I. Программа маркетингового исследования
По теме «Отношение потребителей туристских услуг к туристским ресурсам г. Каменска-Уральского и основные предпочтения туристов»
Структура программы:
I. Проблема:
Проблема бизнеса
Расширение ассортимента туристских услуг, а именно, проектирование нового турпродукта для туристского предприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз».
Проблема исследования
Есть ли на рынке туристских услуг спрос на новые турпродукты, а именно: событийные туры?
Если да, то какие событийные туры хотели бы приобрести потребители туруслуг г. Каменска-Уральского и турпредприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз», с каким набором услуг и по какой стоимости?
Есть ли проблемы в деятельности тур. предприятия ООО «Сервис-центр», гостиница «Топаз»? Если есть, то, какие?
Рабочие гипотезы
Если туристские ресурсы г. Каменска-Уральского могут служить основой для проектирования событийного тура, включающего в себя посещение событийных мероприятий, услуг проживания, питания, транспорта, экскурсионной программы, то будет ли данный тур востребован у туристов?
Цели заключительных исследований
1. Выявление предпочтений различных потребителей при выборе туров.
2. Каковы основные предпочтения туристов турпредприятии ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз» при выборе услуг.
3. Определение и выявление туристских продуктов по событийному туризму в деятельности предприятий города Каменска-Уральского.
4. Оценка конкурентоспособности нового турпродукта в сравнении с уже существующими турами по событийному туризму.
2. Концепция исследования:
Объекты исследования
Различные категории граждан г. Каменска-Уральского и гостей города, использующих впервые или повторно туруслуги турпредприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз».
Предмет исследования
Отношение потребителей к событийным турам и к услугам турпредприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз».
Цель
Провести социологический опрос потребителей туруслуг с целью выявления основных предпочтений туристов при выборе туруслуг.
Задачи
1. Разработать теоретические основы программы соц. исследования
2. Разработать и построить модель выборочной совокупности
3. Разработать необходимый инструментарий для проведения опроса
4. Выявить предпочтения туристов при выборе тура с использованием разработанного инструментария
5. Провести статистическую и логическую обработку полученных данных, составить отчет
Источники информации.
Первичная информация: результаты анкетирования и опросов.
Вторичная информация: анализ результатов, проведенных аналогичных исследований по теме исследования.
Методы сбора информации: анкетирование и интервью.
Планирование выборки:
Категории граждан г. Каменска-Уральского и гостей города, использующих впервые или повторно туруслуги турпредприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз».
В генеральную совокупность вошли граждане. Каменска-Уральского и гости города, в выборочную совокупность вошли граждане. Каменска-Уральского, отобранные случайным образом, всего – 20 человек, что составило 1 % от 200000 человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Инструменты исследования: анкета (см. приложение анкета).
Организация исследования: исследование проводилось среди сотрудников и потребителей турпредприятия ООО «Сервис-центр», среди студентов и преподавателей КУТТС.
Метод обработки информации: статистически-логический анализ.
Результаты исследования: отчет
Сроки проведения исследования планируется с 17.03 по 23.03 2018 г.
Бюджет исследования. В смету затрат по проведению маркетингового исследования вошли:
Таблица 1. Бюджет исследования
Наименование | Количество | Стоимость |
Бумага | 2 руб./1 лист (1000 руб.) | |
Краска для тонера | 1 шт | 450 руб. |
Ручки | 10 руб./1 шт. (200 руб.) | |
Диктофон | Записывающее устройство в телефоне | |
Планшет | 100 руб. | |
Итого | 1750 руб. |
Отчет по проведенному маркетинговому исследованию
по теме «Отношение потребителей туристских услуг к туристским ресурсам г. Каменска-Уральского и основные предпочтения туристов»
21.03.2018 на турпредприятии ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз» было проведено социологическое исследование с целью выявления основных предпочтений потребителей туристских услуг и сотрудников турпредприятия ООО «Сервис-центр» гостиница «Топаз». В результате проведенного исследования было выявлено:
1. Всего было опрошено 20 человек.
2. Статистическая обработка:
С общими результатами опроса вы можете ознакомиться в таблицах 2-5.
Таблица 2. Общие результаты опроса
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов |
Любите ли вы путешествовать? | Да | |
Нет | ||
Как часто вы путешествуете? | Реже 1 раза в год | |
2-3 раза в год | ||
1 раз в год | ||
4 и более раза в год | ||
Свой вариант | ||
Какими критериями вы пользуетесь при выборе места отдыха? | Отзывы и рекомендации знакомых | |
Популярность места отдыха | ||
Интенсивность рекламы | ||
Другое | ||
Знаете ли вы что такое событийный туризм? | Да | |
Нет | ||
Посещали ли вы событийные мероприятия? | Посещал, но не в рамках тура | |
Посещал в рамках тура | ||
Свой вариант | ||
Какие мероприятия в рамках событийного туризма вы посещали? | Кинофестиваль | |
Выставки | ||
Спортивные события | ||
Ярмарки | ||
Фестивали | ||
Народные гуляния | ||
Свой вариант | ||
Какое мероприятие в рамках событийного туризма вы хотели бы посетить? | Кинофестиваль | |
Выставки | ||
Спортивные события | ||
Ярмарки | ||
Фестивали | ||
Народные гуляния | ||
Свой вариант | ||
Если бы выбрали музыкальный фестиваль, то какой фестиваль вы бы посетили? | Максидром (Москва) | |
Альтермедиум (Екатеринбург) | ||
Вспышка (Екатеринбург) | ||
Казанская осень (Казань) | ||
Фестиваль колокольного звона (Каменск-Уральский) | ||
Свой вариант | ||
На сколько дней вы бы поехали? | Менее 7 дней | |
От 7 до 10 дней | ||
От 11 до 14 дней | ||
От 15 до 21 дня | ||
Какого уровня средство размещения вы бы выбрали? | Хостел | |
2* | ||
3* | ||
4* | ||
5* | ||
Свой вариант | ||
Какой тип питания вы бы предпочли? | Все включено | |
Пансион | ||
Полупансион | ||
Только завтраки | ||
Свой вариант | ||
На каком виде транспорта вы бы добирались? | Авиатранспорт | |
Ж/д транспорт | ||
Водный транспорт | ||
Автобус | ||
Свой вариант | ||
Считаете ли вы необходимым создание каталогов по событийному туризму в турагентствах? | Да | |
Нет | ||
Если бы был организован новый событийный тур, где были бы задействованы популярные событийные мероприятия, неизвестные достопримечательности городов и различные виды транспорта, вы бы воспользовались данной услугой? | Да | |
Нет | ||
Ваш ответ | ||
Что необходимо, чтобы вы чаще посещали туристские места? | Организованные туры | |
Доступная информация | ||
Необходимая инфраструктура | ||
Другое | ||
Какую цену для событийного тура вы считаете приемлемой? | От 5000 до 10000 | |
От 10000 до 15000 | ||
От 15000 до 20000 | ||
От 20000 и выше | ||
Пользовались ли вы услугами турагентства при организации событийного тура? | Да | |
Нет | ||
Что может оттолкнуть вас при организации событийного туризма? | Не опробуемый ранее вид транспорта | |
Неизвестное вам событие | ||
Другое | ||
Ваш пол | Женский | |
Мужской | ||
Ваш возраст | От 18 до 24 лет | |
От 25 до 35 лет | ||
От 36 до 45 лет | ||
От 46 до 60 лет | ||
Семейное положение | Холост | |
Женат/замужем | ||
Есть пара | ||
Чем вы занимаетесь в свободное время? | Культурно-познавательные мероприятия | |
Спортивные мероприятия | ||
Развлечения и отдых |
Таблица 3. Виды туризма
Экскурсионный тур | 2(0,08) | 2(0,1) | 4(0,18) | (0,06) | 1(0,07) | 1(0,07) | (0,07) | 2(0,09) | 2(0,13) | 2(0,1) | 1(0,04) | 0,99 | |||||
Лечебно-оздоровительный тур | 1(0,04) | 5(0,3) | 3(0,13) | 2(0,1) | 1(0,07) | 1(0,07) | 2(0,08) | 1(0,05) | 1(0,05) | 1(0,04) | 0,93 | ||||||
Пляжный тур | 5(0,2) | 1(0,05) | 2(0,09) | 1(0,05) | 1(0,06) | 2(0,09) | 3(0,2) | 1(0,05) | 2(0,2) | 0,99 | |||||||
Шоп-тур | 1(0,04) | 1(0,05) | 1(0,04) | 3(0,16) | 1(0,06) | 1(006) | 2(0,15) | 1(0,04) | 1(0,05) | 1(0,06) | 3(0,2) | 2(0,1) | 1,01 | ||||
Этнографический тур | 1(0,04) | 4(0,18) | 2(0,125) | 3(0,23) | 4(0,16) | 2(0,09) | 1(0,06) | 1(0,06) | 0,94 | ||||||||
Спортивный тур с элементами активного туризма | 1(0,05) | 4(0,25) | 2(0,125) | 1(0,04) | 3(0,23) | 2(0,09) | 1(0,06) | 4(0,15) | 0,99 | ||||||||
Деловой тур | 2(0,1) | 1(0,06) | 1(0,06) | 1(0,07) | 3(0,23) | 4(0,16) | 1(0,07) | 1(0,05) | 1(0,06) | 2(0,1) | 1(0,04) | ||||||
Автобусный тур | 2(0,08) | (0,05) | 1(0,05) | 4(0,3) | 1(0,07) | 3(0,125) | 1(0,07) | 1(0,05) | 1(0,06) | 2(0,1) | (0,04) | 0,99 | |||||
Морской тур | 1(0,04) | 2(0,1) | 1(0,04) | 2(0,1) | 1(0,06) | 1(0,06) | 1(0,07) | 1(0,07) | 1(0,07) | 1(0,05) | 2(0,13) | 2(0,125) | 1(0,04) | 0,95 | |||
Религиозный/паломнический тур | 4(0,16) | 2(0,1) | 1(0,06) | 1(0,06) | 1(0,07) | 1(0,07) | 1(0,04) | 2(0,13) | 3(0,15) | 2(0,2) | 1,04 | ||||||
Экологический тур | 1(0,04) | 1(0,04) | 1(0,05) | 2(0,125) | 1(0,07) | 2(0,15) | 1(0,07) | 2(0,08) | 2(0,09) | 1(0,06) | 1(0,06) | 3(0,15) | 0,98 | ||||
Горнолыжный тур | 1(0,04) | 2(0,09) | 2(0,1) | 1(0,06) | 1(0,06) | 1(0,07) | 1(0,07) | 1(0,07) | 4(0,16) | 2(0,15) | 1(0,05) | 1(0,06) | 0,98 | ||||
Семейный тур | 2(0,08) | 1(0,04) | 3(0,16) | 1(0,06) | 1(0,06) | 1(0,07) | 1(0,07) | 1(0,07) | 2(0,09) | 2(0,13) | 1(0,05) | 2(0,2) | 1,2 | ||||
Тур выходного дня | 2(0,09) | 1(0,05) | 1(0,06) | 3(0,18) | 2(0,15) | 1(0,07) | 1(0,07) | 2(0,15) | 1(0,05) | 1(0,06) | 2(0,125) | 1(0,04) | 1,09 | ||||
Событийный тур | 1(0,05) | 2(0,125) | 2(0,125) | 1(0,07) | 2(0,15) | 1(0,04) | 1(0,07) | 1(0,05) | 1(0,06) | 2(0,125) | 2(0,1) | 2(0,2) | 1,1 | ||||
Свой вариант | 3(0,125) | 2(0,1) | 1(0,04) | 1(0,04) | 1(0,07) | 1(0,05) | 8(0,3) | 0,72 | |||||||||
Итого |
Таблица 4. Факторы, влияющие на приобретение тура
Факторы | Баллы | |||||||
Цена | ||||||||
Близость расположения | ||||||||
Уровень обслуживания | ||||||||
Интересные мероприятия | ||||||||
Возможность для событийного туризма | ||||||||
Развитость инфраструктуры | ||||||||
Географические особенности и благоприятный климат |
Таблица 5. Свойства туристского продукта
Свойства | Оценка | |||||
Обоснованность | ||||||
Надежность | ||||||
Эффективность | ||||||
Целостность | ||||||
Ясность | ||||||
Простота в эксплуатации | ||||||
Гибкость | ||||||
Полезность |
На вопрос «Любите ли вы путешествовать?» - 90% опрошенных ответили «да», а 10% сказали «нет».
На вопрос «Как часто вы путешествуете?» (см. рис. 1) 40% из числа опрошенных ответило реже одного раза в год, 25% ответило, что не путешествуют вообще или от случая к случаю.
Рисунок 1. Частота путешествий
На вопрос, «Какими критериями вы пользуетесь при выборе места отдыха?» 75% человек ответило, что прислушиваются к отзывам и рекомендациям знакомых, а остальные 25% человек обращает внимание на популярность места отдыха.
На вопрос, - Каким видам туризма вы бы отдали свое предпочтение? – на первом месте семейный тур, на втором месте событийный тур, на третьем месте тур выходного дня, на четвертом месте – автобусный, спортивный, пляжный и экскурсионный виды туризма. На последних местах разместились лечебно-оздоровительный и этнографический туры (см. рис. 2).
Рисунок 2. Предпочтения по видам туризма
На вопрос «Знаете ли вы, что такое событийный туризм?» – 50% опрашиваемых ответило, что знают о таком виде туризма, а 50%, что первый раз слышат об этом виде туров.
На вопрос «Посещали ли вы событийные мероприятия?» (см. рис. 3) - 67% из числа опрашиваемых ответило, что событийные мероприятия посещал, но не в рамах тура, а 19% ответило, что посещали данные мероприятия в рамках тура, 14% ответило, что вообще никаких туров не посещали.
Рисунок 3. Посещение событийных мероприятий.
На вопрос, «Какие мероприятия в рамках событийного туризма вы посещали?» (см. Рис. 4) - 24% опрашиваемых ответили, что принимали участие в народных гуляниях, 23% посещали ярмарки и 16% разделили выставки, фестивали и спортивные мероприятия.
Рисунок 4. Виды посещаемых событийных мероприятий
На вопрос, «Какие мероприятия в рамках событийного тура вы хотели бы посетить?» (см. рис. 5) 56% респондентов ответило, что хотят посетить кинофестивали, 13% разделили такие мероприятия, как выставки, фестивали и спортивные мероприятия.
Рисунок 5. Предпочтения по событийным мероприятиям
На вопрос «Если бы выбрали музыкальный фестиваль, то какой фестиваль вы бы посетили?» (см. рис. 6) 60% опрашиваемых ответило, что хотели бы посетить музыкальный фестиваль «Максидром», который проводится в Москве, 30% посетили бы фестиваль «Вспышка» в Екатеринбурге.
Рисунок 6. Какой музыкальный фестиваль посетили бы респонденты
На вопрос «На сколько дней вы бы поехали на событийное мероприятие?» (см. рис. 7) 45% респондентов ответило, что провело бы на данном мероприятии менее 7 дней, 30% поехали бы на срок от 7 до 10 дней.
Рисунок 7. Количество дней
На вопрос «Какой тип размещения вы бы выбрали?» (см. рис. 8) 50% опрашиваемых выбрали бы гостиницу с рейтингом 3*, 20% остановились бы в гостинице 4*.
Рисунок 8. Тип размещения
На вопрос «Какой тип питания вы бы предпочли» (см. рис. 9) 50% выбрали тип питания «все включено», 10% хотели бы только завтракать.
Рисунок 9. Тип питания
На вопрос «На каком виде транспорта вы бы добирались?» (см. рис. 10) 50% респондентов выбрали авиатранспорт, 25% предпочли бы добираться ж/д транспортом.
Рисунок 10. Вид транспорта
На вопрос «Считаете ли вы необходимым создание каталогов по событийному туризму в турагентствах?» 85% опрашиваемых ответило «да», а оставшиеся 15% - «нет».
На вопрос - Как следующие факторы оказывают влияние на ваше решение посетить событийный тур? – на первом месте по силе влияния оказались географические особенности и климат места отдыха, на втором месте расположилась развитость инфраструктуры и на третьем месте интересные мероприятия.
Рисунок. 11. Факторы, оказывающие влияние на выбор тура.
На вопрос - Как Вы думаете, какими качествами должен обладать любой тур продукт? – респонденты ответили, что он должен быть целостным, полезным и ясным (см. рис. 12).
Рисунок 12. Качества турпродукта.
На вопрос «Если бы был организован новый событийный тур, где были бы задействованы популярные событийные мероприятия, неизвестные достопримечательности городов и различные виды транспорта, вы бы воспользовались данной услугой?» 80% опрашиваемых ответили «да», а остальные 20% сказали «нет».
На вопрос «Что необходимо, чтобы вы чаще посещали туристские места?» (см. рис. 13) 59% респондентов ответило, что им необходимо больше доступной информации, 18% разделили организованные туры и наличие необходимой инфраструктуры.
Рисунок 13. Причины для увеличения частоты посещения туристских мест
На вопрос «Какую цену для событийного тура вы считаете приемлемой?» (см. рис. 14) 40% опрашиваемых ответило, что приемлемой считают сумму от 5000 до 10000 рублей, 30% разделили суммы от 10000 до 15000 рублей и от 15000 до 20000 рублей.
Рисунок. 14. Приемлемая цена для событийного тура
На вопрос «Пользовались ли вы услугами турагентства при организации событийного тура?» 95% человек ответило, что не пользовались услугами турагентства и только 5% приобретали событийный тур в турагентстве.
На вопрос «Что может оттолкнуть вас при организации событийного тура?» (см. рис. 15) 71% респондентов ответило, что отталкивающим фактором может стать неизвестное им событие, 19% сказали, что их ничего не оттолкнет от приобретения событийного тура.
Рисунок 15. Отталкивающий фактор при организации событийного тура
На вопрос «Укажите ваш возраст» (см. рис. 16) - 95% отметило, что их возраст от 18 до 24 лет, 5% в возрасте от 36 до 45 лет.
Рисунок 16. Возраст опрашиваемых
На вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» (см. рис. 17) - 61% опрашиваемых ответили, что тратят время на культурно-познавательные мероприятия, 35% проводят свободное время, отдыхая и развлекаясь.
Рисунок 17. Досуг опрашиваемых
Вывод: целью маркетингового исследования являлось выявить основные предпочтения потребителей, при выборе туристских услуг по событийным турам. В результате проведенного анкетирования и обработке полученных данных было выявлено:
1. Респонденты путешествуют не чаще раза в год.
2. При выборе места отдыха они опираются на отзывы знакомых.
3. Опрашиваемые чаще всего посещали такие событийные мероприятия, как народные гуляния, ярмарки и фестивали.
4. Большинство анкетируемых хотели бы побывать на таком мероприятии, как кинофестиваль.
5. Наиболее популярными видами отдыха для респондентов оказались семейный тур, событийный тур и тур выходного дня.
6. По продолжительности тура респонденты выбрали бы тур по времени менее 7 дней.
7. Для проживания респонденты выбрали бы гостиницу 3* или 4*.
8. До места отдыха они добирались бы либо авиатранспортом, либо железнодорожным транспортом.
9. Если бы был организован новый событийный тур, где были бы задействованы популярные событийные мероприятия, неизвестные достопримечательности городов и различные виды транспорта, респонденты воспользовались бы данной услугой.
10. Для того, чтобы опрашиваемые чаще посещали туристские места, им нужно предоставлять больше доступной информации.
11. В среднем за покупку событийного тура туристы готовы отдать 3000 рублей.
12. При организации событийного тура туристов может оттолкнуть неизвестное им событие.
Исходя из полученных данных, был спроектирован новый продукт с учетом всех предпочтений туристов.