Энциклопедический музыкальный словарь: Большая Советская Энциклопедия. – М.,1959. – 330с.




Тема №9 Уровень С1

КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ (ОБРАЗЦОВОЙ) РЕЧИ.

Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Выразительность речи. Источники выразительной речи.

1. Ознакомьтесь со значением терминов. Спишите данные определения.

Норма – это общепризнанное, закрепившееся в речевой практике употребление слов, словосочетаний, предложений.

Точность речи – это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания.

Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально.

Паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Ознакомьтесь с данной информацией. Перечислите качества образцовой речи. К чему приводит нарушение языковых норм?

К хорошей образцовой речи предъявляются следующие требования: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Точность речи – это точность словоупотребления, правильное использование многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого: вдохнуть – вздохнуть, гарантийный – гарантированный, поместить – разместить, кворум – форум, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт.

Выразительность речи поддерживает внимание, усиливает интерес собеседника. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной и выразительные средства языка (многозначные слова, синонимы, антонимы), фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова (образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление). Например: золотая осень, золотые руки, люди в белых халатах, железный характер, белое и чёрное золото.

 

3. Прочитайте определения музыкальных терминов, соблюдая правильное ударение. Какие языковые нормы вы реализовали? С любыми двумя словами составьте словосочетания.

Адажио -1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Аккорд - совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
Альт - 1) второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Альт первоначально исполнялся мужским фальцетом - отсюда название, дословно значащее "высокий"; 2) низкий женский голос, называемый часто "контральто"; 3) инструмент, по высоте соответствующий позиции альта в партитуре - например, струнный инструмент альт, альтовый саксофон, альтовая флейта и т.д.
Ансамбль - 1) сочетание голосов или инструментов (антоним - соло); 2) в опере - фрагмент для двух или более солистов или для солиста (солистов) с хором.
Аранжировка (переложение, обработка) - приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей, чем первоначальный (или чем предусмотренный автором).
Баритон - 1) мужской голос среднего регистра, между тенором и басом; 2) инструмент из группысаксофонов с баритоновым диапазоном.
Бас -1) нижний голос инструментальной или вокальной партитуры; 2) мужской голос низкого регистра; 3) музыкальный инструмент низкого диапазона (например, басовая виола).


4. Прочитайте аннотацию, соблюдая соответствующую интонацию в предложениях с однородными членами. Какие языковые нормы соблюдены вами?

Энциклопедический музыкальный словарь: Большая Советская Энциклопедия. – М.,1959. – 330с.

Настоящее издание рассчитано на широкие круги любителей музыки, руководителей и участников музыкальной самодеятельности, педагогов и учащихся музыкальных учебных заведений, профессиональных музыкантов. По своему типу эта книга представляет краткий энциклопедический словарь, содержащий до 4500 терминов. Словарь охватывает разнообразные области музыкальной культуры.

5. Считается, что числительные - визитная карточка речевой культуры говорящего. Прочитайте выразительно текст, соблюдая нормы произношения имен числительных. Выпишите предложения с числительными, записав их словами. Определите разряд, падеж и синтаксическую функцию числительных.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) - выдающийся композитор казахского народа, певец и поэт. Родился в очень бедной семье в Кокшетауской области. С 20 лет стал сочинять песни, получившие большую популярность в степи. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 году.

К замечательным образцам песни относятся его произведения "Биржан-сал", "Айтбай", "Ляйлим-шырак", "Жамбас сипар". Широко известен в народе его айтыс с девушкой по имени Сара. Среди последователей Биржана были талантливые композиторы Акан-серы, Укили Ыбырай (1860-1932), Балуан Шолак (1864-1919). Сохранилось около 40 песен Биржана.

 

6. Выпишите выделенные предложения, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Какие языковые нормы соблюдены вами? Озаглавьте текст.

Слово оркестр происход…т от названия кругл… площадки перед сценой в древнегреческ… театре где размещался древнегреческий хор.

Оркестр – это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный, оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.

Первые камерные оркестры появились в Европе в XVI веке. Камерный означает небольшой состав музыкантов для узкого круга слушателей.

Со временем всё более сложная музыка требовала расширения состава камерного оркестра. Так появился симфонический оркестр. Симфонический оркестр состоит из четырёх основных групп инструментов: струнно-смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных.

В джазов… оркестре использу…тся духовые и струнные музыкальн… инструменты а также специальные ритм-секции на которых исполняют только джазов… композиции.

В оркестре народной музыки используют этнические музыкальные инструменты. Русские коллективы используют балалайку, баян, жалейку, домру и т. д. В состав военного оркестра входят исполнители, которые играют на ударных, а также духовых музыкальных инструментах: на трубах, тромбонах, серпентах, кларнетах, гобоях, флейтах, фаготах и других.

7. Прочитайте лингвистический текст. Выделите в нем паронимические пары и запишите.

Паронимы - (para –рядом, onyma-имя) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант – адресат, экскаватор – эскалатор, кворум – форум, контракт – контакт, факт – фактор, описка – отписка, внеклассный – внеклассовый. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн –Эйнштейн, Капри – Кипр, Швеция –Швейцария, Австрия – Австралия, австрийцы – австралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Близость паронимических слов – источник ошибки в их употреблении. Так говорят «одел пальто» вместо надел пальто. Эти глаголы различаются по смыслу: надевают что, а одевают кого (надел пальто, шапку – одел ребенка, больного). На этом примере мы видим, что паронимы различаются сочетаемостью с другими словами. По этому признаку – разнице в сочетаемости- можно разграничивать значения паронимов. Например, в заявлении надо писать: «Прошу предоставить мне отпуск », а директор может написать следующее на заявлении: «Представьте отчет о работе ». На собрании докладчику предоставляют слово для выступления. Достойного поощрения могут представить к награде. Нового гостя представляют другим.

 

8. Сравните употребление многозначных глаголов-паронимов представить и предоставить. Найдите ошибку в использовании этих глаголов в указанных ниже предложениях и запишите правильный вариант. Какая языковая норма нарушена: грамматическая или лексическая?

1) Я хочу предоставить вам нового преподавателя по русскому языку.

2) Прошу представить мне комнату в общежитии. 3) Слово представляется старосте группы. 4) Я часто предоставляю себе, как работаю в аптеке, вежливо разговариваю с посетителями, отпускаю лекарство.

Для справок: Представить - 1) предъявить, сообщить: представить список сотрудников, представить доказательства; 2) познакомить с кем-либо: представить коллективу нового работника; 3) ходатайствовать о повышении, о награде: представить к очередному званию, представить к ордену; 4) составить, обнаружить: представить собой значительную ценность; 5) мысленно вообразить: представить себе картину боя; 6) изобразить, показать: представить в смешном виде.

Предоставить - 1) отдать в чье-то распоряжение: предоставить квартиру; 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе, предоставить дело случаю.

 

9. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, содержащийся в его названии. С помощью каких слов достигается точность речи? Как они называются? Составьте глоссарий терминов из текста.

Что такое адажио?

Наверное, по радио или в телевизионных концертах вы не раз

слышали: «Исполняется Адажио из балета Чайковского "Спящая красавица», «Исполняется Адажио из балета Глазунова "Раймонда». Что же это значит?

Adagio -- итальянское слово, которое переводится как «медленно,

Спокойно». Однако в музыке это слово приобретает более глубокий

смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но

говорит о характере музыки - сосредоточенности, глубоком раздумье.

Часто словом адажио обозначают одну из частей крупного произведения для симфонического оркестра или какого-нибудь инструмента. Наверное, нет на свете человека, любящего музыку, который не знал бы «Лунной сонаты» Бетховена. И каждый помнит чудесную, мелодию первой части. Бетховен назвал эту часть Адажио.

А в балете словом адажио называют лирический дуэт главных героев.

 

10. Прочитайте выразительно текст и озаглавьте его. Определите стиль. Какую интересную информацию вы извлекли для себя? Составьте глоссарий терминов из прочитанного текста.

 

На уроке пения учительница играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать».

С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под

аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах.

Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается

сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано».

Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную,

сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные

дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: