Краткая аннотация модуля




 

Ожидаемые результаты самостоятельной работы студентов.

В результате самостоятельной работы у студентов должны сформироваться:

1. Знания:

- в области экономической сущности и правовой оформленности лицензирования банковской деятельности;

- основ законодательства, регулирующего лицензирование банковской деятельности.

2. Умения:

- анализировать и исследовать в практических целях действующее законодательство, регулирующее лицензирование банковской деятельности;

- использовать полученные знания во время прохождения практики в банках.

 

Тематический план

1.Общие положения о лицензировании банковской деятельности.

2. Порядок получения лицензии и отказ в ее выдаче.

3. Приостановления, отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются Национальным банком в порядке, установленном Банковским кодексом ст.93 и нормативными правовыми актами Национального банка, принятыми в соответствии с ним.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности подлежит опубликованию Национальным банком в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, публикуются Национальным банком в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

 

В современной науке отсутствует единообразный подход к понятию и сущности лицензирования. Легальное определение лицензирования было закреплено в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Декрет N 17). Согласно п. 2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Декретом N 17 (далее - Положение N 17) лицензирование представляет собой комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Это определение точно характеризовало процесс лицензирования, однако нельзя сказать, что оно раскрывало его сущность. По сути приведенная дефиниция представляла собой лишь перечень действий, осуществляемых лицензионными органами.

В Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Положение N 450), в данный перечень действий добавлено аннулирование лицензий, при этом подход к определению лицензирования сохранен.

Правоведы предлагают рассматривать термин "лицензирование" в различных аспектах, а именно как:

- специфический вид деятельности компетентных органов;

- способ государственного регулирования экономики, который заключается в установлении правового режима осуществления отдельных видов экономической деятельности только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий;

- правовой институт.

В п. 1 Декрета N 17 отмечалось, что в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, определенных Декретом N 17, может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий). При этом лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату. Аналогичный подход к целям лицензирования и понятию лицензии сохранен в Положении N 450.

Необходимость лицензирования той или иной деятельности определяется, как правило, по следующим критериям:

1) опасность для лиц, не участвующих в осуществлении данной деятельности;

2) возможность вовлечения в нее широкого круга участников;

3) высокая доходность.

Банковская деятельность полностью отвечает всем приведенным критериям. Она традиционно относится к наиболее высокодоходным областям бизнеса. В силу особенностей банковской системы она затрагивает интересы многих частных лиц и даже общегосударственные интересы. Наиболее яркой иллюстрацией данного тезиса стало банкротство в 1994 году знаменитого британского банка Barings. В результате пострадали не только владельцы банка, но и "тысячи вкладчиков, английская разведка и лично королева Великобритании". <1>

--------------------------------

<1> Банковская система Англии. По материалам RFE/RL inc. // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - N 37 (96). - С. 52.

 

Банковская деятельность настолько специфична, что банкротство или неблагополучие одного банка вызывает цепную реакцию и отражается на всей банковской системе. Так, начало первого международного банковского кризиса было связано с закрытием германского банка Bankhaus Herschtatt (1974 год), второго - прекращением итальянского Banco Ambrisiano (1982 год), третий (1991 год) и четвертый (1995 год) кризисы были вызваны закрытием английских The Bank of Credit and Commerce International (Банк международного кредита и торговли) и Barings Bank соответственно.

Системные банковские кризисы в силу важности банковских услуг для общества могут потрясти основы экономики. Так, "официальным" началом последнего мирового финансового и экономического кризиса считается банкротство Lehman Brothers - одного из крупнейших инвестиционных банков США.

Клиенты банков нуждаются в защите от некомпетентного управления и системного риска, что обусловливает необходимость введения дополнительных гарантий. Кроме того, для повышения эффективности функционирования банковской системы необходимо обеспечение доверия вкладчиков и населения к кредитно-финансовым организациям. Одним из способов достижения указанных целей следует считать лицензирование. В рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков" отмечается, что лицензирование является основой банковского надзора <2>.

--------------------------------

<2> Пыхтин С.В. Правовая природа лицензирования банковской деятельности // Банковское право. - 2003. - N 4. - С. 4.

 

Согласно ст. 13 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности является одним из основных принципов банковской деятельности. В случае осуществления банковской деятельности без лицензии на осуществление банковской деятельности по решению хозяйственного суда юридическое лицо может быть ликвидировано, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращена в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Доходы, полученные в результате осуществления банковской деятельности без лицензии на осуществление банковской деятельности и взысканные в установленном порядке, направляются в республиканский бюджет (ст. 133 БК).

Право на осуществление банковской деятельности банк приобретает со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности определяется, прежде всего, БК и Инструкцией о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175 (далее - Инструкция N 175).

До 1 января 2011 г. на отношения по лицензированию банковской деятельности распространяются также нормы Декрета N 17 и утвержденного данным Декретом Положения N 17. При этом нормы Положения N 17 и самого Декрета N 17 имеют приоритет над остальными нормами о лицензировании.

С 1 января 2011 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и соответственно утвержденное данным Указом Положение N 450. При этом согласно п. 1 Положения N 450 деятельность, лицензируемая Национальным банком Республики Беларусь, не подпадает под действие Положения N 450. Таким образом, с 1 января 2011 г. лицензирование банковской деятельности регулируется только специальными нормативными правовыми актами.

Все выданные Национальным банком Республики Беларусь лицензии учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности представляет собой совокупность данных, формируемых лицензирующим органом (Национальным банком Республики Беларусь) о выданных лицензиях, о внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении, восстановлении действия, отзыве лицензии, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций.

В реестре указываются: наименование банка, дата выдачи и номер выданной лицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой. Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности подлежит опубликованию Национальным банком Республики Беларусь в официальном издании Национального банка Республики Беларусь не реже одного раза в год. Изменения и дополнения, вносимые в реестр, публикуются Национальным банком Республики Беларусь в тридцатидневный срок со дня их внесения в реестр.

 

Статья 93. Общие положения о лицензировании банковской деятельности

Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются Национальным банком в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Национального банка, принятыми в соответствии с ним.

Банк приобретает право на осуществление банковской деятельности со дня получения лицензии на осуществление банковской деятельности.

Лицензии, выданные Национальным банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности. При отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, и приостановлении либо восстановлении ее действия в указанном реестре делается соответствующая запись.

Реестр лицензий на осуществление банковской деятельности размещается на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет. Изменения и дополнения, вносимые в указанный реестр, размещаются на указанном сайте в пятидневный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковской деятельности указывается перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.

Статья 94. Лицензионные требования, предъявляемые для получения лицензии на осуществление банковской деятельности

Лицензионными требованиями для получения лицензии на осуществление банковской деятельности являются:

наличие у банка нормативного капитала не менее минимального размера, установленного Национальным банком;

наличие бизнес-плана (стратегического плана развития банка), соответствующего требованиям, установленным Национальным банком;

наличие в банке совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа, соответствие состава совета директоров (наблюдательного совета) требованиям, установленным Национальным банком;

соответствие членов совета директоров (наблюдательного совета), за исключением представителя государства, членов коллегиального исполнительного органа (в случае его образования), а также руководителя и главного бухгалтера банка, их заместителей предъявляемым к ним квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации;

наличие в банке системы управления рисками и системы внутреннего контроля, соответствующих требованиям, установленным Национальным банком;

соответствие банка установленным законодательством Республики Беларусь требованиям к техническим возможностям для осуществления банковских операций;

соответствие организационной структуры банка требованиям, установленным настоящим Кодексом, а также прозрачность структуры его собственности. Критерии оценки прозрачности структуры собственности банка устанавливаются Национальным банком.

Для банков, имеющих право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на счета и (или) во вклады (депозиты), по открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц либо ходатайствующих о получении такого права, лицензионными требованиями, помимо перечисленных в части первой настоящей статьи, являются:

наличие у банка нормативного капитала в размере, установленном Национальным банком, или в двукратном размере в случае, если с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности прошло менее двух лет;

устойчивое финансовое положение банка в течение последних двух лет или с момента получения банком лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если с момента получения такой лицензии прошло менее двух лет. Критерии устойчивого финансового положения банка и порядок его оценки устанавливаются Национальным банком.

Банк обязан постоянно соблюдать лицензионные требования.

 

2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ И ОТКАЗ В ИХ ВЫДАЧЕ.

 

 

Статья 95. Порядок получения лицензии на осуществление банковской деятельности и внесения в нее изменений и (или) дополнений

Для получения лицензии на осуществление банковской деятельности в Национальный банк представляются:

заявление по форме, установленной Национальным банком;

сведения о назначенных (избранных) на момент подачи заявления членах совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (в случае его образования), руководителе и главном бухгалтере банка, их заместителях, должностных лицах, ответственных за управление рисками, должностных лицах, ответственных за внутренний контроль в банке, руководителе службы внутреннего аудита по форме, установленной Национальным банком;

локальные нормативные правовые акты банка, регулирующие организацию системы управления рисками, системы внутреннего контроля и деятельность службы внутреннего аудита банка;

бизнес-план банка;

расчет нормативного капитала банка по форме, установленной Национальным банком;

сведения о бенефициарных собственниках банка, являющихся таковыми в отношении не менее пяти процентов акций банка, по форме, установленной Национальным банком;

платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии.

Изменения и (или) дополнения в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, вносятся:

по ходатайству банка при соблюдении им лицензионных требований;

по инициативе Национального банка в случае изменения законодательства Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных статьями 97, 1011, 134 и 1341 настоящего Кодекса.

Документы, представляемые банком для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности, а также порядок их представления и рассмотрения устанавливаются Национальным банком.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) банку лицензии на осуществление банковской деятельности, внесении (отказе во внесении) изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, принимается Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления в Национальный банк документов, необходимых для получения лицензии на осуществление банковской деятельности, внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в такой лицензии.

До принятия решения о выдаче банку лицензии на осуществление банковской деятельности, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный банк вправе провести проверку соблюдения банком лицензионных требований, установленных настоящим Кодексом для осуществления банковских операций, указанных в заявлении на получение лицензии, и (или) запросить у заявителя дополнительные документы, подтверждающие соблюдение таких лицензионных требований.

Лицензия на осуществление банковской деятельности выдается банку в течение пяти рабочих дней со дня принятия Национальным банком такого решения.

На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный банк в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения выдает банку лицензию, оформленную на новом бланке, с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Одновременно банк обязан возвратить в Национальный банк ранее выданную лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат).

Учредители банка вправе обратиться в Национальный банк за получением лицензии на осуществление банковской деятельности одновременно с ходатайством о государственной регистрации банка при условии выполнения лицензионных требований, установленных настоящим Кодексом. В этом случае одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации банка, представляются документы, предусмотренные частью первой настоящей статьи для получения лицензии на осуществление банковской деятельности. При этом срок принятия решения о выдаче банку лицензии на осуществление банковской деятельности может быть продлен Национальным банком до трех месяцев. При наличии оснований для отказа в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности, предусмотренных частью первой статьи 96 настоящего Кодекса, Национальный банк осуществляет государственную регистрацию банка без выдачи такой лицензии в порядке, установленном главой 9 настоящего Кодекса.

Действие настоящей статьи не распространяется на случай отзыва Национальным банком лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций, предусмотренный частью второй статьи 99 настоящего Кодекса.

 

 

3. ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ, ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Статья 96. Основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности, во внесении в нее изменений и (или) дополнений

Национальный банк вправе отказать в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности в случае, если:

для получения лицензии на осуществление банковской деятельности представлены не все документы, предусмотренные статьей 95 настоящего Кодекса;

в документах, представленных для получения лицензии на осуществление банковской деятельности, выявлена недостоверная информация;

банком не соблюдаются лицензионные требования, установленные настоящим Кодексом.

Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии на осуществление банковской деятельности, устанавливаются Национальным банком.

Статья 97. Основания для приостановления, восстановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности и ее отзыва

Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций на срок, необходимый для устранения выявленных в деятельности банка нарушений, но не более чем на один год, в случае:

невыполнения предписания Национального банка;

невыполнения нормативов безопасного функционирования и (или) иных требований, установленных главой 15 настоящего Кодекса;

непредставления, несвоевременного представления, представления недостоверной и (или) не в полном объеме отчетности, а также иной информации, обязательной для представления в Национальный банк в соответствии с настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь, и (или) нарушения порядка ее представления;

создания такого финансового положения банка, которое может повлечь угрозу стабильности банковской системы Республики Беларусь и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

несоблюдения лицензионных требований, установленных настоящим Кодексом;

нарушения иных требований банковского законодательства.

Национальный банк восстанавливает действие приостановленной лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций в случае заявления банком ходатайства об этом, содержащего информацию об устранении выявленных в его деятельности нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. При необходимости Национальный банк вправе провести проверку достоверности представленной банком информации об устранении нарушений.

В случае, если выявленные в деятельности банка нарушения не были устранены в указанный Национальным банком срок, Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на осуществление банковской деятельности на новый срок либо отозвать ее, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций.

Национальный банк вправе отозвать лицензию на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, также в случае:

несоблюдения отдельных лицензионных требований, установленных настоящим Кодексом, если это может привести к созданию угрозы стабильности банковской системы Республики Беларусь и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

установления факта недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия на осуществление банковской деятельности либо были внесены изменения и (или) дополнения в указанный в ней перечень банковских операций;

неосуществления банковских операций, указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности, в течение одного года;

установления факта недостоверности содержащихся в отчетности данных, способного привести к созданию угрозы стабильности банковской системы Республики Беларусь и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка;

неоднократного (не менее двух раз) нарушения в течение одного года требований, установленных Национальным банком к порядку и срокам представления отчетности;

осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не указанных в выданной лицензии на осуществление банковской деятельности;

нарушения иных требований банковского законодательства, если в течение одного года к банку неоднократно (не менее двух раз) применялись меры воздействия, установленные настоящим Кодексом;

создания такого финансового положения банка, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами;

наличия оснований для признания банка банкротом в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

реорганизации банка путем его слияния, или присоединения (у присоединенного банка), или разделения, или преобразования в небанковскую кредитно-финансовую организацию (внесения соответствующих изменений в устав банка);

принятия решения о ликвидации банка.

В случае устранения нарушений, по которым лицензия на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций была отозвана, банк вправе заявить ходатайство в Национальный банк о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ему лицензии на осуществление банковской деятельности. При необходимости Национальный банк вправе провести проверку достоверности представленной банком информации об устранении нарушений.

Статья 98. Приостановление и восстановление действия лицензии на осуществление банковской деятельности

Решения Национального банка о приостановлении и о восстановлении действия лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций вступают в силу с момента уведомления банка об их принятии.

Сообщения о приостановлении и о восстановлении действия лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций подлежат опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, и на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

В случае приостановления действия лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций обязательства сторон, связанные с осуществлением этих операций, прекращаются исполнением сторонами своих обязательств по соответствующему договору. При этом банку запрещается заключать новые договоры и перезаключать на новый срок ранее заключенные договоры, исполнение обязательств по которым связано с осуществлением банковской операции, в части осуществления которой действие лицензии приостановлено, если иное не установлено в решении Национального банка о приостановлении действия лицензии на осуществление банковской деятельности.

Статья 99. Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности и его последствия

Решение Национального банка об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, вступает в силу с момента уведомления банка о его принятии.

На основании решения об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций Национальный банк выдает банку лицензию, оформленную на новом бланке, с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять. Одновременно банк обязан возвратить в Национальный банк ранее выданную лицензию на осуществление банковской деятельности (ее дубликат).

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, подлежит опубликованию Национальным банком в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями, и на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

В случае отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления отдельных банковских операций обязательства, связанные с осуществлением этих операций, подлежат прекращению за невозможностью их исполнения. При этом банк возмещает вкладчикам и иным кредиторам убытки, понесенные ими в связи с невозможностью исполнения банком своих обязательств, связанных с осуществлением отдельных банковских операций, в части осуществления которых лицензия была отозвана.

В случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковской деятельности в части осуществления в совокупности банковских операций, указанных в части первой статьи 8 настоящего Кодекса, при сохранении действия лицензии на осуществление других банковских операций допускается преобразование банка в небанковскую кредитно-финансовую организацию (внесение соответствующих изменений в устав банка).

В случае отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности и при условии полного исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами банк подлежит ликвидации.

С момента отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности:

обязательства банка в иностранной валюте определяются в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка, действовавшему на дату отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности;

банк не несет ответственности за нарушение своих обязательств за невозможностью их исполнения в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности, в том числе прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пени);

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, вступивших в законную силу до момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковской деятельности;

запрещаются до момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) или назначения экономическим судом области (города Минска) управляющего (антикризисного управляющего) заключение банком новых договоров и перезаключение на новый срок ранее заключенных договоров, исполнение обязательств банка по ним, в том числе осуществление операций по корреспондентскому счету банка, за исключением операций, связанных с текущими и эксплуатационными платежами банка, выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Национальным банком, а также запрещается возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет банка.

 

1. Банковский кодекс Республики Беларусь.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2000г., № 106,2/219.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каков порядок получения лицензии на осуществление банковской деятельности?

2. Каковы основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности?

3. Каковы основания для приостановления лицензии на осуществление банковской деятельности?

4. Каковы основания для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности?

 

ТЕСТ

Процессы регистрации и лицензирования при создании банка идут одновременно или по отдельности?

1) Одновременно.

2) По раздельности.

3) Регистрация предшествует лицензированию.

4) Лицензирование предшествует регистрации.

Дидактический практикум

 

1. Ниже перечисленные банки работают в следующих условиях:

1) Банк «Альфа» работает 2.5 года. Собственники – юридические лица, в том числе и иностранные инвесторы. Имеет устойчивое финансовое положение. Нормативный капитал банка эквивалентен 27 млн. ЕВРО.

2) Банк «Визит» работает 3 года. Среди собственников банка имеются физические и юридические лица. Финансовое положение характеризуется отсутствием убытков, выполнением установленных Национальным банком Республики Беларусь нормативов безопасного функционирования. Нормативный капитал банка эквивалентен 30 млн. ЕВРО.

3) Банк «Восток» работает 0,5 года. Собственники – юридические лица, иностранные инвесторы преобладают. Финансовое положение характеризуется отсутствием убытков. Нормативный капитал банка эквивалентен 25 млн. ЕВРО.

4) Банк «Данко» работает 10 месяцев. Создан юридическими лицами. Имеет устойчивое финансовое положение. Нормативный капитал банка по сумме эквивалентен 26 млн. ЕВРО.

Требуется: определить права на осуществление банковских операций, которые имеет каждый из перечисленных банков, если они обладают соответствующей технической базой.

2. Банк зарегистрирован и осуществляет банковскую деятельность в течение четырех лет. Имеет ли данный банк право привлекать во вклады денежные средства физических лиц? Каким требованиям банк должен соответствовать, чтобы осуществлять такую деятельность?

 

 


 

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Частное учреждение образования

«БИП – Институт правоведения»

 

Кафедра теории и истории права

 

 

управляемая самостоятельная работа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: