Организационная структура управления финансами




Организационная структура управления финансами может выглядеть следующим образом (выделен только блок управления финансами) (рис. 1).


Рис. 1. Примерная схема управления финансами на предприятии

В таблице приводится перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей.

Главные функциональные обязанности

Финансовый директор Главный бухгалтер Финансовый менеджер (начальник финансового отдела) Начальник планового отдела
Несение полной ответственности за управление финансами Формирование финансовой стратегии и политики Руководство работой бухгалтерии, финансового и планового отделов Констатация финансовых итогов Выработка рекомендаций высшему руководству Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы Представление данных учета внутренним и внешним пользователям Осуществление текущего управления финансами Планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства Подготовка статистической отчетности

В функциональные обязанности начальника финансового отдела, описывающиеся общим термином «текущее управление финансами», входят:

· финансовый анализ текущей ситуации, в т.ч. коэффициентный анализ;

· отслеживание поступления выручки;

· утверждение контрактов на продажу;

· определение политики продаж в кредит;

· утверждение заказов на покупку ресурсов;

· управление поступлениями и расходованиями денежных средств;

· управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ежедневном режиме;

· анализ соответствия имеющихся средств финансовым обязательствам;

· поиск новых источников финансирования;

· определение потребности в оборотных средствах;

· переговоры с банками о краткосрочных кредитах;

· кэш-менеджмент (оперативное управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями);

· анализ эффективности инвестиционных проектов;

· решения по дивестированию (продаже активов);

· финансовое планирование, прогнозирование;

· участие в составлении финансовых бюджетов в рамках общего бюджета компании и пр.

25. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия

Финансовое планирование – это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:

· анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

· прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

· обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

· оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

С общей точки зрения можно выделить следующие уровни финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование связано с приобретением основных средств, которые планируется использовать в течение длительного времени. Разделение производят по следующим критериям:

· группа активов и обязательств, с которыми связаны вопросы финансового планирования (долгосрочные обязательства);

· решения долгосрочного финансового планирования нелегко приостановить, они влияют на деятельность компании на длительное время;

· плановый период (как правило, у краткосрочного планирования – до 12 месяцев, у долгосрочного – более одного года, обычно более трех лет).

Долгосрочное планирование связано с привлечением долгосрочных источников финансирования и обычно оформляется в виде инвестиционного проекта.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств.

План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: