Историческая справка о жизни поместного дворянства.




Вступительное слово учителя.

Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – это любимая работа, для других – богатство. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.

Изучение нового материала

Рассказ о семье писателя.

О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.

Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.

Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.

Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.

А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»

Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».

В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.

Обратимся к эпиграфу урока.

Вопрос: Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?

Чтобы понять, каковы были устои жизни дворянства в 19 веке познакомимся с исторической справкой.

 

Историческая справка о жизни поместного дворянства.

Социально-психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" – как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья, по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. С одной стороны, – это законченное целое, в котором воплощено какое-либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом причинно-следственными или причинно-временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной доске). Следует отметить, что анализ эпизода – это очень актуальный на сегодняшний день вид работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением – устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ.

План

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев?

4. Как автор мотивирует их поступки?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

Вопрос: Обратимся к семье Ростовых. Насколько эта семья живёт в соответствии с правилами своего времени?

Вспомним историю семьи Ростовых. (Рассказ ведется от первого лица) Отрадное – родовое имение Ростовых.

1. Анализ эпизода «Сцена охоты». (т.2, ч. 4, гл. 4-6).

«Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна».

 

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время».

ü Почему же время охоты – особое время? (…)

ü В чем его особенность? (…)

ü В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного? (…)

ü Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого. (…)

2. Анализ эпизода «Пляска Наташи». (т. 2, ч. 4, гл. 7)

ü Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь»? (…)

ü Какое свойство Наташи проявилось в ее танце? (…)

ü В чем эта сцена связана с эпизодом охоты? (…)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: