Электронные учебники и пособия




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

(Лексикология. Фонетика)

Методические указания и задания

К практическим занятиям

для студентов специальности 6.030301 „журналистика”(заочная форма обучения)

Часть 1

Сумы

Издательство СумГУ


 

Современный русский язык. (Лексикология. Фонетика). Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 6.030301 „журналистика”. / Составитель О.Н. Волкова – Сумы: Издательство СумГУ, 2009. – Ч. 1.– 53 c.

 

Кафедра журналистики и филологии

 


Тема 1: „Лексикология. Слово как центральная единица языка. Слово как единица лексической системы”

 

Вопросы для изучения

 

1. Лексикология как раздел науки о современном русском языке, её состав, предмет и задачи.

 

2. Основные признаки слова как лексической единицы языка, его отличие от других языковых единиц.

 

3. Лексическое значение слова и грамматическая оформленность.

 

4. Типы лексических значений слов:

а) с точки зрения предметной соотнесенности: прямое /переносное;

б) с точки зрения наличия «внутренней формы»: немотивированное/ мотивированное;

в) с точки зрения лексико-семантической сочетаемости: свободное /связанное.

 

5. Коннотативный аспект лексического значения слова: эмоциональность, экспрессивность, оценочность, стилистическая значимость.

 

 

Задания для выполнения

Задание 1. Письменно дайте толкование лексическому значению слов лицо, чистый, гореть в данных предложениях. Определите тип лексического значения с точки зрения предметной соотнесённости.

 

1. Живым огнём разъединило нас рампы светлое кольцо, и музыка преобразила и обожгла твоё лицо (А. Блок). Как мелочно всё это было перед лицом большой беды (К. Симонов). Каждая река здесь имеет своё лицо, свой характер… (П. Проскурин). Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал роль палача или предателя (М. Лермонтов). Ба!.. Знакомые все лица (А. Грибоедов). И я твердить готов от своего лица: настрой себя на зов до смертного конца (В. Цыбин). Для определения спряжения глагол нужно поставить в третье лицо множественного числа (Из учебника).

 

2. Незадолго до этого отшумела гроза, но небо уже было чистым (Т. Тэсс). Снег, снег, белый, серебристый, снег, снег, чистый и пушистый (В. Боков). Ведь это только чистая случайность, что пеплом я в Освенцимах не стал (М. Львов). Умер с ясным взглядом, умер с сердцем чистым (К. Симонов). И женщина, смотря на чистый листок бумаги, спрашивала себя: с чего же начать? (Т. Тэсс). «Тише, молчать, – отвечал учитель чистым русским языком, – молчать или вы пропали. Я Дубровский» (А. Пушкин). И вдруг я явственно ощутила, как морозный воздух наполнился запахом цветущего шиповника, властным и чистым его ароматом (Т. Тэсс).

 

3. Свеча горела трепетным огнём (М. Лермонтов). Штыки горят под солнцем юга (М. Лермонтов). Что горит – пусть сгорает дотла (С. Куняев). И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может (А. Пушкин). Голова её горела, по всему телу пробегала дрожь лихорадки (М. Лермонтов). Говорил он мне с пылом разное: что уборочная горит, что в колхозе одни безобразия председатель Панкратов творит (Е. Евтушенко).

 

Задание 2. Определите, какой характерный признак лёг в основу таких наименований?

 

земляника, черника, ежевика, костяника

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, соединяя прилагательное зеленый с данными словами. Выпишите из толкового словаря значения этого имени прилагательного и сгруппируйте словосочетания в соответствии с типами лексического значения.

 

Бант, виноград, дорожка, зона, тоска, карандаш, корм, краска, улица, костюм, лицо, луг, молодёжь, ёлки, удобрение, чай, яблоко, юнец, борщ, континент, водоросли, змий.

 

Задание 4. Найдите слова с „живой” и „стёртой” внутренней формой,

ответ мотивируйте.

 

Веретено, букварь, рыбакорыто, дочь, колесо, писатель, крыша, мысль, свеча.

 

Задание 5. Разграничьте слова с денотативными значениями от слов, лексическое значение которых осложнено определёнными коннотациями. За счёт чего они возникают?

 

Задача, читалка, бездарь, водрузить, стяг, скромный, мамочка, журналюга, течение, домище, скулить (о человеке), старушенция, мост, горлодёр, болото (об общественной группе),

 

 

Тема 2: „Семантическая структура слова”

 

Вопросы для изучения

1. Структура лексического значения слова.

2. Сема как компонент лексического значения слова.

3. Системная организация сем в слове, варьирование сем в речи.

4. Расширение, сужение, специализация значения слова.

 

Задания для выполнения

Задание 1. Определив лексическое значение, опишите семантическую структуру следующих слов с указанием иерархии сем.

 

Река, озеро, ручей, канал, пруд, бассейн;

Идти, бежать, ехать, лететь, плыть;

 

Задание 2. В каждой группе слов найдите однозначное. Докажите, что остальные слова являются многозначными, включив их в различные словосочетания.

 

Грамматика, сказуемое, определение, предложение;

Роман, литературоведение, литература, проза;

Междометие, предлог, союз, частица;

Очерк, комедия, ритм, рифма.

 

Задание 3. Пронаблюдайте (устно) над возможными значениями слова дорога в стихотворении поэта В.Остена „Дорога”

 

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте:готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящем у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

 

 

 

 

Тема 3 „Типология переносных значений слова”

Вопросы для изучения

 

1. Моносемия и полисемия, причины появления полисемии.

 

2. Способы развития переносных значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.

 

3. Разновидности метафорического переноса.

 

Задание 1. Определите типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха) выделенных слов в таких предложениях.

 

Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). В самом тембре бархатного баса было что-то хватающее за сердце (С. Скиталец). „Хороша ли у вас рука?” - спросил Иван Иваныч… „Вот потрудитесь переписать эту бумажку” (А. Гончаров). За ужином болтовня овладела самыми неговорливыми языками (Н. Гоголь). Ранний русский символизм был сильнейшим сквозняком с Запада (О. Мандельштам). Через минуту в передней послышалось шушуканье: женский бас шептался с мужским тенорком (А.Чехов). Здесь бывает весь Париж (М. Волошин). И близится ливня стена (Б.Пастернак). Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды (М. Цветаева). Пушкина я послал вам посылкою (А. Чехов). Из карет вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак (А.Пушкин). Я снаружи и с изнанки ткань судьбы перебирала (Ю. Мориц). И, - признаюсь, это моя слабость – люблю хорошую кухню (Н.Гоголь). Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара (А. Пушкин). Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом (А.Пушкин). У стен чинно разместились несколько старых кресел с круглыми спинками (Г. Успенский). Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла, всё кипит… (А.Пушкин). Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (М.Лермонтов).

 

Задание 2. В следующих предложениях найдите слова, употреблённые в переносном значении, проанализируйте механизм развития метафорического значения (устно).

 

Я ловил в этом калейдоскопе сменяющихся пейзажей общий лейтмотив цвета (И. Павлов). Фантазии доступно всё – любой калейдоскоп нелепостей (И. Павлов). Я повернул выключатель, и мгновенно тьма съела всю комнату (М. Булгаков). Тлела вялая сырая зима (А. Трифонов). Весёлая жизнь постепенно засасывала девушку в свой глубокий омут (М. Горький). Вы будете кричать, я буду кричать, будет базар, а толку не выйдет (А. Островский). Брюсов выволок меня из газетной трясины, приобщил меня к большой литературе (К. Чуковский). Внезапно ярость наплывает багряным облаком (А.Трифонов). К тому времени самые закоренелые зубры реакции бежали за границу (Вс. Рождественский). Кота надо высечь. Это не кот, а бандит (М. Булгаков атмосфера (М. Зощенко). Мысль, конечно, жиденькая. Да и оформление тоже, вероятно, будет убогое (Ильф и Петров). Козлевич против своей воли снова погрузился в пучину Уголовного кодекса (Ильф и Петров). Широчайшие слои сейчас буквально захлёбываются книгой молодых авторов Ильфа и Петрова, называемой „Двенадцать стульев” (О. Мандельштам

.

 

Задание 4. Найдите индивидуально-авторские метафоры, выделите цепочки метафор, установите признаки, на которых основано сходство предметов и явлений.

 

Как будто золото вокруг,

Шурша, не меркнет под ногами.

Кленовый лист, сорвавшись вдруг,

Уже становится стихами.

Какая синь и глубина,

Какая власть у листопада.

Вся стать столбов обнажена,

Красе ветвей одежд не надо.

Исполненные торжеством,

Они и розовы и сизы.

Тысячеруким божеством

Взирает роща, сбросив ризы.

Не так ли полнится душа

В преображеньи и свершеньи,

Когда слетает мишура

В торжественности обнаженья.

Ужель я слова не найду

Столь искупительно простого?!

К поместью рождества Толстого

Кленовым золотом иду.

(М. Луговская)

 

Тема 4: „Полисемия и омонимия”

 

Вопросы для изучения

 

1. Различия между многозначними словами и омонимами.

2. Омонимы, их сущность и разновидности (полные омонимы, омофоны, омографы, омоформы).

 

3. Художественно-выразительные возможности омонимии и многозначности.

 

Задания для выполнения

Задание 1. В следующих предложениях найдите однокорневые слова, сопоставьте их значения и разграничьте случаи многозначности и омонимии. В чём состоит различие этих явлений?

 

Вдали сверкает горный ключ, сбегая с каменной стремнины (А. Пушкин). Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля (А. Пушкин). Эти семейственные шутки должны иметь свой ключ и, вероятно, очень забавны, но для нас они покамест не имеют никакого смысла (А. Пушкин). На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста (Н. Гоголь). Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней. Да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами (Н. Гоголь). Пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошёл дождь (М. Горький). Безразличие овладело мною, безразличие и холодная тоска (М. Горький). На рейде стояли четыре русских военных судна (К. Станюкович). Начался рейд украинских партизан в Карпаты (П. Вершигора). Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Б. Полевой). Вода – прекрасный проводник звука (Н. Тарасов). Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло (С. Антонов). Полны вином кипели чаши, кипели с ними речи наши (А. Пушкин).

Задание 2. Включите слова в словосочетания и сгруппируйте их по видам омонимии.

 

Наряд, запах, браться – братца, рак, рот – род, устав, соль, стекло, рок – рог, спел, вести, хлопок, знать, домой, трём, белок, выкупать, гладь, стали, фокус, переносица – переносится.

 

Задание 3. Прочитайте отрывки из художественных текстов. Какую выразительную нагрузку несут на себе омонимы и многозначные слова?

 

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

сидел я с книгой, на полях

свои заметки делая.

 

И в миг, когда моё перо

Касалось граф тетрадочных,

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.

 

И я его вписал в разряд

явлений атомистики,

как электрический разряд,

как божий дар без мистики.

(С. Кирсанов)

 

И вдруг вопьёшься, любовью залив,

и душу, и тело, и рот.

Так разом встают облака и залив

в разрыве Байдарских ворот.

(В. Маяковский)

 

Была она страстной особой,

Но только со страстью особой.

От сладкой еды не добрела

И палкой казалась худой,

От вести благой не добрела,

Добрела от вести худой.

(Я. Козловский)

 

Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьётся сердце – злей и чаще!

Меня проищут до зари.

(А. Блок)

 

Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

(А. Блок)

 

 

Тема 5: „Словесные оппозиции в лексической системе русского языка”

Вопросы для изучения

 

1. Синонимия, причины её развития, типы синонимов.

 

2. Антонимия, виды антонимов. Оксюморон.

 

3. Паронимы и парономазия.

 

Задания для выполнения

 

Задание 1. Составьте из данных слов синонимические ряды, выясните различия между компонентами каждого синонимического ряда, найдите доминанту.

 

Извещение, ругать, щедрый, состоятельный, сохранять, убедительный, мозговать, выговаривать, частность, мыслить, старый, изобильный, хулить, сообщение, размышлять, охранять, прежний, доказательный, деталь, информация, богатый, чихвостить, оберегать, подробность, древний, обильный, имущий, давнишний, беречь, журить, кумекать, обеспеченный, сберегать, уведомление, распекать, мелочь, давнопрошедший, веский, оповещение, порицать, стародавний, бранить, думать, разносить, давний, помышлять, незапамятный, раздумывать, тонкость, хранить, зажиточный, корить, денежный, аргументированный.

Задание 2. Вместо точек вставьте слово, которое будет синонимично обоим своим соседям.

 

Битва …………………. ругань

Гримаса ……………… снаряд

Изъян …. ……………...супружество

Изогнутый …………… одноглазый

Консервативное ……….справедливое

Нежить ………………... шалить.

 

Задание 3. Прочитайте отрывок из статьи искусствоведа и художника И.Э. Грабаря о русском северном зодчестве. Определите смысловые и стилистические различия слов-синонимов, стоящих в скобках. Выберите из предложенных синонимов наиболее, на ваш взгляд, подходящие по значению и стилистической окраске.

 

Кому приходилось подолгу живать на Севере, тот знает, как нелегка там жизнь. Эта (трудная, нелёгкая, тяжёлая, суровая) школа жизни отразилась и на искусстве и привела к созданию произведений, прямо (поражающих, удивляющих, ошеломляющих) своей классической простотой и (захватывающих, восхищающих, восторгающих) выразительностью и правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей природой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения – сама природа, так они (подлинны, естественны, безыскусственны) и неотразимы.

Чем дальше в глубь веков отодвигается памятник, тем более чувствуется простота и (сила, мощь, могущество, величие) его строителей. Когда стоишь подле древнего сруба, то не можешь отделаться от мысли, что эти поистине (огромные, великие, гигантские) брёвна, каких нынче ни в одном лесу не сыщешь, срублены не нынешними людьми, а великанами. В воспоминаниях встают (огромные, колоссальные, исполинские, циклопические) постройки Греции и грандиозные (постройки, здания, сооружения Египта. Какая-то (неизвестная, неведомая) нашим дням (сила, мощь, могучесть) чувствуется в них, но не одна физическая сила, а и сила духовная толкала строителей на (возведение, строительство, создание, созидание) храмов-сказок, храмов-богатырей.

Окружённые (старыми, древними, давними) столетними елями, только ещё могучее, ещё стройнее (поднимаются, возвышаются, высятся) их верхи из лесной чащи. Сама природа и (позволила, разрешила, допустила) и заставила так рубить храмы, чтобы над ними (пролетали, мчались, проносились, проходили) века.

 

Задание 4. Подберите антонимы, учитывая многозначность прилагательного свежий.

Свежий хлеб – ………………….. хлеб; (цветок, рыба, огурец, ветер, краски, рубашка, новости, газета, мысль, голова, утро).

 

Задание 5. В отрывке из стихотворения А.Блока найдите антонимы и определите их роль в тексте.

 

… Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твёрдо веруй

В начало и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить всё, что видишь ты,

Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.

Пускай же всё пройдёт неспешно,

Что в мире свято, что в нём грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

Задание 6. Перепишите предложения, вставляя нужные по смыслу паронимы.

 

Смеяться …смехом. Перенести … болезнь.

Это был человек с устаревшими … взглядами. Заболеть … туберкулёзом.

Иметь … намерения. Обладать … характером.

Иметь … наряд. Принять …. меры против коррупции.

Наблюдать за … развития растения. Идти впереди ….

Быть невоспитанным человеком - …. Мало читать, быть ….

В больнице работает опытный …. В пьесе выведен отрицательный ….

На дворе стало …. Сирень начала ….

На ребёнка … куртку и сапоги. Ребёнка … в школу.

 

Задание 7. Составьте предложения (словосочетания), которые проиллюстрируют различия в значении слов, близких по звучанию.

 

Адресат – адресант, чужой – чуждый, раут – раунд, генеральный – генеральский, будний – будничный.

 

Тема 6: „Лексическая система русского языка в историческом аспекте”

 

Вопросы для изучения

 

1. Исконная и заимствованная лексика современного русского языка.

 

2. Пути адаптации заимствованной лексики к системе русского языка.

 

3. Арахаизация и неологизация словарного состава.

 

4. Место и особенности функционирования устаревшей и новой лексики.

 

Задания для выполнения

Задание 1. Подберите к заимствованным словам соответствующие исконные лексемы.

 

Интеллигентный, аргумент, гегемония, вульгарный, вундеркинд, гармония, курсив, квалификация, гарантия, курьёзный, галантный, лабиальный, лакей, мигрень, палатализация, чабан, консалтинг, вольер.

 

Задание 2. В отрывках из произведений русских писателей найдите устаревшую лексику, с помощью словарей дайте ей толкование, разграничьте историзмы и архаизмы. Определите типы архаизмов, сопоставив их с современными синонимами(устно).

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык (А. Пушкин). С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне (А. Пушкин). Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая; за шкуру он свою дрожал (И. Крылов). Рассмотрев подорожную грамоту Стеньки, его послали из Земского приказа с подьячим и стрельцом в Посольский приказ, который ведал донскими делами (С. Злобин). Чада кинулись в тёмную избу, полезли на печь … Под чёрным потолком клубился дым и уходил в окошечко над дверью: избу топили по-чёрному (А. Толстой). У дверей в царскую опочивальню шепотом пререкались отроки (С. Наровчатов). Одесную от него римский кесарь, ошую аглицкий король – вьюноша, напротив султан турецкий, наискось не то польский, не то шведский, но тоже король (С. Наровчатов).

 

Задание 3. Сформулируйте основную тему стихотворения Р. Заславского „Старинные слова”.

 

Они пришли издалека,

И ты звучанью их доверься

И знай, ланиты, око, перси,

Не груди, глаз или щека.

Слеза сбегает по щеке,

А слёзы льются по ланитам …

Повторов нету в языке,

Да жаль, оттенки позабыты,

У них особый смысл и суть.

Своё особое значенье,

Мы лишь в высокие мгновенья

На них дерзаем посягнуть …

И разве что-нибудь ушло?

Всё поразительно и просто,

Когда твоя мне снится поступь,

Твоё пресветлое чело!

 

Задание 6. В отрывках из стихов А. Вознесенского найдите неологизмы второй половины ХХ века. В каких сферах деятельности они возникли, почему так активно использовались в поэзии и с какой целью (устно).

 

Ночной папироской летят телецентры. Хотелось хоть в какой- то мере воссоздать не букву, а направление силового потока, поле духовной энергии мастера. Трапециями колеблющимися скользая через лес, олени, как троллейбусы, снимают ток с небес.

Два разделившиеся эха в них пели, плавали, свистели, как в двух расстроенных ореховых, стереофонических системах. Он трепетал, как заземленье от бьющей молнии в него!

Чёрный космос натянул, крепко звёзды застегнул. Мы родились не выживать, а спидометры выжимать. - Вы читали? Биополе распахали. Их шлифуют педсистемы, благолепие любя. Просто мухи знают – асфальт канцерогенный. Мудрые мухи НТР.

Я сплю с окошками открытыми, А где-то свищет звездопад, И небоскрёбы сталактитами На брюхе глобуса висят.

 

Задание 7. Определите, в какое время эти слова появились в русском языке как неологизмы. Какова их дальнейшая судьба в современном русском языке?

 

Буржуйка Космонавт Менеджер
Губком Спутник Шопинг
Комбед Универсам Риелтор
Ликбез Эскалатор Мониторинг
Шкрабы Телевизор Легитимный
НЭП Луноход Челночить
Колхоз Капрон Лунография
Кулак Стиляга Интернет
Чекист Магнитофон Бакалавр
Пятилетка Джинсы Консорциум

 

 

Тема 7: „Лексическая система русского языка в функциональном аспекте”

Вопросы для изучения

1. Общеупотребительная лексика современного русского языка.

 

2. Лексика ограниченного употребления, её разновидности и особенности функционирования в русском языке.

 

3. Межстилевые и стилистически окрашенные единицы словарного состава современного русского языка.

Задания для выполнения

 

Задание 1. Прочитайте и найдите в представленных текстах примеры использования общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления. Укажите, какие это группы лексики. (написать только ответ).

 

1) Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, а жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землёй – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.

 

2) Ещё в античности выделились две основные формы драматического жанра – трагедия и комедия. Древнегреческие песни и пляски в честь бога Диониса сопровождались принесением ему в жертву козла; во время празднеств исполнялось сказание о Дионисе – трагедия (трагос – козёл, одэ – песнь, трагедия – козлиная песнь, песнь в честь козла). С обрядовыми представлениями связано было и возникновение комедии (комос – веселая толпа, одэ – песнь), в основе которой лежат хоровые песни, переплетённые с веселыми бытовыми сценами (Л. Тимофеев. Теория литературы).

 

3) Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой.

Левобережное обдонье, пески, ендовы, камышистая непролазь, лес в росе полыхали исступлённым холодным заревом. Чертя бортом чёрный хрящеватый яр, лежавший над водой урубом, баркас причалил к котловине. Вокруг него коловерть гоняла бурые комья пены. – Разматывай, а я заприважу, - шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки (М. Шолохов).

 

4) А новая наша машина всё же получилась! Она мощнее и быстроходнее старой, снабжена гидромеханической передачей, гидродинамическим тормозом-замедлителем и пневмогидравлической подвеской. Днище кузова обогревается выхлопными газами. Кабина изолирована от шумов мотора и вентилируется. А сколько в ней других мелких удобств! И противотуманные фары, и гидроусилитель рулевого управления, и регулируемое сидение (В. Чивилихин).

 

 

5) Лес – ни пулей, ни осколком

Не пораненный ничуть,

Не порубленный без толку,

Без порядку как-нибудь,

Не корчёванный фугасом,

Не поваленный огнём,

Хламом гильз, жестянок, касок,

Не заваленный кругом,

Блиндажами не изрытый,

Не застроенный зимой,

Ни своими не обжитый,

Ни чужими под землёй.

(А. Твардовский)

 

6) Вот ты вышел спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь:

Прут немецких тыща танков …

- Тыща танков? Ну, брат, врёшь …

- Ладно. Что там триста, двести …

Повстречай один хотя б …

- Что ж, в газете лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк – он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

- То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

(А. Твардовский)

 

7) Последние десятилетия развитие промышленных технологий шло по пути миниатюризации. Особенно это коснулось электроники, поэтому компоненты мини- и макро- в научно-технической терминологии стали привычными. Но с конца минувшего столетия всё чаще встречается заимствованный компонент нано-: наноструктуры, нанотрубки, нанотехнологии и пр. Это название происходит от греческого слова nanos - «карлик» и свидетельствует о том, что речь идёт об исключительно малых размерах: о миллиардных долях метра. Создание микромеханизмов ещё лет 20 назад казалось чудом. Теперь же существует промышленное производство сверхминиатюрных деталей для сборки разнообразных микроустройств, например необходимых для хирургических операций под микроскопом. Японские инженеры, создавая миниустройства, моделируют способ движения инфузорий – с помощью ресничек. Военно-исследовательские центры США занимаются созданием микроскопических самолётов и вертолётов (Физика в школе.-2005.- №5).

 

8) К ней

В печальной праздности я лиру забывал,

Воображение в мечтах не разгоралось,

С дарами юности мой гений отлетал,

И сердце медленно хладело, закрывалось.

Вас вновь я призывал, о дни моей весны,

Вы, пролетевшие под сенью тишины,

Дни дружества, любви, надежд и грусти нежной,

Когда, поэзии поклонник безмятежный,

На лире счастливой я тихо воспевал

Волнение любви, уныние разлуки –

И гул дубрав горам передавал

Мои задумчивые звуки …

Напрасно! Я влачил постыдной лени груз,

В дремоту хладную невольно погружался,

Бежал от радостей, бежал от милых муз

И – слёзы на глазах – со славою прощался!

Но вдруг, как молнии стрела,

Зажглась в увядшем сердце младость,

Душа проснулась, ожила,

Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость.

Всё снова расцвело! Я жизнью трепетал;

Природы вновь восторженный свидетель,

Живое чувствовал, свободнее дышал,

Сильней пленяла добродетель …

Хвала любви, хвала богам!

Вновь лиры сладостной раздался голос юный,

И с звонким трепетом воскреснувшие струны

Несу к твоим ногам!..

(А.С. Пушкин)

 

 

Там на брегу, где дремлет лес священный,

Твоё я имя повторял;

Там часто я бродил уединенный

И вдаль глядел … и милой встречи ждал.

(А.С. Пушкин)

 

 

Уж вечер настаёт. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме,

Недавних тайных дум живое воплощенье:

На сельские труды зову благословенье,

Народному врагу проклятия сулю,

А другу у небес могущество молю,

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне.

(Н. Некрасов)

Задание 2. Жаргон – это разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых одной профессией (жаргон лётчиков, шахтёров, моряков), занятием (жаргон спортсменов, коллекционеров) и т.п.. В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония. Раскованный, непринуждённый молодёжный жаргон стремится уйти от скучного, однообразного с их точки зрения мира взрослых, родителей, учителей. Он результат своеобразного желания переиначить мир на свой манер, а также дать знак – „я свой”. Такой язык отражает внутренние устремления молодёжи порой ярче и сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни.

Определите разновидность жаргона в представленном тексте. В какое время и в какой среде он существовал?

 

Гороблагодатский был „отпетый” … Но отпетые были разного рода: одни из них назывались „благими”: это были дураковатые господа …; другие назывались „отчвалыми”: эти были вообще не глупы, но лентяи бесшабашные; Гороблагодатский же был отпетый „башка”: он шёл в первых по учению и в последних по поведению. „Башка” и „отчвалый” умно гадили начальству, а „благой” – глупо … самые смирные и кроткие начинают шуметь. Зреет бурсацкий скандал, который на местном языке называется „бунтом”.

На третьей парте играли „в швычки”: одному игроку закрывают глаза, наклоняют голову и сыплют в голову щелчки, а он должен угадать, кто его ударил….. В другом месте два парня „ломали пряники”, то есть поочерёдно взваливали себе на спину друг друга…. Семёнов перешёл к седьмой парте и полюбовался, как шесть „нахаживали”. Эти шестеро, взявшись руками за парту, качались взад и вперёд (Н. Помяловский „Очерки бурсы”).

 

Задание 3. Представьте свои примеры молодёжного жаргона, студенческого жаргона, профессионального жаргона журналистов, редакторов, издателей. Какой профессиональный жаргон сейчас является количественно самым объёмным и наиболее распространённым?

 

 

Тема 8: „Фразеологическая система современного русского языка”

 

Вопросы для изучения

 

1. Сущность фразеологических единиц в сопоставлении со словом и словосочетанием.

 

2. Классификация устойчивых оборотов по степени семантической слитности компонентов.

 

3. Происхождение и стилистическая окраска фразеологизмов.

 

4. Источники русской фразеологии.

 

Задания для выполнения

 

Задание 1. Отграничьте свободные словосочетания от фразеологизмов. Какие из представленных единиц обладают двоякой сущностью, как она проявляется?

 

Повесить картину, повесить нос, пустить корни, лёд тронулся, лёд растаял, лезть на стену, проглотить язык, проглотить пилюлю, отварить язык, выносить сор из избы, метать икру, сесть на мель, мыльные пузыри, втирать очки, втирать мазь, сматывать удочки, на скорую руку, плыть по течению, смотреть сквозь пальцы, поставить на своё место.

 

 

Задание 3. Дайте грамматическую характеристику фразеологизмам, подобрав подходящие однословные синонимы.

 

Где раки зимуют, сбоку припёка, дать по рукам, когда рак свиснет, спустя рукава, презренный металл, класть зубы на полку, денежный мешок, валяться в ногах, дамоклов меч, как снег на голову, держать себя в узде, тёртый калач, вкривь и вкось, наступать на пятки, на ходу подмётки рвёт, шкуру драть, как на иголках, гнуть спину.

 

Задание 4. Определите происхождение фразеологизмов, ту сферу человеческой деятельности, в которой они возникли. По возможности дополните список (устно).

 

Блудный сын, испить свою чашу, до второго пришествия, топорная работа, на всех парусах, снять стружку, остаться в строю, запасной аэродром, перемена декораций, петь с чужого голоса, шито белыми нитками, абсолютный ноль, цепная реакция, кишка тонка, заварить кашу, сойти с дистанции, взять на мушку, попался на крючок, стричь под одну гребёнку, поворачивать оглобли.

 

Задание 5. Разделите фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски на две группы.

 

Семь пядей во лбу, пялить глаза, где раки зимуют, разрубить гордиев узел, вносить свою лепту, сами с усами, ахиллесова пята, карта бита, тютелька в тютельку, навострить уши, камень преткновения, проба пера, песенка спета, подлить масла в огонь, гнуть спину, вкушать плоды, ни на йоту, за семь вёрст киселя хлебать, краеугольный камень, сложить голову, высосать из пальца, воспрянуть духом, зерно истины, поджилки трясутся, кануть в лету, хоть шаром покати, зерно истины.

 

Задание 6. Найдите примеры индивидуально-авторского использования фразеологизмов.

 

Поймите …, что это один из тех булыжников красноречия, которых запас я постоянно держу у себя за пазухой, чтобы по временам метать ими в русскую публику (М. Салтыков-Щедрин).

Праздное и бесцельное переливание из пустого в порожнее, сопровождаемое выдавливанием из себя пустоцветов красноречия (М. Салтыков-Щедрин).

Коли любишь доносить, то люби и доказывать свой донос (М. Салтыков-Щедрин).

Во всю ивановскую трачу деньги, которые получил за своего „Иванова” (А. Чехов).

В народе стали носиться зловещие слухи о крахе нового театра и полёте в трубу (А. Чехов).

Мы со своей властью как-нибудь сами помиримся, а сор из куреня нечего таскать (М. Шолохов).

Видно, язык-то доводит не токмо до Киева (М. Горький).

Газеты молчали, будто долларов в рот набрали (В. Маяковский).

Река за последние годы совсем отбилась от рук (К. Паустовский).

Впрочем, Вы редактор, глава, так сказать, - Вам и книги в руки (А. Чехов).

 

Он славен тем, что долгие года

Бессовестно халт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: