Навстречу внутренней природе 7 глава




Роли в психотерапии. Поскольку бывают разные типы психотерапии, то соответственно бывают и разные роли у терапевта. Причем надо четко различать: есть социальная роль терапевта и есть его психологическая роль. И то, и другое весьма подвижно. И то же самое относится и к клиенту. У него тоже бывает социальная роль, а бывает роль психологическая. И это тоже довольно динамично.

Какие роли типичны для психотерапевтов? Это, например, Жилетка или Сочувствующий Друг, или Ведро Для Душевных Помоев. То есть это человек, который находится в иньской позиции, он эмпатически настраивается, выслушивает то, что к нему идет, сочувствует и говорит: да, да. О такого рода терапевте сочувствующего типа есть анекдот. Входит к терапевту пациент и говорит: «Жизнь ужасна, она непереносима». Терапевт сочувственно отвечает: «Да, жизнь ужасна». Клиент: «Она непереносима, я даже не знаю, что делать, я нахожусь в ужасном тупике». Терапевт: «Вы не знаете, что делать, вы в таком сложном тупике». Клиент: «Я не знаю, может быть мне стоит покончить с собой?» Терапевт: «Я не знаю, может быть вам стоит покончить с собой?» Клиент подходит к окну, раскрывает его: «Я прямо сейчас брошусь в это окно!» Терапевт: «Вы сейчас броситесь в это окно!» Клиент выходит из окна, летит вниз. Терапевт: «Бац!»

Противоположный вариант — это Провокатор. Например, это терапевт, который говорит клиенту так: «Ты думаешь, тебе плохо, но ты еще не знаешь, что такое плохо! Возьми себе в дом козу и поживи с ней!» Таким способом можно хорошо загрузить клиента, так что он или тут же вылечится от своей проблемы, или на следующий сеанс уже гарантированно не придет. Или терапевт предлагает клиенту: «Хочешь, то, что у тебя в подсознании, мы сейчас тебе в сознание выведем, чтобы ты узнал, какой ты есть на самом деле?!» И для этого есть эффективные провокативные методики, но насколько они для данного клиента приемлемы, это вопрос в какой-то степени этический, а в какой-то мере степени вопрос договора.

Еще одна роль психотерапевта — это Администратор внутренних программ клиента. Он ничего не делает, кроме того, что расписывает все внутренние ситуации человека, обозначает имена программ подсознания и говорит клиенту: «Сейчас ты живешь по этой программе, а сейчас по той», — то есть он обращает внимание человека на резервы, которые у того имеются, — иногда очень эффективный способ работы. На астрологическом языке он может говорить, например, так: «Вот сейчас ты включишь свой Юпитер, у тебя есть масса ценных идей по любому вопросу, вспомни свое творческое состояние и подумай... А в данном случае тебе не хватает дисциплины, соберись, и в течение трех дней ты ничего не делаешь, но напряженно думаешь над вот этой твоей ситуацией — и таким образом включаешь Сатурн».

Еще одна роль психотерапевта — это Консультант по психологическим теориям. Он берет данного клиента и раскладывает его по всем имеющимся у него психологическим теориям. «С точки зрения психоанализа, у вас эдипов комплекс, с точки зрения Юнга, у вас непроработанная Тень, с точки зрения Адлера, у вас комплекс власти, который вы не реализовали на своем посту», и т. д. Сама по себе эта роль может показаться абсолютно бессмысленной, но какой-то клиент идет именно за этим. Есть люди, которые страшно любят, когда их индивидуальность, особость утверждается заключением их в клеточку той или иной психологической классификации. Вот, вы — типичный интроверт, если бы вас увидел доктор Юнг. А если бы вас увидел, например, доктор Берн, то он бы сказал, что вы — типичный Родитель. И так можно продолжать долго. Это тоже вариант психотерапии. Есть ли у нее смысл — это когда как. Иногда помогает, иногда — наоборот.

Еще одна роль — Добровольного помощника. «У вас очень тяжелая жизнь, я буду вас утешать и морально поддерживать, смягчать острые углы».

Очень опасная для клиента роль психотерапевта — это Советчик, особенно Безответственный Советчик. Терапевт, находящийся в этой роли, занимается тем, что дает советы, а когда его советы особого воздействия не оказывают, или приводят к нежелательным для клиента результатам, он говорит: «Ну, я же всего лишь хотел помочь вам», — снимая тем самым с себя всякую ответственность (сюжет, описанный у Эрика Берна, известного американского психолога, о котором я еще буду вам рассказывать).

И в заключение этой лекции я расскажу вам восточную историю из книги Н. Пезешкиана «Торговец и попугай», очень многозначительную с самых разных точек зрения, а потом дам к ней небольшой психологический комментарий.

 

У муллы подрастала дочь. Она была необыкновенно хороша собой, и он страшно беспокоился о том, чтобы она не стала жертвой посягательств особ мужского пола. И он ей говорил: «Ты знаешь, как это бывает. К тебе на улице подойдет молодой человек, он будет очень красив собой, он будет очень хорош. Он тебя заинтересует, тебе понравится. Он начнет с тобой разговаривать о чем-то интересном. Он поведет тебя по городу, он заведет тебя в кофейню. Вы будете пить кофе, есть сладкие пирожные. Потом вы пойдете гулять по городу и как бы случайно окажетесь у его дома. И он скажет тебе: извини, мне нужно зайти взять свой плащ. И вы с ним вместе подниметесь к нему. И вместо того, чтобы взять свой плащ, он пригласит тебя к себе домой. Он заварит тебе вкусный чай, угостит тебя конфетами. Тебе станет хорошо, и когда ты совсем уже проникнешься к нему доверием, он вдруг бросится на тебя и опозорит и тебя, и твоих родителей, и все наше доброе имя!»

И вот однажды дочка пришла к мулле с сияющими глазами и сказала: «Папочка! Ты у меня, оказывается, пророк! Я бы даже не знала, что делать без твоих ценных советов!» Отец страшно обеспокоился: «А что случилось?» «Ты представляешь, все началось ровно так же, как ты и говорил! Я пошла по улице, и я встретила молодого человека. Он был замечательный, красивый, и он мне так понравился. И мы пошли с ним гулять, зашли в кофейню, и он угощал меня пирожными. А потом мы пошли дальше, и около своего дома, где мы оказались совсем случайно, он сказал: «Ну, давай мы зайдем ко мне, мне нужен плащ». И мы поднялись. Но там у него дома было так интересно, и он меня напоил меня таким вкусным чаем. И когда я почувствовала, что вот сейчас, вот-вот произойдет то самое, о чем ты говорил, я сама бросилась на него, и опозорила его, и его родителей, и все его честное имя!»

 

Что же наблюдается в этой истории глазами психолога? Смена модальностей: инь на ян. Девушка решила эту проблему. Но я хочу сказать, что такого рода советы, какие давал ее отец, отнюдь не безобидны. Вы все прекрасно понимаете, что он навязывал ей определенный сюжет. И если бы она была послушной дочерью, она бы подсознательно восприняла этот сюжет, и все случилось бы ровно так, как он это ей навязывал. Почему он это ей навязывал, тоже понятно. Вероятно, она была для него достаточно привлекательной. Однако он не мог принять этой ситуации, так сказать, социально, и подставлял вместо себя воображаемого прекрасного юношу. (Заметьте, что его описание ухаживания шло исключительно в мажорных тонах.)

Однако за этим сюжетом можно увидеть и более глубокий пласт: отец реально навязывал своей дочери определенную жизненную программу, которая так или иначе должна была произойти с ней, в какой-то момент сломив ее волю. И как вы в связи с этим проинтерпретируете поступок девушки? К каким жизненным последствиям он ее приведет? Впишется ли она в жизненный сюжет, который предложит ей ее семья?

Мой личный комментарий здесь таков. Поступок девушки означает, что она оказалась сильнее жизненной программы, которую навязывала ей семья. Она, сохранив общую канву, в нужный момент повернула ситуацию на 180 градусов и символически освободилась от этой программы. И теперь можно ожидать, что когда события в ее жизни пойдут дальше, она выйдет за пределы семьи (причем, возможно, с сильной катастрофой), и пойдет по жизни со своим собственным сюжетом. Может быть, это будет та программа, которую предлагает ей семейный эгрегор, но с заменой архетипа инь на ян. А что это означает, каждый из вас может подумать самостоятельно.

И последняя (в моем списке, но не в жизни) роль терапевта — это роль Иерофанта. Это слово означает «посвятитель», или «верховный жрец». Волшебная палочка — та, что в сказках — это жезл иерофанта, символ управления энергетическим потоком. Иерофант необходим, когда, как говорится, карма созрела и человек готов к существенным изменениям, но добровольно, то есть сами по себе, они все-таки не происходят. И в этом случае психотерапевт берет на себя роль иерофанта, посвятителя, проводящего клиента через определенные испытания, после чего клиент оказывается в новой для себя реальности, к которой он в процессе посвящения уже получил все необходимые ключи, и может ими пользоваться и жить дальше. Вот эта роль, мне кажется, будет наиболее популярной в психотерапии будущего. Может быть, это не будет так пышно называться, чаще это будет Мини-иерофант, но все-таки смысл терапии будет в том, что психика клиента будет меняться целиком, то есть в результате он оказывается в другой магической реальности, другой социальной реальности, в другой духовной реальности.

Типы клиентов. А теперь я опишу вам несколько типов клиентов, и вы подумайте сами, какие из них относятся к эпохе Рыб, а какие — к эпохе Водолея.

Клиент типа «Острая травма» приходит со словами: «Доктор, без вас я сейчас вот умру, я уже погибаю». Очень распространенный тип.

Еще более навязчивым является тип «Хроническая острая травма», с такими заявками: «Я недавно к вам приходил, мне было очень плохо, а после вашей помощи мне ненадолго полегчало, но теперь мне опять очень плохо. И без вас я скоро погибну». Когда идет такая хроника, она дорогого стоит, в буквальном смысле: с такого клиента надо брать много.

Когда я преподаю массаж, я инструктирую своих учеников, что плату с массажного клиента вы должны брать с живого веса. Не понимаю, почему в самолеты всех на равных правах пускают, но что с массажного клиента надо брать с живого веса, это мое глубокое убеждение. И в психотерапии то же самое. Здесь тоже есть живой вес, но как бы психологического плана, и чем острее ситуация клиента, тем дороже должны быть услуги терапевта. Хронические острые состояния стоят очень дорого. Если клиент может себе это позволить, пожалуйста, вы можете с ним взаимодействовать. Но я очень не советую делать это в порядке благотворительности. Он утонет сам и вас утопит вместе с собой, потому что за его позицией стоит следующее: «Я ничего не хочу делать». Что, в сущности, значат слова: «мне очень плохо»? Очень просто: «я очень хочу переложить свои проблемы на ваши плечи». Слово «очень» означает именно это.

Клиент типа «Неоцененный Герой». Чаще всего в ходе беседы с ним выясняется, что у него никаких проблем нет. Он приходит, но тема или проблема, которая его приводит, не более, чем затравка. А реальная его потребность — это самовыражение. Он приходит рассказать, какой он здесь, какой он был там, как он проявился в той ситуации, как он проявился в этой ситуации, — и вот вы его слушаете, и совершенно непонятно, что с ним, собственно, не так. А с ним все так, кроме одного — ему нужен зритель, слушатель. Как вы себя ведете? Если вы понимаете этот сюжет, то вы можете найти адекватное поведение, можете ему, например, похлопать.

У меня регулярно бывают встречи с читателями, где я сначала что-то рассказываю, а потом отвечаю на вопросы из зала, и каждый третий вопрос настолько длинен, что фактически это не вопрос, это некоторый акт самовыражения. То есть человек стоит пять минут, задает вопрос, в конце садится совершенно удовлетворенный, а зал уже в некотором бешенстве. При этом отвечать мне обычно не на что, я говорю, например: «Я с вами совершенно согласен», — и слушаю следующий вопрос. Ибо вопроса, собственно говоря, никакого не было. Если же я прошу: «Вы все-таки можете сформулировать ваш вопрос?» — то обычно вопрос не формулируется или не имеет никакого отношения к тому, что говорилось раньше, потому что цель человека в данном случае — самовыражение. Я думаю, что любой психотерапевт с таким Неоцененным Героем регулярно сталкивается. И тогда, если вы это увидите, вы сможете адекватно отреагировать. А если вы начнете его лечить, вы попадете в его сюжет, причем на каких-то совершенно периферических ролях. Получится так, что он ваши терапевтические усилия воспринимает как косвенное выражение вашего восхищения его необыкновенной персоной. Такие люди, как правило, не любят платить деньги. А чего платить, вы должны им восхищаться! Почему он-то должен вам за это платить?

Следующий, довольно неприятный, тип клиента, — это Профессиональный Манипулятор, который приходит с целью отточить на вас свое психологическое мастерство, вас вычислить, разоблачить, обвести вокруг пальца и т. п. Однако у таких людей, как правило, очень определенные манеры, и если вы знакомы с этим типом, его обычно легко распознать; о способах борьбы за выживание при встречах с таким клиентом я сейчас говорить не буду.

Проектор. Тоже очень распространенный тип. Я его называю «Уколовшийся ежик». Приходит человек и говорит: «Вот, у меня такая ужасная агрессивная семья, они меня кусают, они меня прокусили, и вы мне должны помочь». При этом по ходу выяснений оказывается, что он страшно агрессивен сам, у него все виноваты, он всегда прав, он вечно всех «поливает». Такому человеку мне обычно хочется предложить: «Вы рассказывали о своих родственниках и сослуживцах много плохого; а теперь, для баланса, столько же плохого расскажите о себе». Однако не расскажет, язык не повернется.

Переносчик. Позиция этого клиента называется: «борьба с сучком вместо бревна». То есть человек приходит и говорит: «Вот у меня есть такая проблема». И начинает излагать эту проблему, которая с вашей точки зрения яйца выеденного не стоит. И в то же время вы видите у него действительно большую и актуальную проблему, например, элементарный эгоцентризм. Он, говорит, что он плохо понимает свою жену в таких-то ситуациях, а вы видите, что он свою жену вообще не понимает, и вообще никого и ничего не понимает. Он полностью сосредоточен на себе и ничего, кроме собственной персоны, его не интересует. Здесь переход к его истинной проблеме — это очень острый момент.

Тип «Светлый поклонник». Его девиз: «Доктор! Мне так хорошо с вами! Пожалуйста, потерапевтируйте меня еще!» Это распространенный тип, который ездит на групповые тренинги, ходит на консультации к любимому терапевту просто ради той светлой ситуации, которая возникает, где все друг друга обнимают, любят и друг о друге заботятся. Для таких людей, видимо, нужно собирать специальные тренинги. Мне рассказывали, что сейчас в Америке самый популярный вид психотерапии — это групповая терапия типа мужских клубов, где вообще никакого ведущего нет, собираются вместе мужчины разных профессий, садятся в круг и друг друга морально поддерживают: все по очереди встают и говорят: «Вот я такой-то, меня зовут так-то, я работаю тем-то». И все ему хором отвечают: «Мы тебя, Джо, уважаем, мы тебя, Джо, ценим, мы тебя всесторонне поддерживаем!» Джо садится, рядом с ним встает Джон, и так далее по кругу. Оказывается, это мощнейшая групповая психотерапия. Примерно по той же схеме работают группы анонимных алкоголиков, но захочется ли вам выступать в роли ведущего такой группы — это уже другой вопрос. Если вы только чуть-чуть поддержите своего клиента не там, где надо, то вы моментально попадете в подобный сюжет.

Клиент типа «Я девочка, на все согласная» заявляет терапевту тотальное доверие, полностью вручая себя и свою жизнь в его руки: «Делайте, доктор, что хотите, вам лучше знать, что для меня нужно». Это, как правило, неправда. Но неопытный терапевт может на нее попасться, дама или господин могут оказаться вполне и весьма гипнабельными, мимикрировать под любую технику, но внутри у них обязательно окажется жесткий, несгибаемый стержень. Не каждый человек позволит себе такую позицию: надо иметь очень большую и не показную уверенность в себе, чтобы не испугаться хищного волка в обличье терапевта, и ему полностью довериться.

Клиент следующего типа приходит, наоборот, под лозунгом: «Терапевт, знай свое место!» и признает лишь весьма ограниченное вмешательство терапевта в свою жизнь, чем нередко вызывает у последнего большое раздражение. Такой клиент заявляет терапевту: «Я предоставляю вам такую-то часть своей психики и такую-то часть своей жизни, и за эти пределы, пожалуйста, не лезьте и работайте со мной таким-то методом». Реально за такой позицией стоит большая неуверенность человека в себе, непонимание того, что ему нужно, и, как правило, необходимость того самого тотального вмешательства, против которого он активно возражает.

 

Вопрос: Обязательно ли у клиента есть роль и обязательно ли она — одна из этих?

Ответ: Я думаю, что роль у клиента есть всегда, но не обязательно одна из этих, и она может поменяться по ходу терапии.

Вопрос: Что же, вы считаете, что человек всегда приходит к психотерапевту от нечего делать?

Ответ: Есть три вида людей — это победители, непобедители (середняки) и неудачники (классификация принадлежит Э. Берну). И каждый человек, когда он приходит к психотерапевту, первой же своей фразой обозначает, к какой категории он относится. По большей части приходят неудачники, и к ним относятся мои классификации, но это не значит, что такому человеку не надо помогать. Это значит, что вы должны учитывать в какой роли он выступает. Если приходит середняк, он никогда не скажет: «Спасите меня». Он скажет: «Мне нужна частная помощь по такому-то вопросу». Если же приходит победитель, он никогда не скажет: «Мне нужна помощь, спасите меня, помогите мне!» Он скажет: «Научите меня. Я этого не умею, вы можете меня научить?» И он обязательно возьмет на себя значительную часть ответственности за то, что происходит во время терапии.

 

Всем спасибо. До свидания.


Лекция 3
ЧЕЛОВЕК: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЦЕННОСТИ

Здравствуйте, дамы и господа!

Рад вас приветствовать! Давайте, как обычно, мы с вами попробуем сначала чуть-чуть подготовиться к лекции, к восприятию материала. Мы начнем с того, что выполним одно физическое упражнение. Я рекомендую это упражнение, когда вы чувствуете усталость. Нужно отвести голову и согнутые локти как можно больше назад. Вы поворачиваете голову направо и правую руку одновременно поднимаете вверх. А теперь, наоборот, поднимаете левую руку вверх, а голову отклоняете влево. Не торопитесь. Точка максимального напряжения в ваших плечах должна плавно перетекать справа налево, а затем обратно. Еще посильнее отводите локти и голову назад. Достаточно. А теперь положили руки на затылок, слегка на него нажали, опустили голову вниз, расслабили шею и поворачиваем нос вправо-влево. Не торопясь, медленно, почувствовав все связки, которые тянутся, еще посильнее нажали... и достаточно.

А теперь на минуту сосредоточились, вспомнили содержание дня, всю эту энергию, информацию, которую вы в течение дня собрали на себе, но еще не усвоили, аккуратно положили в коробочку, накрыли ее сверху крышкой, и теперь она опускается вниз. И мы опускаемся вниз вместе с ней, подобно тому как рыба опускается в глубокий океан. Поверхностные впечатления и волны остаются сзади, наше внутреннее «я» заключает нас в свои объятья, мы опускаемся ниже, ниже, пока этот процесс не становится для нас неуправляемым, и мы чувствуем, что внутреннее «я» уже само захватило контроль, и уже само приглашает нас опускаться все ниже и ниже, все дневные впечатления остаются далеко позади, мысли затормаживаются, образы бледнеют, внешние впечатления делаются все более размытыми, и вы на минуту полностью отпускаете контроль над тем, что происходит... А теперь начинается подъем вверх, ваше внутреннее «я» одевает на вас костюм внимания, дает вам энергию для того, чтобы вы следующие три часа точно и адекватно для вас восприняли все происходящее.

Архетип, прототип и объект. Теперь мы вернемся к теме, которую я мельком затронул в прошлый раз. Я хотел бы сегодня, для того, чтобы материал был для вас более практичным, а не только чисто теоретическим — а особенно для присутствующих здесь астрологов, которые, конечно, хотят, расширять и углублять свои астрологические познания — нарисовать схему, всегда появляющуюся вместе с трехуровневой ситуацией, которую я описывал в прошлый раз, включающей архетип, индивидуальный прототип и объект. Всякий раз, когда у нас в естественных условиях возникает такая схема, можно строить астрологическую модель, и она всегда дает существенные и часто неожиданные результаты.

В принципе, что такое архетип? Можно его представлять себе как некоторую абстрактную идею, которая хочет реализоваться и творит много-много разных объектов, в чем-то схожих между собой. Но чтобы сотворить объект, надо сотворить его сначала на качественном уровне, то есть создать его индивидуальный прототип. Сотворенных объектов много, они все разные, каждый обладает какими-то своими особенностями, они живут, они существуют в среде, они взаимодействуют друг с другом и со средой, и у каждого есть свой жизненный путь, и вся эта ситуация в целом и есть реализация программы, которая исходно заключена в самом архетипе. Если мы переходим на астрологический язык, то, как вы хорошо знаете, в основе астрологии лежит двенадцатиричная система знаков Зодиака, и эта система построена на том, что есть четыре стихии — Огонь, Земля, Воздух и Вода — и в каждой из четырех стихий есть три знака, соответствующие трем фазам (модальностям) времени, а именно: Творению, Осуществлению и Растворению.

Что такое архетипы Творения, Осуществления и Растворения, я сейчас рассказывать не буду, это у нас будет тема следующих лекций, а сегодня мы с вами будем говорить о стихиях.

Итак, у нас есть архетип, индивидуальный прототип и объект. Однако они существуют не изолированно, между ними постоянно идут информационно-энергетические обмены, изображенные на рис. 3.1 стрелочками: от архетипа к индивидуальному прототипу, от индивидуального прототипа к объекту, от объекта к индивидуальному прототипу и от индивидуального прототипа к архетипу. Этим четырем стрелочкам соответствуют четыре стихии. А именно: Огонь это трансляция от архетипа к индивидуальному прототипу, Вода — обратная трансляция, то есть переход от индивидуального прототипа к архетипу. Трансляции от индивидуального прототипа к объекту соответствует стихия Земли, а трансляции от объекта к индивидуальному прототипу — стихия Воздуха. Насколько правомерно такое деление стихий, пусть каждый астролог судит сам. Но лично меня совершенно поразило, насколько хорошо традиционные астрологические представления ложатся на эту схему, так что можно даже предположить, что она является их первичным источником.

Рис. 3.1. Схема стихий архетипической астрологии

 

Для того, чтобы эта схема стала понятной, надо взять какой-то конкретный архетип и уже с ним разбираться. Этим мы как раз и займемся. В качестве архетипа у нас будет выступать Адам Кадмон — наивно говоря, первый созданный Богом человек, по образу и подобию которого созданы все остальные люди.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: