КУРЕНИЕ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ




Отчёт по практической работе

по дисциплине «Системный анализ»

 

 

Студент гр. 728-2

________ Д.В.Гусев

________

 

Доктор физико-математических наук

________ М.М.Немирович-Данченко

________


1 Введение

 

Железнодорожным транспортом пользуются миллионы жителей нашей страны, среди которых немало тех, кто имеет пристрастие к сигаретам. На сегодняшний день курение в поезде запрещено: возможность покурить есть только на станциях, ждать которых можно по три-четыре часа.

Целью данной работы является анализ данной проблемной ситуации и поиск решения проблемы на основании полученных результатов исследования.


 

2 Ход работы

2.1 Фиксация проблемы

 

Нужно рассмотреть способы решения представленной проблемы, для чего первым делом составим «черный ящик», который представлен на рисунке 2.1.1.

Рисунок 2.1.1 – Структурная схема

Декомпозиция этой схемы представлена на рисунке 2.1.2.

Рисунок 2.1.2 – Декомпозиция


 

2.2 Диагностика проблемы

 

В случаях длительного отсутствия станций у пассажиров нет возможности покурить, что часто влечёт за собой нарушения безопасности: пассажиры курят из открытой двери на технических и коротких станциях, на переходных площадках, в туалете, а остальные жалуются на сигаретный дым.

Необходимо рассмотреть улучшающие вмешательства, позволяющие решить проблему, используя минимум ресурсов.


 

2.3 Составление списка стейкхолдеров

 

В данной проблемной ситуации участниками являются:

- пассажиры;

- АО «Федеральная пассажирская компания»;

- проводник как представитель компании;

- поездной электромеханик.


 

2.4 Выявление проблемного месива

 

Отношения стейкхолдеров к проблеме следующие:

- пассажиры не довольны редкостью перекуров;

- организацию интересует пожарная безопасность, стоимость её обеспечения, затраты на потенциальное внедрение услуг;

- проводника интересуют негативные последствия курения: пепел, окурки, дым, которые ему нужно будет ликвидировать;

- электромеханика интересует работоспособность оборудования: поломка кондиционера от избытка дыма, засор устройств пеплом и окурками.


 

2.5 Определение конфигуратора

 

Языки для работы с каждым стейкхолдером следующие:

- пассажиры;

- АО «Федеральная пассажирская компания»: административный и экономический язык;

- проводник как представитель компании: технический язык;

- поездной электромеханик: технический язык.

 


 

2.6 Целевыявление

 

Обозначим цели всех стейкхолдеров:

- пассажиры хотят курить чаще и комфортнее, не чувствовать запаха сигаретного дыма;

- организацию хочет максимальной безопасности и соблюдение качества перевозок при минимальных затратах, не желает терять клиентов;

- проводник не хочет лишней работы;

- электромеханик не хочет лишней работы.

 


 

2.7 Определение критериев

 

Обозначим критерии, которые позволят определить успешность вариантов решения проблемы, а также сравнить их между собой.

- безопасность;

- клиентоориентированность;

- себестоимость – сколько средств уйдёт на внедрение услуги курения;

- поломка оборудования – засор устройств пеплом, окурками.


 

2.8 Экспериментальное исследование моделей

 

За эксперимент возьмём опрос сотрудников и пассажиров с целью выявить, какой из вариантов для них более предпочтителен.


 

2.9 Построение и усовершенствование моделей

 

Теперь система будет иметь вид, представленный на рисунке 2.9.1. Декомпозиция черного ящика представлена на рисунке 2.9.2.

Рисунок 2.9.1 – «Черный ящик»

Рисунок 2.9.2 – Декомпозиция


 

2.10 Генерирование альтернатив

 

В качестве альтернатив существующей проблемы выделены следующие варианты:

- выпускать пассажиров покурить на технических станциях;

- оборудовать курящие вагоны;

- оставить как есть и не давать пассажирам курить не на станциях.


 

2.11 Принятие решения

 

На данном этапе воспользуемся методом Саати. Он позволяет выбрать вариант, который будет лучше всего соотноситься с выбранными критериями. Была построена модель в виде древа, включающего альтернативы, цель и критерии (Рисунок 2.11.1).

Рисунок 2.11.1 – Модель

Определим приоритеты всех элементов иерархии с использованием метода парных сравнений (таблицы 1.12.1-1.12.4), используя следующую оценочную шкалу: 1 – одинаково; 3 – незначительно отличаются; 5 – значительно отличаются; 7 – явно отличаются; 9 – абсолютно отличаются.

Вариант «не пускать» является безопаснее остальных, поэтому выигрывает по этому критерию.

Таблица 1.12.1 – Оценка вектора приоритетов для безопасности.

Безопасность Не пускать Кур. вагоны Технички Произведение Корень Вес
Не пускать         3,271 0,738
Кур. Вагоны 0,14     0,428 0,753 0,170
Технички 0,2 0,33   0,0666 0,405 0,091

 

По критерию «клиентоориентированность» вариант с курящими вагонами превосходит остальные, так как можно курить в любое время.

Таблица 1.12.2 – Оценка вектора приоритетов для клиентоориентированности.

Клиен-ть Не пускать Кур. вагоны Технички Произведение Корень Вес
Не пускать   0,11 0,14 0,015 0,251 0,055
Кур. Вагоны           0,655
Технички   0,33   2,333 1,326 0,289

 

С точки зрения поломки оборудования опять же побеждает вариант, где пассажиров не пускают курить.

Таблица 1.12.3 – Оценка вектора приоритетов для поломки оборудования.

Поломка Не пускать Кур. вагоны Технички Произведение Корень Вес
Не пускать           0,065
Кур. Вагоны 0,11   0,14 0,015 0,251 0,055
Технички 0,33     2,333 1,326 0,289

 

Самый дешёвый вариант здесь – ничего не делать. Снова вариант «не пускать» превосходит остальные.

Таблица 1.12.4 – Оценка вектора приоритетов для поломки оборудования.

Себстоимость Не пускать Кур. вагоны Технички Произведение Корень Вес
Не пускать         3,557 0,751
Кур. Вагоны 0,11   0,33 0,037 0,333 0,07
Технички 0,2     0,6 0,843 0,178

 

Далее в таблице 2.11.5 представлены приоритеты критериев, в таблице 2.11.6 – приоритеты альтернатив.

Таблица 2.11.5 – Приоритет критериев

  Безопасность Клиент-ть Поломки Себест-ть Вес
Безопасность         0,566
Клиент-ть 0,14     0,2 0,108
Поломки 0,2 0,2   0,33 0,06
Себест-ть 0,33       0,264

 

Таблица 2.11.6 – Приоритет альтернатив

  Безопасность Клиент-ть Поломки Себест-ть Приоритет
Не пускать 0,738 0,054 0,655 0,751 0,662
Кур.вагоны 0,17 0,655 0,054 0,07 0,189
Технички 0,091 0,289 0,289 0,178 0,147

 

При анализе иерархий было выявлено, что наиболее подходящее решение – не выпускать пассажиров нигде, кроме станций, и не делать курящие вагоны.


 

2.12 Реализация улучшающего вмешательства

 

Так как новых решений не было принято, пассажиров по-прежнему не выпускают на технических станциях и курящие вагоны не создаются. Им так же приходится подолгу ждать следующей станции.


 

3 Заключение

 

В результате выполнения работы исходная проблема была проанализирована с помощью методов прикладного системного анализа, на основе чего было представлен вариант улучшающего вмешательства в проблемную реальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: