Стихи этого хора первыми привлекли внимание Верди. Спустя много лет мелодию этого знаменитого хора пела многотысячная толпа, провожавшая великого композитора в последний путь. В нем сконцентрированы характерные черты хорового письма Верди этого периода - укрупненные контуры мелодии, сочетание маршевости и широкой распевности, четырехдольного членения метра и триольности сопровождения, наделяющей мелодию плавностью и протяженностью.
Впечатляет не только мелодия этого знаменитого хора, но и его местоположение в опере - композиционно он находится в точке золотого сечения, сюжетно подготавливая пророчество Захарии.
Текст хора предстаёт перед нами переделанным псалмом 147, который называется «Хвала Господа за восстановленный Иерусалим».
Va, pensiero, sull' ali dorate / Лети, мысль, на золотых крыльях;
Va, ti posa sui clivi sui colli / Лети, отдыхая на горах и холмах,
o ve olezzano te pide e molli / Где воздух напоен теплом и нежностью,
L'aure dulci del suolo natal. / Сладостным ароматом родной земли!
Del Giordano le rive saluta / Поприветствуй берега Иордана,
Di Sionne le torri alterrate... / Разрушенные башни Сиона...
Oh mia patria si bella e perduta / О, прекрасная утраченная родина!
Oh membranza si cara e fatal. / Дорогие, роковые воспоминания!
Arpa d'or dei fatidici vati / Золотая арфа древних пророков,
Perche muta del salice pendi? / Почему, немая, ты висишь на вербе?
Le memorie del petto raccendi / Пробуди память в сердце,
ci favella del tempo che fu! / Расскажи о былом времени!
O simile di Solima ai fati / Пусть прозвучит твой стон,
Traggi un suono di crudo lamento / Столь же горький, как судьба Иерусалима,
O t'ispiri il Signore un concento / Пусть Господь внушит тебе мелодию,
che ne infondo al patire virtu. / Которая даст нам силы страдать!
Теперь этот хор из третьего акта стал неофициальным национальным гимном Италии. А это – наиболее известный адаптированный перевод на русский:
Ты прекрасна, о, Родина наша!
Необъятны твои просторы.
Горделивы высокие горы.
И цветами покрыты луга.
Полноводны могучие реки.
Пышно в зелень одеты, кругом шумят леса.
О, родной и любимой земли краса,
Сердцу нашему ты дорога.
Шум прибоя поет тебе славу.
Ему вторят журчанье ручья,
Буйный ветер и рокот дубравы,
Шелест листьев и трель соловья.
Мать-отчизна, твои сыновья
За тебя жизнь готовы отдать.
В звучных гимнах тебя воспеваем,
О, великая наша земля!
О, родная земля!
Форма произведения не может трактоваться однозначно:
- в контексте всей оперы «Ты прекрасна, о, Родина наша» представляет собой часть контрастно составной формы;
- как отдельный номер хор представляет собой сложную двухчастную репризную форму с элементами развития, присущими форме рондо, где в качестве рефрена выступает основная тема.
Открывается произведение непродолжительным оркестровым вступлением, которое между тем выполняет громадную роль в показе грозного царя Навуходоносора и трепет народа перед жестоким диктатором.
Хоровое вступление обозначено композитором сменой темпа Largo - Cantabile, которое относится также к характеру звукоизвлечения и звуковедения - певуче, протяжно.
Первая часть представляет собой простое трехчастное построение. В качестве первого эпизода выступает лейт-тема хора «Ты прекрасна, о, Родина наша…». Стоит остановиться на мелодической характеристике данного эпизода - мелодия волнообразна, что достигается сочетанием поступенного движения, скачков и ломанного и прямого движения по звукам основных трезвучий и септаккордов с их обращениями.
Мелодическая линия представлена в сложной ритмической организации - сочетание ровного и пунктирного ритма с особым видом ритмического деления - триолями.
Тема хора является ярчайшим образцом техники виртуозного пения bel canto, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, ровностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка.
Структура темы представляет собой классический малый квадратный период, состоящий из двух предложений (4+4) повторного строения. Границы предложений подчеркнуты автентической каденцией - классический вид серединного кадансирования.
Заключительная каденция периода представлена полной совершенной заключительной каденцией S - K4/6 - D7 - T в мелодическом положении основного тона.
Второй период первой части (с т. 20 по 23) является свободным построением схожим по строению с периодом единого строения (период-предложение) без видимых признаков серединного кадансирования. Он звучит в тональности доминанты.
Наконец, третий период, повторяя второе предложение первого представляет собой сокращенную репризу.
Вторая часть (тт. 28) - представляет собой новую грань музыкального образа. Музыкальный материал второй части представляет собой гимн - восхваление красоты природы.
Открывается вторая часть хоровым tutti, излагающим музыкальный материал в условиях гомофонно-гармонической (аккордовой) фактуры, в тональности доминанты (Cis-Dur).
По форме вторая часть, по аналогии с первой, является простым трехчастным построением.
Первый подраздел - это малый квадратный период неповторного строения - музыкальный материал второго предложения отличается от музыкального материала первого - он более сдержан с точки зрения эмоциональной подачи. Контраст нашел отражение и в динамической линии ff-pp.
Середина трехчастной формы - вносит в гимн лирический образ, что связано, прежде всего, с гармоническим отклонением в тональность одноименного минора fis-moll.
Третий подраздел второй части является повтором (частично) музыкального материала первой части.
В завершении произведения – кода (тт.44 - 51).
Основная функция коды - кадансирование музыкального материала экспонируемого и развиваемого на протяжении двух первых частей.
По форме кода представляет собой свободное построение - период-предложение, включающее в себя несколько отклонений в родственные тональности через обращения доминантовых септаккордов к их тоникам (ВСТАВИТЬ ЦИФРОВКУ).
Музыкальныйматериал хора представлен в двух основных видах хоровой фактуры:
- монодической - одноголосное изложение музыкального материала, которое представлено общехоровым унисоном;
- гомофонно-гармоническая - аккордовая фактура.
Завершается произведение выдержанным тоническим трезвучием с удвоениями примового, терцового и квинтового тонов, на фоне которого звучат триоли оркестрового сопровождения.
Метр и ритм. В произведении преимущественно пунктирный дуольный ритм в сочетании с триольным ритмом оркестра – секстолями, удваивающими триоли. Композитор использует прием полиритмии. За счет этого достигается ощущение эмоционального подъема у слушателя и привлекается внимание к тексту, который ритмически крупнее. Сложность в исполнении составляют мелкие длительности затакта. Они должны исполняться одновременно всеми хористами без исключения. Для этого нужен предельно четкий и понятный дирижерский жест, а так же ощущение пульсации именно шестнадцатыми из состава дуольной четверти. Нужно следить, чтобы ритмический рисунок исполнялся своевременно, а после пауз все партии вступали без опоздания. Также особое внимание надо уделить тому, чтобы короткие длительности не проговаривались, а пропевались.
Темп и агогика. Темп на протяжении всего произведения Largo (широко, протяжно) в сочетании cantabile (певуче) способствует звучанию торжественному, подобно гимну. Без агогических изменений.
Динамика. Во второй части может возникнуть тенденция вместе с наращиванием динамики ускорить темп. Надо сказать, что к этому располагает музыкальный материал, но такую тенденцию нужно сдерживать, стараясь сохранять темп не зависимо от увеличения динамики. В основном динамика сдержанная, это молитва, она звучит сокровенно, из глубины души. Увеличение динамики означает эмоциональный подъем и выражает патриотические чувства героев.
Гармония. В произведении композитор использует преимущественно простые гармонии –Т53 , Т64, Д53, S53, изредка встречаются обращения доминантсептаккорда и двойные доминанты (что связано с тональным развитием и отклонениями), а так же II6 и его обращения. Например в коде (т.44-48)
Вокально-хоровой анализ
Тип и вид хора. Произведение написано для смешанного четырехголосного хора с дивизи и оркестром.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано -
альты –
Тенора – до малой октавы - ре первой октавы
Басы – соль большой октавы - ре первой октавы.
Тесситурные условия в основном благоприятны, все партии находятся в рамках рабочего диапазона, что способствует возникновению естественного динамического ансамбля. Тем не менее, тихая звучность и низкая тесситура партии сопрано создает новое звучание (в таких унисонах или аккордах будут преобладать тембры низких голосов - альтов и басов, для которых эти звуки естественны).
К основным трудностям горизонтального строя стоит отнести следующие:
- достаточно широкие восходящие и нисходящие скачки, которые встречаются в каждой партии без исключения (привести примеры). Важно сохранить высокую позицию звука при нисходящем скачке и четко ощущать внутренним слухом верхний звук восходящего скачка. При возникновении трудности при интонировании рекомендуется пропевать скачок вне ритма, по «руке» дирижера;
- продолжительное движение на повторяющемся звуке, которое встречается в сопровождающих голосах (примеры). Каждый последующий звук необходимо исполнять с тенденцией к повышению;
- трудными для исполнения, возможно, будут хроматические проходящие и вспомогательные звуки (примеры). Здесь важно понимать характер возникновения альтерации ступени. В данном произведении альтерация является показателем отклонения в тональность первой степени родства, поэтому необходимо точно представлять ладовые тяготения альтерированных ступеней.
К основным трудностям вертикального строя относятся альтерированные аккорды, речь о которых шла выше.
Подобные фрагменты необходимо пропевать вне ритма, постепенно «наполняя» аккорд партиями, начиная с нижней партии. Важна интонация инструментов оркестра, дублирующих хор или воссоздающих гармонию.
Основной тип звуковедения - legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Но следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа. Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Сосредоточенный, собранный, сконцентрированный, округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий Сопрано. От них требуется большой драматизм и объем тембра.
Что касается marcato, которое встречается не очень часто, буквально в двух местах (т.29, 33), то снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера.
Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о том, что никакой вокал не возможен без качественной дикции. По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. Согласные не должны звучать резко, чему поспособствует правильная атака звук.
В произведении используется мягкая атака звука. Мягкая атака - сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего второго раздела и в завершении всего произведения. При атаке, независимо от ее типа не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без glissando. Основной момент работы над гласными - это воспроизведение их в чистом виде. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные.
В произведении используются два основных типа дыхания:
- общехоровое дыхание используется на границах фраз и разделов;
- цепное дыхание применяется в достаточно продолжительных фразах.
Еще о предполагаемых трудностях…..
Трудности могут возникнуть при исполнении скачков партией Сопрано. Важно, чтобы скачек был исполнен в одной позиции. Для этого можно порекомендовать пропевать скачок, обращая внимание на то, чтобы верхний звук был объемным, плотным.
Возможной сложностью является исполнение распевов. Нельзя допускать смазанного исполнения распевов - каждые звук рекомендуется слегка акцентировать, исключая glissando.
В работе над вертикальным строем в первую очередь следует обратить внимание на дублирование мелодии.
Ее необходимо акустически выверить. Для этого нужно, чтобы все партии внимательно слушали друг друга и мужские голоса стремились «приблизиться» к женским и наоборот.
Особое внимание следует обратить на фразировку и перспективное мышление для того, чтобы не произошло дробление фразы на короткие мотивы. Чтобы не было статичного пения, необходимо, чувствовать внутреннюю пульсацию.
Для достижения ритмического ансамбля нужна точность переходов в аккордах, ровность в исполнении распевов. Этому должна помочь четкая, внятная дикция, выстроенное ощущение пульсации более мелкими длительностями, чем исполняемые.