Тема: Функции симптоматического поведения в семейной системе.




Под симптоматическим поведением мы будем понимать широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, которое удовлетворяет следующим условиям:

  1. Поведение клиента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей;
  2. Оно непроизвольно и не поддаётся контролю со стороны клиента. Кроме этого, симптоматическое поведение часто закрепляется окружением и клиент приобретает в той или иной форме «вторичное заболевание» (Оудсхоорн,1993)

С коммуникативной точки зрения, симптоматическое поведение представляет собой неконгруэнтность между логическими уровнями послания и метакоммуникации. Клиент избегает делать что – то и одновременно указывает, что он не делает этого, так как не контролирует то, что происходит. Подавляющее количество невротических и психосоматических симптомов, а также поведенческих проблем детей могут быть представлены этим способом. Очевидно, что симптомы могут быть следствиями нарушения разных иерархических уровней глобальной системы в модели Оудсхоорна и для раскрытия их функций может быть найдено не одно объяснение. Смысл симптомов меняет смысл от того, что является единицей рассмотрения – индивид, диада или триада.

Симптоматическое поведение может быть воспринято как коммуникативная метафора, характеризующая некоторые групповые темы из ближайшего окружения клиента, во-вторых, оно представляет собой часть циркулярной последовательности, и в-третьих, несёт в себе определённые функции в семейной системе.

Существуют различные точки зрения на природу симптоматического поведения. В психоанализе психические симптомы признаются следствием внутреннего конфликта, компромиссом между бессознательными влечениями и репрессивными механизмами.

Симптомы рассматриваются как исключительно свойство индивида, выражение интрапсихического конфликта, обострившегося, возможно, вследствие травматического влияния со стороны его окружения. Тревога или депрессия признаются характеристиками состояния человека. Например, женщина компульсивно моет руки. Тогда, возможной психодинамической метафорой может быть объяснения ее поведения как «искупление ею чувства вины».

С развитием коммуникативной теории и теории систем произошло изменение в понимании симптомов. Симптомы являются не только характеристиками состояния, но и выражением отношений между людьми и могут служить средствами достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими. Вопрос теперь ставится так: к чему ведет приступ тревоги если рассматривать его в контексте семейных отношений на работе или отношений с психологом?

Несколько простых примеров:

- в семье есть мальчик подросткового возраста, очень привязанный к матери. Мама за мужем второй раз. Одновременно с рождением братика или сестрички у подростка возникают проблемы с поведением или с успеваемостью. Он реагирует на появление соперника и «сообщает» семье с помощью крайнего поведения, что чувствует себя покинутым в этой ситуации. Его проблемы отвлекают мать и отчима от новорожденного и получая свою порцию отрицательного внимания подросток чувствует что родители продолжают выполнять свои функции по отношению к нему.

Таким образом, симптоматическое поведение может выполнять роль скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. Оно определенно несет в себе коммуникативную метафору и в тоже время представлено в форме, которая не воспринимается как послание другими членами семьи

В следующем примере нарушение поведения дочери ее склонность дружить с девочками легкого поведения и поздние возвращения домой могут быть восприняты как метафора, отражающая групповую тему семьи.

Супружеская пара и двое детей (дочь от первого брака матери 13-ти лет и общий ребенок, девочка 3-х лет) живут в одной комнате коммунальной квартиры. Интимная жизнь между супругами нарушена много лет. Жена через два года совместной жизни обнаружила, что у мужа есть любовница, которую муж по ее требованию тут же оставил. Однако, тревога что это может рано или поздно повториться не стихла и время от времени подкрепляется новыми подозрениями. Тем более что несколько месяцев назад ее старшая дочь сказала, что отчим как-то странно стал на нее поглядывать и часто прижимать к себе. Муж все это отрицал, и после инцидента супруги больше об этом не разговаривали. У мужа год назад умер отец и осталась двухкомнатная квартира в которую семья могла бы переехать. Однако жена, мотивируя нежеланием менять школу дочери, настояла на том, чтобы временно сдать эту квартиру (переезд на новую квартиру и приобретение супругами отдельной спальни возможно воспринимались ими как угроза стабильности сложившихся между ними отношений). Последствиями инцидента с приставаниями отчима стало то, что мать усилила контроль за дочерью и стала запрещать ей гулять после 6 часов вечера, что раньше было вполне обычным делом. «Я места себе не нахожу когда кого-то нет дома» - говорила она, опасаясь также, что муж и девочка могут встречаться в новой квартире. Дочь на это отреагировала протестной реакцией и вскоре подружилась с девочками своего возраста живущими половой жизнью. Супругу совместно стали бороться с «испорченностью» девочки, отслеживая ее опоздания домой, устраивая скандалы, и вскоре добились что она пару раз не ночевала дома. После этого мать появилась с девочкой в психологической консультации с запросом на исправление моральной распущенности дочери. Девочка в этой семье оказывается в парадоксальной ситуации. Являясь жертвой неадекватного положения отчима, она не только не получает защиту матери, но и становится объектом преследования со стороны родителей. Поведение девочки, характеризовавшийся раньше положительно со всех сторон (в том числе и учителями) быстро приобретает крайние формы и метафорически отражает групповую тему семьи. Обсуждая поведение дочери, супруги теперь могут иметь дело с важнейшими и щекотливыми для них вопросами интимной жизни и нравственной чистоты не на своем материале, а на событиях из жизни дочери. Изобретая совместные меры по спасению девочки, они совершают также определенные магические действия по спасению собственного брака.

Ряд авторов системного подхода придерживаются той же точки зрения на природу симптомов в семье как вид коммуникативной метафоры. «Большинство симптомов – а также реакция на них членов семьи – в действительности только метафоры, зеркально отражающие- и одновременно как в кривом зеркале искажающие - все остальные семейные проблемы, прямое выражение которых непоправимо нарушило бы семейный статус quo» (Клу Маданес). Задача психолога- правильно прочитать это отражение и, опираясь на него создать свою метафору, в которой будут предложены возможные варианты решения проблемы.

Анализируя проблемы семьи, полезно думать о симптоматическом поведении как о прерывистом процессе и считать, что проблема существует не постоянно, а время от времени. Например, дети начинают ссориться и выяснять отношения, когда родители дома и прекрасно ладят, когда их нет. В связи с этим, важнейшим для семейного психолога являются вопросы: «Что меняется в семье, когда есть симптом и когда его нет? После каких событий происходит обострение проблемы? Какова реакция других членов семьи? Чем заканчивается эта последовательность событий и каков результат?»

Хейли выделяет следующие стадии процесса изменения точки зрения на природу детских симптомов:

1.Первоначально допускалось, что вся проблема - в психике ребёнка, и он как-то не так функционирует. Основной гипотезой было, что он отвечает на прошлый опыт, который он интериоризировал.

2.Позднее, матери подчёркивали, что он имеет проблему во взаимоотношениях с нею. Например, говорили, что она беспомощна и некомпетентна, и ребёнок адаптировал к этому своё поведение. Объясняя, почему мать такова, какая она есть строилась гипотеза, что она реагирует на свой прошлый опыт, особенно детский.

3. Ещё позднее открыт был отец. Многократно убеждались, что поведение матери объяснимо через её отношения с мужем. Например, если она ведёт себя беспомощно и некомпетентно с ребёнком, то отец вынужден приходить на помощь и больше времени проводить с ним. Когда же проблема ослабевает, он устраняется от семьи.

4.Наконец, начинает признаваться, что в замкнутую последовательность включено поведение всех участников драмы. Состояние души отца и его бегство из семьи, возможно являются продуктом его взаимоотношений с матерью и ребёнком, которые таковы по причинам его предыдущих действий и т.д.

В данном примере, симптоматическое поведение ребёнка и беспомощность матери являются функциями возвращения отца в семью и представляют собой часть циркулярной последовательности. Другой её частью является последовательность взаимоотношений, приводящая к отстранению его от семьи, например, по причине его конфликтов с женой. Добавляя сюда исторический подход можно увидеть как семья попала в данную точку развития своей структуры и коммуникативных последовательностей.

Симптоматическое поведение может выполнять в семейной системе две функции:

1 .Морфостатическую функцию, то есть консервацию семейной системы как она есть. Так ребёнок может «заболеть», или у него появиться девиантное поведение как попытка уменьшить напряжение в браке своих родителей. В генезе поведенческих расстройств у детей особое место принадлежит способам разрешения конфликтов между родителями.

Другой пример: Супруги собираются разводиться из-за алкоголизма мужа. Жена подаёт на развод, но в этот момент он «случайно» ломает ногу, и она не может бросить его в таком состоянии. Симптом позволяет им избегнуть пугающих изменений. Муж через симптом несёт «кару» за своё безобразное поведение. Он клянётся исправиться. Жена снова занимает привычную для неё роль «спасателя» своего «слабого» партнёра. Через некоторое время запои возобновляются.

2. Морфогенетическую функцию, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию. Так подросток может предпринять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя и изменить жёсткие семейные правила. В качестве симптомов выступает обычно именно то поведение, которое вызывает крайнюю реакцию у данных конкретных лиц ближайшего окружения. Так, в нашем примере с приставаниями к тринадцатилетней девочке отчима, в качестве симптоматического поведения возникает не плохая учёба или конфликты с учителями, а поздние приходы домой и дружба с девочками особого типа. Именно это поведение вызовет крайнюю реакцию родителей и отразит групповые темы семьи.

Симптоматическое поведение детей может выполнять Морфостатическую и морфогенетическую функции одновременно: призывать к изменениям на уровне всей семьи, заставляя ее, например, обратится к специалисту, и стабилизировать при этом подсистему родителей, которые должны позабыть о своих разногласиях и объединиться для помощи ребенку.

Следовательно, на симптоматическое поведение можно взглянуть с точки зрения его целесообразности для семейной системы. Такая позиция позволяет психологу осуществлять преодоление существующих в позитивных терминах, что уменьшает сопротивление семьи и создает «работающую реальность» для изменений.

 

В генезисе эмоциональных и поведенческих расстройств особое место принадлежит способам разрешения конфликтов между членами семьи. В этом случае симптом выполняет морфостатическую (отклонения в сторону снижения напряжения) функцию в семье. Блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создаёт ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз. Симптом, как правило возникает у того, кто имеет низкий статус в семье, лишен власти и прав, материально зависим. Такими лицами чаще всего оказываются пожилые люди, женщины и дети. Ребёнок – «носитель симптома» - подкрепляет родительскую потребность в контроле (позитивная трактовка симптома).

Позитивная трактовка симптома (позитивная коннотация) – поиск членом/ членами семьи позитивного значения симптома с целью поддержания семейной системы.

В тех случаях, когда совершаются насилие, самоубийства, инцест или криминальные действия, положительно оценивают поиски мотивов, стоящих за такими поступками, но не сами поступки.

С точки зрения психолога, позитивная коннотация симптома – это, во – первых, способ определения тех областей в семейной системе, куда приложена большая энергия; во – вторых, - это способ снятия вины с членов семьи.

Так, например, когда мать жалуется на наличие постоянного энуреза у ребёнка, психолог интересуется наличием «светлых промежутков» в появлении симптомов, особенностями поведения членов семьи в эти периоды жизни (каникулы, летний отпуск, когда мать не беспокоится об отметках ребёнка в школе, пребывание в доме родственников и т.д.) Симптом в подобном случае – способ ребёнка получить внимание матери, которая обычно занята, требовательна, тревожна.

Так, девиантное поведение ребёнка может быть попытка уменьшить напряжение, возникшее в супружестве её родителей: оно играет роль психологической защиты. Родители временно откладывают свои конфликты и переключаются на его симптом.

Морфогенетическая функция – позитивная обратная связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной системы, переход на другую стадию. «Важнейший фактор, ведущий к позитивным переменам в семье, - это отчаяние Когда семья в отчаянии, она меняется, если нет – остаётся прежней» (К. Виттакер в книге Р. Саймона «Диалоги с создателями семейной психотерапии», 1996) Идентифицированный пациент нарушает жёсткие семейные правила. Так, подросток может предпринять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы получить больше жизненного пространства для самого себя, чтобы изменить жёсткие правила.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: