Тема: Важнейшие архитектурные элементы здания.
Цель урока:Знакомство с важнейшими элементами здания и
формирование навыков построения конструкций.
Задачи урока:
Образовательная - Знакомство с важнейшими элементами здания.
Развивающая - Развитие композиционного, проектного мышления.
Воспитательная - Воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей; формирование у учащихся аккуратность при выполнении работы.
Методы и приёмы: репродуктивный метод, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: иллюстрационный ряд с различными типами зданий, макет здания.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент
- приветствие учеников
- проверка готовности к уроку
- проверка отсутствующих
Постановка темы урока
Сегодня мы продолжаем знакомиться с архитектоникой здания.
Работа по теме урока.
Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания.
Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.
Основу конструкции дома составляют вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения - это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания - балки и перекрытия, а также первоэлемент дома - крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу - пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам - лестницам.
По современной строительной технологии сначала возводится каркас здания, а затем он "одевается" в стены. После этого внешне дом выглядит, как объем, представляющий собой чередование поверхностей и проемов в них. Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий от простейших одно- или двухскатных крыш, до сложнейших сводов и куполов.
Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет металлоконструкция. Дом невозможен без окон и дверей.
Даже если здание - секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проемы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые, и даже функциональные изменения.
Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.
Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времен. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили подслеповатое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены. Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. Его стены часто похожи на огромное "окно", отражающее небо, плывущие облака и город.
В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции.
Простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник) - это когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.
ФЕРМА - в строительной механике — геометрически неизменяемая стержневая система, у которой все узлы принимаются при расчете шарнирными.
Макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.
Физкультминутка
Необычные здания мировых архитектурных гениев
Практическая работа
Создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
5.Рефлексия. Я показываю на номер, а вы называете соответствующий элемент здания.
Итог урока, оценки за урок.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Интересно ли вам было выполнять задание?
Что было сложным при выполнении задания?
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный ряд (3-4 иллюстрации) «Необычные здания мировых архитектурных гениев»
Бумага, ножницы, клей.