УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В

 

Обобщая все вышеизложенное, рассмотрим характеристики, которые обычно выясняются в ходе психологического обследования лиц на предмет наличия у них качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности.

Интеллектуальные характеристики. Каков в целом уровень интеллекта претендента? Какова его способность мыслить логически, аналитически, абстрактно? Есть ли какие-либо типы задач, которые ему решать особенно легко или особенно трудно? Каков словарный запас испытуемого? Есть ли в его речи какие-либо специфические обороты и конструкции (обилие вводных оборотов, типа "ну", "так сказать", "значит", "однако"), которые могут свидетельствовать о его косноязычии? В какой области его лексикон наиболее богат — в технической сфере, в сфере экономики, бизнеса или в повседневном общении? Может ли обследуемый сохранять сосредоточенность и логику в ситуациях давления (например, в споре, при дефиците времени)? Какова его тактика в ситуации риска неуспеха? Как он реагирует на реплики и замечания? Использует ли умственный потенциал в полной мере? Если нет, то какие резервы остаются незадействованными и почему?

Преобладает при решении задач аналитический или интуитивный подход? До какой степени мышление гибко или стандартно? Ближе ли ему оперирование абстрактными понятиями или предпочтение отдается конкретике? Каковы скорость и динамика умственной деятельности? Отличается ли интеллектуальная деятельность испытуемого достаточной упорядоченностью (выражено ли внимание к детализации)? Если да, то перерастает ли это в излишнюю обстоятельность или стремление избегать нетривиальных ходов? Склонен ли он действовать методом проб и ошибок, пока не найдет правильного решения? Насколько быстро теряет интерес к проблеме, которую не может решить сразу? Способен ли сам у себя найти ошибки? Способен ли относительно легко отказаться от не оправдавшей себя гипотезы? Задает ли вопросы, ищет ли подсказки или предпочитает разобраться в проблеме самостоятельно? Пытается ли выполнить задание по аналогии с предыдущим и как скоро меняет тактику, поняв, что это невозможно?

Насколько развита способность отличать необходимое от избыточного? Обладает ли способностью сводить сложное к простому, разделять проблему на части? Как организован процесс перехода от идеи к решению и далее — к действиям по обеспечению этого решения? Как используются имеющиеся знания (адекватно ли заданию), умеет ли на практике применять их? Может ли принимать решения в ситуациях недостатка информации или назревающего конфликта? Способен ли обследуемый устанавливать связь между событиями, на первый взгляд, мало связанными друг с другом? Свойственно ли ему целостное видение проблемы? Свойственна ли тяга к познанию нового, следит ли за достижениями в своей области? Способен ли предугадывать развитие событий, играть "на опережение"? Наделен ли творческим воображением, привлекают ли его нестандартные решения проблем? Не довлеют ли над ним предрассудки, предубеждения, стереотипы? Может ли улавливать различные тонкости, нюансы или оттенки или для него характерно "черно-белое" мышление? Насколько критично мышление испытуемого, способен ли он к конструктивной самокритике? Реально ли он оценивает свои возможности?

Подводя итоги этого раздела, отметим, что в ходе психологического исследования или консультирования психолог-профессионал должен дать ответ на следующие вопросы:

1) Каков уровень умственных способностей обследуемого?

2) Какие стороны интеллекта у него наиболее развиты?

3) Как он использует свои способности?

Эмоциональные характеристики. Какова общая эмоциональная направленность обследуемого? Что ему больше присуще — спокойное состояние или состояние постоянного нервного напряжения? Какую окраску имеет его юмор — черную или светлую? И обладает ли он вообще чувством юмора? Объясняются ли его эмоциональные колебания в основном внутренними или внешними причинами? Какой настрой у него преобладает — оптимистический или пессимистический? До какой степени испытуемый свободен от чрезмерной тревожности, страхов, навязчивостей, агрессивности, чувства вины, невротических симптомов? Интроверт или экстраверт он? До какой степени он свободен от потребности в невротическом самоутверждении? К каким формам психологической защиты чаще всего прибегает? Способен ли признать поражение и продолжать "соревноваться"? Насколько он способен "выложиться" для достижения цели и насколько он истощаем?

Что для него важнее — цель или средства ее достижения? Насколько испытуемый устойчив к стрессам? Способен ли он продолжать активно действовать в ситуации критики, отвержения, утомления? В чем он черпает свои силы, чтобы быть готовым выдержать "удар"? Не тратит ли он слишком много психической энергии на попытки "справиться" с собой, настроиться на работу? Нет ли в характере этого человека подозрительности, недоверчивости, скептицизма или циничности? Чувствует ли он себя целостным, отвечающим за все, что происходит с ним? Способен ли контролировать свои чувства и эмоции? Каковы обычно причины, когда он может "выйти из себя"? Не путает ли он необходимый самоанализ и самокритичность с самокопанием?

Насколько развиты и дифференцированы у него "Я — образ" и "Я — концепция"? Как ведет себя испытуемый, когда первая попытка не удалась: временно отступит, выжидая благоприятного момента, или немедленно повторит попытку? Не теряет ли уверенности в себе при неудачах, способен ли сохранить свою линию поведения? В какой степени способен переносить одиночество? Что для него важнее — эмоциональная стабильность или постоянная смена ощущений? Как он относится к семейным, этическим, моральным обязанностям?

В какой степени способен контролировать сотрудников или быть под контролем? Способен ли переносить вынужденную пассивность? Насколько испытуемый умеет адаптироваться в коллективе и считаться с его "неписаными" законами? Видит ли он различие между искренностью и прямотой, деликатностью и тактом? В какой степени этот человек может признать над собой чью-то власть без внутреннего протеста и обиды? Умеет ли он прощать и просить прощения? Итак, на какие вопросы, исследуя эмоциональную сферу испытуемого, должен ответить психолог:

1) Какова общая эмоциональная направленность обследуемого?

2) Какие стороны его эмоциональной жизни можно отнести к положительным?

3) В какой степени, когда и как он способен управлять своими эмоциями?

Мотивационные характеристики. Какие потребности движут этим человеком? Какова их иерархия? Какие из его потребностей пребывают в подавленном состоянии? Способен ли данный индивид ставить перед собой определенные цели для удовлетворения своих ведущих потребностей? Имеются ли потребности, которые управляют поведением этого человека на бессознательном уровне?

Каковы мотивы налаживания контакта с окружающими? Имеет ли индивид потребность принадлежать к группе и коллективу и в какой степени он испытывает удовлетворение от своей принадлежности к общности и взаимодействию с ее членами? До какой степени этому человеку важно полагаться только на самого себя? В какой степени он самодостаточен? В какой степени эта тенденция (если она у него есть) не мешает способности к сотрудничеству?

Обладает ли испытуемый честолюбием и жаждой власти? В чем кроется причина? Если вдруг его стремления осуществятся, то не будет ли стиль его руководства предельно жестким и авторитарным? Подчинено ли поведение данного индивида в большей степени требованиям текущего момента или он живет ради далеких перспектив? Может ли ограничить себя во имя перспективных целей?

В какой степени стратегическая цель отвлекает его от "текучки"? Ценит ли он престиж и социальный статус? Если да, то нет ли в его характере претенциозности, снобизма или погони за внешним блеском? В какой степени он любит все время находиться в центре внимания, нет ли здесь элементов нарциссического самоупоения? В какой степени наделен испытуемый духом соревновательности, стремлением одержать вверх над соперником? Присуще ли ему стремление выиграть любой ценой? Проявляет ли он потребность в порядке?

При проведении этого раздела обследования психолог должен ответить на вопросы:

1) Какова структура потребностей обследуемого, какие из потребностей являются для него ведущими? Каковы основные мотивы его деятельности? Какой тип направленности у него преобладает?

2) В каких ситуациях их реализация будет способствовать эффективности управленческой деятельности данного человека, а в каких может стать тормозом?

Понимание себя и окружающих. Какова самооценка испытуемого и насколько она адекватна? Каков уровень его притязаний? Знает ли он свои сильные и слабые стороны? Способен ли он адекватно оценивать других людей, их реакции и поступки и распознавать мотивы, стоящие за ними? В какой степени и в каких пределах он способен к эмпатии (сопереживанию)? Насколько он терпим к слабостям других людей? Насколько и в каких случаях он способен воспринимать взгляды, не похожие на его собственные? Есть ли у него склонность манипулировать окружающими?

Общая установка этого раздела для психолога — он должен дать ответ на вопрос: "Знает ли данный человек самого себя и способен ли он разобраться в окружающих его людях?"

Характеристики общения. Что преобладает в умении вести себя с окружающими — естественность, непринужденность, жеманство, претенциозность? Подчеркивает ли он на людях свой статус и свое положение? Умеет ли он направлять ход беседы, менять тему разговора и возвращать ее, когда это в интересах дела, в прежнее русло? Как ведет себя с теми, от которых надеется получить какие-либо льготы или выгоды? Насколько он подозрителен по отношению к окружающим?

Какой тип личности вызывает у него особые расположенность и неприязнь? В какой степени он склонен рассматривать коллег или партнеров как соперников или конкурентов? Какую атмосферу (вольно или невольно) он создает вокруг себя: теплоты или холода, доверия или подозрительности? Развита ли у него способность прийти на помощь окружающим (помочь им сформировать мысль или оформить документ; разрядить обстановку шуткой)? В какой степени испытуемый способен сочетать дипломатичность и такт с прямотой и твердостью своей позиции? В чем и как проявляются различия в его поведении с подчиненными, равными и вышестоящими? Способен ли он адекватно оценить тех людей, к которым испытывает личную неприязнь? Способен ли он и в какой степени оказывать воодушевляющее воздействие на коллег и подчиненных? В какой степени наложила отпечаток на поведение его принадлежность к определенной национальности, классу, партии, определенной религиозной конфессии? Насколько адекватно или тактично сможет обследуемый вести себя с учетом межкультурных различий?

Находит ли он общий язык (и в какой степени), общаясь с разными возрастными группами?

После проведения этого этапа обследования психолог должен ответить на вопросы:

1) Каков уровень коммуникабельности испытуемого?

2) В какой степени характеристики по общительности и коммуникабельности помогают (или мешают ему) осуществлять продуктивные взаимодействия с окружающими?

3) В каких сферах деятельности и в какой ситуации он способен оказывать на коллег и подчиненных воодушевляющее воздействие?

Деловые характеристики. Как испытуемый относится к своей сегодняшней должности? Каковы его честолюбивые планы и амбиции? Что ему лично лучше всего дается: тактика, стратегия, то и другое? Насколько обоснованны и жизненны составляемые им планы на ближайшее и отдаленное будущее? Насколько упорен и настойчив он в достижении принятого решения? Готов ли он взять на себя бремя, сопряженное с более высоким постом? Придерживается ли он общепринятых принципов менеджмента? Воспринимает ли он свою организацию как расширенную семью?

Что для него непосредственный руководитель — направляющая или тормозящая сила? Какова степень его конформности (податливости) по отношению к руководству? Что для испытуемого важнее — умение заставить сотрудников выполнять приказы или вызвать у них желание исполнить эти приказы? Заботится ли он о развитии личности своих сотрудников? Умеет ли он подходить к ним индивидуально, учитывая их возможности и способности? Знает ли он "потолок" каждого из своих работников? Делится ли он оперативной информацией с подчиненными? В какой степени готов делегировать свои полномочия лидерам и наиболее компетентным членам коллектива? Какой стиль руководства у него преобладает? Что для него характерно — следование принципам убеждения или принуждения? Легко ли руководить таким человеком? На что обязательно нужно обратить внимание вышестоящим руководителям в отношениях с ним?

Что должен иметь в виду психолог, исследующий испытуемого по этому параметру? Какие выводы он должен сделать? Надо ответить на вопросы:

1) Насколько деловые характеристики данного человека соответствуют общепринятым требованиям, применимым к современному менеджеру?

2) Насколько благоприятным может быть прогноз относительно "вписывания" данного субъекта в вышестоящие структуры?

Рассмотрим в качестве примера результаты психологического обследования уже состоявшихся руководителей, а также претендентов на эту должность. Данные психологические характеристики могут помочь нам еще раз уяснить, в чем смысл профессиональной психодиагностики в сфере менеджмента, и представить себе, какие требования предъявляет сегодня психологическая наука к тем, кто решил посвятить себя профессии менеджера, политика.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ № 1 (РЕЗЮМЕ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

Ольга П., заведующая отделом маркетинга швейного объединения. Возраст 41 год, замужем, имеет дочь 12 лет.

Уровень развития интеллекта можно охарактеризовать как весьма высокий (IQ равен 130, таким уровнем интеллекта обладает лишь 2,2% выборки). Отличается умением удерживать в памяти массу разрозненных фактов и быстро устанавливать связь между ними. Ее установку при решении интеллектуальных задач можно охарактеризовать как "исследовательскую", при этом способна к решению задач в условиях недостатка информации и времени, может выдвигать, проверять и отбрасывать гипотезы в режиме гибкого следования к стратегической цели. Для нее представляет интерес поиск решений, не лежащих на поверхности. При наличии других точек зрения и альтернативных решений она в состоянии включать в рассмотрение их "рациональное зерно", не отказываясь при этом от своей точки зрения.

Ей присуща самокритичность, ее заботит совершенствование своих навыков решения проблем. В целом она использует свои интеллектуальные данные достаточно эффективно, осознавая при этом возможности своего роста.

Ее эмоциональная сфера характеризуется стабильностью и зрелостью. Для нее характерен самоанализ, вошедший в привычку. Убеждена, что внутренняя работа по самоусовершенствованию требует усилий и что эти усилия на практике себя всегда оправдывают. Будучи человеком экспансивным, получает удовольствие от усилий и предъявляет к себе высокие требования. Можно даже говорить о тенденции к сверхконтролю, гиперответственности; на практике это приводит к тому, что она бывает больше напряжена, чем раскована. В ее нынешнем положении ей больше всего нравится относительная независимость и возможность влиять на ход событий в фирме. Страшнее всего для нее — невозможность решать что-то самостоятельно (в рамках своей компетенции). В настоящее время учится более полагаться на окружающих. Однако в трудную минуту во всем склонна винить себя и прилагать колоссальные усилия, чтобы выровнять ситуацию, не ею созданную. Склонна к самонаблюдению. Восприимчива в отношении своих "зон ближайшего развития" и в целом ориентирована на гармоничный рост, при котором карьера и личностное развитие не должны противоречить друг другу. Хорошо разбирается в людях и склонна избегать конфронтации. Окружающие воспринимают ее как чуткую, доброжелательно настроенную, хотя и несколько замкнутую женщину (в действительности она интроверт, научившийся быть коммуникабельным). Сослуживцами характеризуется как прекрасная мать, жена и хозяйка.

Ее прекрасно развитая способность выделять главное порой ведет к недооценке важных частностей. В общении с подчиненными демонстрирует навыки опытного руководителя, отлично умеет развивать своих служащих, способствуя росту их психологических статусов.

В целом, будучи зрелой личностью, способна к саморазвитию. Умеет контролировать свои эмоции. На сегодняшний день вклад ее в развитие и процветание фирмы неоспорим, а перспективы роста можно оценить как весьма благоприятные.

Окончательный вывод: по своим личностным и деловым качествам Ольга П. соответствует предложенной ей должности вице-президента фирмы. Однако возможность ее дальнейшего роста этим не исчерпывается.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ № 2 (РЕЗЮМЕ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА-ПСИХОЛОГА

Дмитрий В. Инженер. Руководитель филиала строительной фирмы, 34 года.

Обладает весьма высоким уровнем интеллекта (IQ равен 125, таким уровнем интеллекта обладает около 5%выборки). Его характеризуют методичность, четкость, собранность и аналитический склад ума. Его больше привлекает область логических построений. Убежденный рационалист и с недоверием относится к решениям, принимаемым на основе интуиции. Всегда старается избежать малейшего риска. Конструктивно относится к мнению других, всегда дает собеседнику возможность высказаться до конца, если в его рассуждениях содержится рациональное зерно, легко интегрирует его в свою концепцию. Нетороплив, точен и осторожен в работе. Настойчивый и упорный, не привык оставлять дело не доведенным до конца. Одной из положительных черт является любопытство. Оно помогает ему расширить умственный горизонт вопреки замкнутому складу ума. Отличительными качествами можно назвать ответственность и обязательность. Высоко ценит стабильность, отдает предпочтение традициям и редко проявляет инициативу без постороннего нажима. Чувство ответственности определяет мотивацию его деятельности. Ему не нужны награды и известность, предпочитает оставаться "в тени". С удовольствием работает в составе команды, в общении держится открыто, искренне. Обладает даром схватывать сущность характеров окружающих. Хороший слушатель и достаточно проницателен, чтобы догадываться, что у людей на душе. Сотрудники считают его честным, надежным, скромным и искренним. Хотя как лидера его никто всерьез не воспринимает, играет заметную роль в фирме. По мнению генерального директора, такие люди, как Дмитрий, составляют костяк, спинной хребет любой организации. Его вектор усилий направлен на консолидацию и сотрудничество, поэтому он в состоянии сдвинуть перспективную идею и привести ее в стадию практической реализации. Для его руководящего стиля характерно со­четание гибких и жестких методов управления. Получив от руководства задания, умеет организовать работу с коллективом. Умеет заставить людей "выкладываться", заботясь об их профессиональном и личностном росте. Одной из слабых его сторон является отсутствие инициативы.

Выводы и прогнозы: Дмитрия В. по праву можно назвать высококлассным специалистом с глубокими техническими познаниями. Слабыми сторонами его как менеджера являются избегание риска, избыточный контроль над подчиненными и недостаточное внимание к мотивации их деятельности. В этом отношении перспективы совершенствования для него благоприятны, и после прохождения курса психотренинга (а мы рекомендуем это) сможет лучше разбираться в себе и понять, в каком направлении ему нужно трансформироваться. Поэтому руководителям лучше делать упор не на развитие у него новых качеств, а на "модернизацию" уже имеющихся.

Учитывая, что он на данном этапе своей карьеры достиг стабильности и ныне занимаемая им должность полностью соответствует его возможностям, трудно ожидать, что в обозримом будущем он сделает какие-нибудь крупные шаги по служебной лестнице.

Если представить каждую составляющую управленческого потенциала руководителя в виде радиуса окружности и соединить точки, соответствующие конкретным результатам, то получится профиль менеджера. Сравнивая между собой профили разных людей, можно наглядно увидеть преимущества и достоинства каждого. Составление такого профиля поможет при работе с персоналом, при подборе и расстановке кадров. На рис. 25 приведен наиболее типичный профиль эффективного менеджера, полученный на основании данных многолетних исследований. Обследовано свыше 400 человек. Сравнивая конкретные профили с обобщенными, можно дать прогноз о степени готовности данного человека к успешной управленческой деятельности. При построении профиля менеджера можно использовать данные табл. 29.

 

ПРОФИЛЬ МЕНЕДЖЕРА (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

 

Рис. 25. Типичный профиль менеджера:

 

1 — интеллект IQ; 2 — уровень умственного развития УУР; 3 — креативность (рисуночный тест); 4 — креативность (вербальный тест); 5 — общая агрессивность; 6 — враждебность; 7 — ассертивность; 8 — способ решения конфликта; 9 — локус контроля (УСК); 10 — вектор направленности; 11 — психологический статус; 12 — коммуникабельность; 13 — стиль общения и руководства; 14 — организационные способности

 

Таблица 29

ТАБЛИЦА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФИЛЯ МЕНЕДЖЕРА

Составляющая ' управленческого потенциала Возможный показатель (уровень проявления) Предпочтительный показатель для эффективного менеджера
    низкий средний (норма) высокий    
1. Интеллект (IQ), баллы 60—70 90—120 Свыше 120 Не менее ПО
2. Уровень умственного развития (УУР), баллы Менее 60 60—110 Свыше ПО 110—119
3. Креативность (рисуночный тест), баллы Менее 6 6—14 15—20 Свыше 14

Продолжение табл. 29

Составляющая управленческого потенциала Возможный показатель (уровень проявления) Предпочтительный показатель для эффективного менеджера
    низкий средний (норма) высокий    
4. Креативность (вербальный тест), баллы 1—4 5—6 8—9 Свыше 6
5. Общая агрессив­ность, % 0—25 25—55 55 и больше 25—50
6. Индекс враждеб­ности, % 0—25 25—55 55 и больше 20—30
7. Ассертивность, баллы 0—40 50—70 70—80 50—70
8. Способ решения конфликта Конкуренция, приспособление Компромисс, избегание Сотрудничество Сотрудничество
9. Локус контроля (УСК), общий И0, баллы 0—11 12—32 33—44 Свыше 33
10. Вектор направ­ленности На "себя"     На процесс и результат
1 1. Психологический статус Непредпочитаемый, аутсайдер Предпочитаемый Лидер Лидер
12. Коммуникабельность, % 0—40 40—70 Свыше 70 40 и выше
13. Стиль общения и руководства Авторитарный Либе-рально-демокра-тический Демократический Демократический
14. Организаторские способности, % 0-40 40—70 Свыше 70 50 и выше

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: