Тема: Государство и его форма




Правоведение.

Цель: сформировать представление обучающихся о формах государственного устройства.

Задачи:

- сформировать представление о формах государственного правления и территориального устройства;

- развивать умения обучающихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач;

- воспитывать политическую культуру.

 

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

- И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства, общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Понятие «формы государства» относится к важнейшим характеристикам государства.

 

Форма государства– особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.

Форма правления – порядок формирования высших органов власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.

Республика - форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика - форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.

Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

Форма государственного устройства - территориальной организации государственной власти.

Унитарное государство - целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Федерация- сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Конфедерация- государственно-правовой союз суверенных государств.

Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

-По форме правления различают два вида государств: монархия и республика.

Монархия – форма государственного правления, при которой власть принадлежит монарху

и передается по наследству. Существует 4 вида монархий: ограниченная, абсолютная, теологическая и дуалистическая. Мы остановимся на двух основных видах монархии: ограниченная и абсолютная.

- Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).

Пример абсолютной монархии в современном мире – Саудовская Аравия.

- Однако, абсолютная монархия является на сегодняшний день архаичным видом монархий.

- Ограниченная монархия, это пример монархии, где власть правителя ограничена чем-либо.

(конституцией, парламентом).

- Какой пример современной парламентской монархии вы можете привести?

Признаки монархии:

  • Единоличное правление
  • Властвует пожизненно
  • Власть передается по наследству
  • Неподсудность монарха.

- На современной карте мира всего порядка 30 монархий не считая доминионов, а значит основной формой правления является республика.

- Что такое республика?

- Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок - парламентом, президентом. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Существует 3 основных вида республики: парламентская, смешанная и президентская.

Объяснение отличительных черт по таблице.

  Президентская Парламентская
Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании парламента
Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах партии
Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства
Наличие поста главы правительства Отсутствует Существует
Объем полномочий президента Полномочия президента большие, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность
Современные государства США, страны Латинской Америки Италия, Индия, ФРГ

- Современные ученные относят РФ к смешанной республике. В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики. Смешанная (полу президентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.

Итак, подводя итоги, давайте выделим основные признаки республики.

  • Власть принадлежит народу
  • Принцип коллегиальности
  • Президент (парламент) избираются на ограниченный срок
  • Власть носит выборный характер
  • Власть несет ответственность перед народом
  • Принцип разделения властей

Вывод: каждая страна проходит свой, уникальный путь исторического развития, на основании которого и формируются формы государственного правления.

Формы государственного устройства как способ территориального устройства

государства вносит определённый порядок в отношения центральной, региональной и

местной властей.

1. Унитарное государство отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административные единицы не имеют своего собственного

законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом (Япония, Франция, Италия, Испания, Швеция, Греция и др.). Унитарное государство может быть одно– и

многонациональным (Признаки: один основной закон; единение в масштабе всей страны представительных, исполнительных и судебных органов; единая система законодательства; единое гражданство; единая денежная единица; общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика; составные части унитарного государства не обладают суверенитетом).

2. Федеративное государство – соединённое союзное государство. Сложное государство, представляющее собой союз ряда образований (территориальных или национальных). При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого субъекта федерации. Территория федерации состоит из территорий субъектов; верховная законодательная, а также исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным органам; компетенции между субъектами федерации, а также самой федерации разграничиваются союзной конституцией; субъекты федерации имеют свои конституции, высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя – представители наций, нижняя – представителинаселения всей страны).

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного

государства выделяют:

 Симметричные – субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки и др.)

 Асимметричные – конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные; национальные; смешанные (комбинированные). При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия и др.), в национальных по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, и др.). В смешанных

федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Российская Федерация). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации – возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства. В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.

По степени централизации: централизованные (Аргентина, Германия, Россия) и децентрализованные

3. Конфедерация – фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Признаки конфедерации:

 Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

 Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

 Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в неё. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

 Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это – вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

 В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

 В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

 Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

 Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

 Бюджет конфедерации формируется за счёт добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

 Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

 Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

 Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причём нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и её субъектам.

 В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

Поскольку в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы – это является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств. Примерами конфедераций в современных нам условиях могут служить: Содружество Независимых Государств, Европейский союз, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз.

- Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

 

 

Домашнее задание.

Проработать материалы лекции, составить краткий конспект.

Выполненное задание пришлите на электронный адрес: tor.licey@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: