12 год).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения учебного предмета могут включать:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

10. Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предполагаемые результаты освоения программы коррекционного курса:

· Умение использовать невербальные средства коммуникации (формулирование сообщения с помощью партнёра/самостоятельно) для передачи информации, общения с другими;

· Умение считывать мануальные символы (жесты) и продуцировать их в зависимости от двигательных возможностей;

· Умение считывать графические символы и использовать их в контексте ситуации;

· Умение использовать вспомогательные устройства (коммуникативные доски, таблицы, книги, электронные устройства) для общения;

· Умения использовать слова (напечатанные и синтезированные) для общения.

Задачи по формированию базовых учебных действий:

1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию индивидуально с педагогом (специалистом):

- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время взаимодействия;

- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного взаимодействия (техники базальной стимуляции);

- принятие ребёнком физической помощи и подсказки со стороны педагога, специалиста.

2. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время нахождения в группе;

- принятие ситуации нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии с правилами поведения (соблюдение тишины, сохранение правильной позы в соответствии с выполняемым действием, ожидание своей очереди);

- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с одноклассниками (не уклоняется, когда к нему подходят дети, сам подходит к детям с целью взаимодействия, проявляет симпатию или антипатию к конкретным детям, принимает помощь от одноклассников, других детей);

3. Формирование учебного поведения:

- концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается, фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и концентрируется на тактильных, вестибулярных ощущениях);

- понимание ситуации нахождения на уроке (занятии);

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога:

1. методом «рука в руке»/«рука под рукой»,

2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно),

3. после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его),

4. по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания),

5. по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости),

6. самостоятельно (помощь взрослых не требуется).

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

4. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

5. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»

Данный коррекционный курс является междисциплинарным, связывающим между собой другие предметные области и коррекционные курсы, обучение по которым проходит на основе речевой организации педагогического процесса.

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» включает в себя 3 раздела.

Раздел 1. Коммуникация с использованием невербальных средств.

Цель: формирование коммуникативных навыков с использованием невербальных средств общения.

Зависимая коммуникация: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера.

Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

Коммуникация без помощи вспомогательных устройств. Продуцирование знаков с использованием движений собственного тела. Использование взгляда, жеста, движения. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств. Использование приспособлений для помощи в продуцировании высказывания. Использование коммуникативных досок, таблиц, книг, электронных устройств. Указывание на графический символ или картинку. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Использование системы жестов и системы символов. Мануальные знаки (жесты). Естественные жесты.Элементы жестового языка. Графические символы. Блисс-символы. Пиктографическая идеографическая коммуникация. Картиночные символы коммуникации. Система символов «Виджит». Сигсимволы. Использование картинок. Предметные символы. Тактильные символы. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: