Всё это, на наш взгляд, вызывает необходимость внести описываемые ниже в Таблице 1 изменения в Закон, устраняющие отмеченные недостатки.





Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п.1 образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов образование – являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства целенаправленный процессразвития, обучения и воспитания личности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Перед образованием стоит триединая цель: не только обучение и воспитание, но ещё и развитие.
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п.2 воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства Выпало упоминание о субъекте, организующем воспитательный процесс. Бессубъектной деятельности не бывает, а субъектом воспитания в ходе образования является педагог.

 


Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п.3 обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни обучение – педагогическая деятельность, направленная на организациюдеятельности обучающихся по формированию или повышению их компетентности (овладению знаниями, умениями, навыками, приобретению опыта деятельности, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни) и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни В определении неверно употреблён термин: перепутано значение «компетентности» и «компетенции». Компетенция – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов" Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п. __ - развитие - педагогическая деятельность, направленная на создание условий для изменения психических познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, речи и др.) и способностей обучающихся с целью их усовершенствования В Законе не упоминается одно из основных понятий для педагогики – понятие развития (в узком, педагогическом смысле слова).
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п. __ - педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, заключающаяся в целенаправленной организации процесса обучения, развития и воспитания обучающихся, включающая в себя конструктивные, организаторские, коммуникативные и исследовательские действия педагога». Гуманистическая парадигма, переводящая "обучаемого" в «обучающегося», предполагает субъект-субъектные взаимоотношения обучающегося и педагога. В гуманистической парадигме преподаватель не отсутствует. Его действия отличаются от педагога, придерживающегося образовательной парадигмы, который, в основном, обучает и воспитывает обучаемого (что практически не осуществимо, если ученик не хочет учиться и «воспитываться»).

Функция педагога в гуманистическом понимании - создание оптимальных условий для учения, самовоспитания и саморазвития учащегося, Мотивация обучающегося к собственной активности, к становлению его в качестве субъекта учебной деятельности.

Структура педагогической деятельности включает: конструктивный, организаторский, коммуникативный, а несколько позднее, гностический (исследовательский) компоненты. Конструктивный компонент - деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием планов. Организаторский компонент представляет собой, с одной стороны, реализацию на практике проектов учителя, с другой стороны, является условием более целенаправленного и реального проектирования. Коммуникативный компонент - деятельность по установлению отношений между педагогом и учащимися. Гностический компонент включает в себя изучение учителем учащихся, содержания, средств, форм и методов деятельности, достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

Компоненты педагогической деятельности лежат в основании современных критериев оценки труда учителя при аттестации.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п.__ - Семейное образование – форма получения общего образования, осуществляемая в семье в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов родителями (законными представителями) и (или) лицами, нанятыми родителями (законными представителями) Семейное образование – понятие, неоднократно упоминающееся в Законе. В целях устранения неоднозначности понимания понятия считаем необходимым включить его определение в Закон.
Ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ, п.__ - Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводимая по единым правилам на территории всей Российской Федерации, с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), разрабатываемых на основе федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечивающих единство требований к результатам обучения на территории всей Российской Федерации. Формат проведения ЕГЭ должен устанавливаться в зависимости от специфики предмета (тестовый, в виде письменного ответа, в виде устного ответа, в виде сочинения и т.д.). ЕГЭ является одним из основных понятий. Для однозначности понимания его как формы оценки качества подготовки, проводимой по единым правилам на территории всей Российской Федерации, необходимо дать его определение. Необходимо законодательно закрепить требование выбора адекватного специфике предмета формата ЕГЭ, чтобы, например, не было возможности проведения ЕГЭ по литературе в форме теста.  

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.4. Правовое регулирование отношений в сфере образования, подп. 6 п.3 Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:... 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: … 6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами самоуправления образовательной организации В целях создания правовой базы для реализации прав и свобод педагогических работников  
Ст.5. Право на образование. Государственные гарантии права на образование в РФ п.3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования В РФ в соответствии с Конституцией РФгарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В действующей редакции исключены государственные гарантии гражданам РФ на обязательность получения основного общего образования, гарантированного п.4. ст.43 Конституции РФ. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с основным государственным законом – Конституцией РФ, а не федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание федеральных государственных образовательных стандартов может меняться, но оно обязательно должно соответствовать Конституции РФ.

 

Законодательное закрепление необязательности посещения образовательных учреждений обучающимися, а также снятие с государства функции контроля за условиями реализации права на обязательное основное общее образование, приведёт к возрастанию уровня девиантного поведения и преступности среди молодёжи, увеличению количества беспризорных детей.

Министерством образования уже подготовлен проект приказа «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности», в котором перечислен ряд проступков, за которые будут исключать из общеобразовательного учреждения. Государство будет нести колоссальные финансовые затраты на содержание колоний и тюрем. Мировая практика подтверждает, что государства, экономящие на образовании, разоряются на тюрьмах!

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.5. Право на образование. Государственные гарантии права на образование в РФ п.___ - Государство гарантирует выделение 7% федерального бюджета на финансирование сферы образования. Распределение средств в сфере образования производитсяв соответствии с результатами открытых общественных обсуждений статей расходов (проходящих в течение 6 месяцев до принятия бюджета), открытой публикацией Интернет - проекта, информации об ответственных за организацию общественной экспертизы Необходимо законодательно закрепить источник и объём финансирования сферы образования. Предлагаемое указание позволит избежать недофинансирования и обозначит прямую ответственность государства. Для предотвращения нецелевого расходования средств, выделяемых на сферу образования, предлагаем ввести общественный контроль за распределением и расходованием средств в этой сфере.
Ст.6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. п.2. Федеральные государственные органы вправеобеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования Федеральные государственные органы обязаны обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях (учреждениях) организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые Действующая формулировка данного пункта снимает с государства ответственность за обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, гарантированных Конституцией РФ.
Ст.7 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации п.2. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели в размере, который не менее размера планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели в размере, необходимом для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования субъектами Российской Федерации Имеющаяся формулировка данного пункта Закона содержит нечёткие сведения об источниках и механизмах финансирования, а, следовательно, устраняет обязанность государства по полноценному финансированию сферы образования,размыванию ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления регионального уровней за состояние дел в этой сфере.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.8 Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования подп.3 п.1 К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся: … 3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек; содержание в образовательных организациях и обучение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), детей из социально незащищённых семей, в размере необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ Из данного пункта исключено положение о «выделении субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ». Необходимо законодательно закрепить ключевые статьи финансовой ответственности государства.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст. 10. Структура системы образования п.5 В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) начальное профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) высшее образование - бакалавриат; 4) высшее образование - специалитет, магистратура; 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации Представляется странным, что в действующей редакции данного пункта отсутствует уровень начального профессионального образования, что делает неопределённым статус специальных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, статус музыкальных и художественных школ. В специализированных школах дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды имеют возможность получить начальное профессиональное образование, таким образом, после школы они могут включиться в простую, нужную обществу трудовую деятельность. Представляется странным, что профессиональное образование начинается со среднего уровня.
Ст.11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, п.1 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства РФ; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:... 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к минимальному и максимальному содержанию и условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 5) перечень обязательных учебных предметов В новом законе исключена универсальность (единство обязательных требований) к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов, что противоречит прописанным в нём же принципам «единства образовательного пространства Российской Федерации» и «преемственности основных образовательных программ». Отсутствие универсальности содержания федеральных государственных образовательных стандартов (прежде всего, перечня обязательных учебных предметов) приведёт к трудностям или невозможности перехода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, а также ставит под сомнение объективность процедуры единого государственного экзамена. Отсутствие универсальности в определении границ содержания образования открывает возможность для его произвольного толкования и вносит неопределённость в педагогический процесс. Поэтому «универсальность содержания федеральных государственных образовательных стандартов» должна быть включена в пункт 1 статьи 11 в качестве одного из важнейших принципов.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты п.3 Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: …. 4) номенклатуре должностей педагогических работников организаций, руководителей образовательных организаций, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала; 6) норме количества обучающихся: не более 20 человек детей в классе; не более 8 человек студентов в расчёте на одного преподавателя В пункте 3 статьи 11 не прописано требование к номенклатуре должностей педагогических работников организаций, руководителей образовательных организаций, работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Данное упущение приводит к так называемой «оптимизации» (а по сути - неоправданному сокращению) значимых для реализации основных образовательных программ специалистов (педагогов-психологов, логопедов и др.), раздуванию административного аппарата внутри образовательных учреждений и бюрократическому произволу. В пункте 3 статьи 11 также не содержится требование к норме количества детей в классе.Отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования показывают, что 20 человек в классе – оптимальное количество для осуществления качественного обучения. Введение нормативно-подушевого финансирования привело к увеличению количества детей в классах, невозможности уделить внимание каждому ученику учителем и, соответственно, резкому снижению качества образования. Негативные последствия имело и увеличение нормы количества студентов на одного преподавателя с 8 до 10. Это привело к снижению качества профессионального образования, так как по причине высокой нагрузки на преподавателя сделало невозможным индивидуальный подход к студенту и определение индивидуальной траектории его обучения, требуемое федеральными государственными образовательными стандартами.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты п.10 Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации,в соответствии с результатами открытых общественных обсуждений длительностью не менее 6 месяцев, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов Наделять какие-либо образовательные учреждения особым статусом считаем крайне неэтичным. К тому же пункт 1 Статьи Конституции гласит: «Все равны перед законом и судом».

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы подп.2 п.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: … 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования учебные пособия, рекомендуемые к использованию учебно-методическими объединениями образовательной организации Реализация пункта может повлечь за собой монополизацию выпуска учебных пособий организациями, приближенными к властным структурам, что нарушает п.1 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».  
Ст.18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы п.6 Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы… Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам обязательной независимой педагогической и общественной экспертизы, в соответствии с результатами открытых общественных обсуждений длительностью не менее 6 месяцев, открытой публикацией Интернет - проекта, информации об ответственных за организацию экспертизы, поступающих замечаний и результатов экспертизы Во избежание случаев распространения учебников, содержащих в себе ошибки и сведения, не соответствующие предмету дисциплины, необходимо проводить педагогическую и общественную экспертизу учебников. Отсутствие общественного контроля за содержанием учебников приводит к появлению, например, учебников по биологии, написанных представителями клерикальных кругов, или к тому, что глава Российской железной дороги возглавляет коллектив авторов, которые пишут учебник истории для школьных учителей.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы п.8 Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исключить из текста закона Реализация пункта может повлечь за собой монополизацию выпуска учебных пособий организациями, приближенными к властным структурам, что нарушает п.1 статьи 8 Конституции РФ.  
Ст.20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования п.2 Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, образовательных ресурсов (в том числе учебников и учебных пособий), а также новых направлений подготовки и специальностей. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, образовательных ресурсов (в том числе учебников и учебных пособий), а также новых направлений подготовки и специальностей. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации, при письменном согласии субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей (или лиц их замещающих) Данный пункт не соответствует статье 21 Конституции РФ: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Необходимо внести в новый законопроект дополнения, гарантирующие данное конституционное право

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст. 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций, п.11 Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании проведения общественных слушаний по этому вопросу, после принятия решения о ликвидации учреждения коллегиальными органами управления образовательным учреждением, советами обучающихся, родителей, профессиональными союзами данного учреждения Для обеспечения права граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное пунктом 1 статьи 32 Конституции РФ, в данный пункт необходимо внести изменения.
Ст.24 Категории, устанавливаемые в отношении образовательных организаций высшего образования, п.3 …Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования «…Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти при обязательном проведении независимой научной, педагогической и общественной экспертизы, в соответствии с результатами открытых общественных обсуждений длительностью не менее 6 месяцев, открытой публикацией Интернет - проекта, информации об ответственных за организацию экспертизы, поступающих замечаний и результатов экспертизы Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ, поскольку игнорирует необходимость научной и общественной экспертизы показателей и критериев оценки эффективности деятельности федеральных университетов. При ныне существующих критериях, сомнительных с точки зрения качества предоставляемого вузом образования, например, такого критерия как средний балл ЕГЭ (в момент демографического кризиса в России!), ряд ведущих вузов попал в «чёрный список» и подвергается насильственной реорганизации, в нарушение прав субъектов образовательного процесса.

Таблица 1. Предлагаемые изменения в Закон (продолжение)

Статья и пункт Закона Имеющаяся редакция Предлагаемая редакция Обоснование
Ст.24 Категории, устанавливаемые в отношении образовательных организаций высшего образования п.4 Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуще


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: