Тропы. Стилистическое фигуры.




План анализа лирического произведения.

I. Слово об авторе произведения, его творческом наследии.

II. Выходные данные о лирическом произведении

факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения,

место произведения в творчестве автора.

кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)

III. Характеристика составляющих стихотворения

1. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

2. Тема и идея:

а) о каких явлениях жизни говорит поэт.

б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.

3. Главные образы или картины произведения. Образ лирического героя( Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы)

4.Структура стихотворения:

а) Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д б)метрика: размер стихотворения;

в) фоника(звукопись): аллитерация, ассонанс.

г) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, дактилическая).

д) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).

е) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

Язык произведения.

а) Тропы (метафора,гипербола, сравнение, сравнение, эпитет, метонимия,олицетворение, литота….)

б) Стилистические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).

в)Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая;славянизмы, архаизмы, неологизмы).

IV. Ваше читательское восприятие произведения. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Некоторые литературоведческие термины

метрика — наука о стихотворных размерах

спондей — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов

пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе

цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы

фоника раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции

аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи

ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи

 

мужская рифма —рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге

женская рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге

гипердактилическая -ударен 4 и далее слог от конца.

закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук

открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки

глагольнаярифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов

 

рифмовка.

кольцевая — рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки: АВВА

перекрестная рифма — строки рифмуются через одну: АВAВ

парная- рифмуются соседние строки. ААВВ

Строфика.

двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии

пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

октава — восьмистишие ABABABCC

онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

 

Размеры стихотворные.

Двусложные (повторяются два слога в строке.):

Хорей- ударения на 1 слоге

Ямб- ударение на втором слоге.

Трехсложные:

Дактиль -трёхсложная стихотворная стопа с ударением на 1 слоге

Амфибрахий -трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге

Анапест – трехсложная стопа, где ударен 3 слог

Тропы. Стилистическое фигуры.

метафора — скрытое сравнение(без слов КАК, БУДТО, ТОЧНО. Н: Горит восток зарею новой=как заря)

метонимия — замена одного слова другим, смежным по значению(Н: Нет, легче посох и сума.

Подразумевается доля нищего)

эпитет — яркое определение(Н: Алмазная роса)

олицетворение - приписывание не живым предметам качества живого(Н:Березки плакали)

оксюморон –совмещение несовместимого. (Грустное веселье продолжалось

сравнение — оборот со словами КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО,…

перифраз —описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки(Царь зверей (вместо «лев»)

гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета(В сто сорок солнц закат пылал)

литота —преуменьшение величины, силы, значения, явления(Мальчик с пальчик)

параллелизм - это одинаковое построение рядом расположенных предложений. (Н:В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.)

парцелляция- это приём расчленения фразы на части или даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию. (Н: У Елены беда стряслась. Большая.)

Риторический вопрос- вопрос, на который не требуется ответа.(Н: Кто не мечтает о счастье?)

Риторическое обращение- обращение, которое не требует отклика.(Н:Мечты, мечты! Где ваша сладость!)

аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический

анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения

антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений. (Н: Учение-свет, неучение-тьма)

градация — усиление(Н:Не жалею, не зову не плачу)

инверсия — нарушение порядка слов(Н:С вершины падет лист золотой)

эллипсис — пропуск элемента высказывания Н:Вон в мохнатой шапке – со мной учится

(пропущено парень, молодой человек)

анафора -повтор слов в начале строки.(Н:Не напрасно выли ветры, Не напрасно шла гроза)

эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф..(Н:Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: