Рабочая программа. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета




Рабочая программа

«Индивидуальных коррекционно -развивающих занятий

по русскому языку» для обучающихся c особыми возможностями здоровья ( сроки реализации 4 года )

 

 

Автор программы

учитель начальных классов Полухина Е.А.

 

 


Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». «Русский язык» в начальной школе является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие школьников. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР.

Рабочая программа «Индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР, отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

- формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;

- уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

- развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);

- формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;

- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у младших школьников с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления. Формируемое умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлять тексты в устной форме способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир». При усвоении учебного предмета «Русский язык» школьники учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

Учитель начальных классов в ходе коррекционной работы поддерживает тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык», способствует улучшению качества устной речи.

Взаимосвязь учителя и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию познавательной деятельности и ее произвольной регуляции, а также необходимых универсальных учебных действий.

Рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся:

1. Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при обучении звуко-буквенному анализу назвали слово, отхлопали количество слогов, назвали первый, второй и т.д. слог, выделили звуки в каждом слоге и обозначили их символически, сложили слово из букв разрезной азбуки, прочитали).

2. Изучать обучающимся с ЗПР звуки и буквы необходимо с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем буквы в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, конфет и т.п.).

3. Отводить значительное время практическим действиям: работе со схемами слов и предложений, с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

4. Систематически повторять изученный материал для его закрепления и усвоения нового.

5. Рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

6. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (найдем самую красивую букву).

Приведенная рабочая программа составлена на 135 часов за уровень начального общего образования (по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях в 1 классе и 34 учебные недели во 2-4 классах). В соответствии с АООП длительность уроков в первом полугодии 1 класса составляет 35 минут, во втором- 40 минут, во 2-4 классах 45 минут

Количество часов, отводимых в программе, могут корректироваться с учётом психофизических особенностей обучающихся и рекомендациями ТПМПК.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:

- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;

- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);

- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;

- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);

- кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);

- осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);

- сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);

- обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);

- различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);

- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Курс коррекционных занятий имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:

– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;

4) овладение основами грамотного письма;

5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

 

Для проведения коррекционных занятий используется предметная линии учебников «Школа России»:

 

№ п/п Автор Наименование учебника Класс Изд-во  
1.1.1.1.1.1 Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. В 2-х частях   ОАО "Издательство" Просвещение" www.1-4.prosv.ru
1.1.1.1.1.2 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык   ОАО "Издательство" Просвещение" www.1-4.prosv.ru
1.1.1.1.1.3 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях   ОАО "Издательство" Просвещение" www.1-4.prosv.ru
1.1.1.1.1.4 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях   ОАО "Издательство" Просвещение" www.1-4.prosv.ru
1.1.1.1.1.5 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях   ОАО "Издательство" Просвещение" www.1-4.prosv.ru

 


Календарно — тематическое планирование, 1 класс, 1 час в неделю, 33 часа в год

 

Тема занятия Дата Индивидуальная работа
  Знакомство с понятием «слово». Условно-графическая запись слов   Соотнесение слова и предмета. Объяснение значения слов. Условно-графическая запись слов (полосками бумаги). «Подписывание» картинок полосками бумаги и «чтение» по полоскам слов.
  Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов и овалов.   Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур.
  Письмо овалов больших и маленьких, их чередование   Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур. Писать овалы большие и маленькие, чередовать их, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними. Писать короткие наклонные линии, объединяя их в группы по две-три, соблюдая наклон, высоту, интервалы между ними.
  Слог-слияние   Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния.
  Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу   Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Конструировать букву из различных материалов.
  Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’], [с], [с’],[н], [н’],   Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Дополнение предложения словом, закодированным в предметном рисунке
  Строчная и заглавная буквы Тт, Лл, Рр, Вв.   Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта.
  Строчная и заглавная буквы Ее, Пп, Мм, Зз,   Письмо элементов букв. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.
  Строчная и заглавная буквы Бб, Дд   Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
  Гласные буквы Я, я.   Обозначать слияние [j’а] буквой я. Двойная роль буквы я.
  Строчная и заглавная буквы Ч, ч   Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Называть правильно элементы буквы ч. Обводить бордюрные рисунки безотрывно. Писать букву ч в соответствии с образцом.
  Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.   Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь.
  Строчная и заглавная буквы Шш, Жж.   Письмо слогов и слов с буквами Ш ш, Жж,. правописание сочетания ши -жи
  Строчная и заглавная буквы Й, й   Выделять звук [j’] в процессе слого-зву-кового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [j’] в словах.
  Строчная и заглавная буквы Юю, Ёё.   Обозначение на письме звуков [j’у], [j’о] буквами Юю, Ёё в начале слова и после гласного. Обозначение буквой ю, ё мягкости предыдущего согласного, буквой у, о твёрдости предыдущего согласного
  Письмо слогов и слов с буквами Цц   Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Письмо слогов и слов с буквой ц.
  Письмо слогов и слов с буквами Щщ   Слого-звуковой анализ слов со звуком [ щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. Правописание сочетаний ща, щу
  Строчная и заглавная буквы Ф, ф.   Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Писать буквы Ф, ф в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма
  Строчные буквы ь, ъ.   Называть правильно элементы букв ь, ъ. Обводить по контуру бордюрные узоры, самостоятельно копировать их в соответствии с образцом прописи. Писать буквы ь, ъ в соответствии с образцом.
  Повторение написания заглавных букв.   Писать под диктовку изученные буквы, слоги, слова
  Оформление предложений в тексте.   Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно.
  Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?   Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
  Слова, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать?   Роль слов в речи. Слова – названия действия предметов.
  Слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?   Роль слов в речи. Слова – названия признаков предметов.  
  Правописание безударных гласных в корне слова   Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
  Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.   Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
  Правописание гласных после шипящих   Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.
  Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука   Записывать слова с буквами ь, ъ по образцу, включать их в предложения. Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием
  Перенос слов с мягким знаком   Записывать слова с буквами ь, ъ по образцу, включать их в предложения. Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием
  Согласные звонкие и глухие.   Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова
  Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ   Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
  Заглавная буква в словах   Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения.
  Повторение пройденного   Списывать без ошибок слова и предложения с письменного шрифта. Обозначать правильно границы предложения.

Календарно — тематическое планирование, 2 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год

 

Тема занятия Дата Индивидуальная работа
  Наша речь. Диалог и монолог.   Участие в учебном диалоге. Выбор из набора предложений тех, которые могут составить текст на заданную тему. Осуществление решение учебной задачи под руководством учителя.
  Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения   Осознавать главные члены как основу предложения, находить главные члены (основу) предложении, различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения.
  Связь слов в предложении.   Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу.
  Слово как общее название многих однородных предметов. Лексическое значение слова   Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова. Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по толковому словарю.
  Синонимы. Антонимы.   Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать значение слов-синонимов, слов-антонимов. Распознавать синонимы, антонимы среди других слов. Осознавать значимость у потребления синонимов и антонимов в одном предложении (тексте). Подбирать синонимы, антонимы с помощью словаря синонимов
  Родственные (однокоренные) слова   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
  Перенос слов по слогам     Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).
  Гласные звуки.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работа с Памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».
  Правило обозначения буквой безударного гласного звука.   Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава- травы, травка).
  Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах буквы, написание которых надо проверять, Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
  Согласные звуки.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в слове согласные звуки, определять их признаки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работа с Памяткой «Согласные звуки русского языка».
  Слова с удвоенными согласными.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в слове согласные звуки, определять их признаки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работа с Памяткой «Согласные звуки русского языка».
  Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного звука на письме.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах согласный звук (твёрдый или мягкий, парный или непарный). Определять качественную характеристику выделенного согласного звука. Подбирать слова, начинающиеся с мягкого или твёрдого согласного звука.
  Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать непарные мягкие шипящие звуки [ч’ ],[щ’ ]. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдать за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, правильно писать эти буквосочетания в словах. Применять правило при написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч, щн., объяснять правильность написанного.
  Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Объяснять написание слов с изученными орфограммами.
  Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выбирать букву для обозначения парного согласного звука из букв, данных в скобках. Изменять слова так, чтобы парный согласны звук был пред согласным звуком и обосновывать написание буквы парного согласного звука.
  Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выбирать букву для обозначения парного согласного звука из букв, данных в скобках. Изменять слова так, чтобы парный согласны звук был пред согласным звуком и обосновывать написание буквы парного согласного звука.
  Обобщение знаний об изученных правилах письма.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки его написания.
  Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному.
  Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать имена существительные, различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, ставить к ним вопросы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
  Заглавная буква в именах собственных   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить имена собственные в тексте. Наблюдать над написанием названий произведений (название заключается в кавычки).
  Единственное и множественное число имён существительных   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять число имён существительных (единственное и множественное).
  Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять роль глаголов в речи. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
  Правописание частицы НЕ с глаголом.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).
  Текст-повествование и роль в нем глаголов   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять устно текст-повествование на предложенную тему.
  Связь имени прилагательного с именем существительным.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем существительным, к которому относится имя прилагательное.
  Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Познакомиться с текстом-описанием, находить в нём имена прилагательные. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.
  Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Заменять имена существительные местоимением.
  Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осознавать структуру текста-рассуждения. Распознавать текст-рассуждение.
  Правописание предлогов с именами существительными.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Раздельно писать предлоги со словами. Осознавать, что между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово. Составлять словосочетания с предлогами.
  Предложение. Члены предложения.   Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
  Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова   Однокоренные слова. Корень слова. (первое представление). Словарь однокоренных слов.  
  Части речи   Обобщение знаний об имени существительном. Развитие речи.
  Правила правописания.   Умение писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

Календарно — тематическое планирование, 3 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год

 

Тема занятия Дата Индивидуальная работа
  Предложение и текст. Виды предложений по интонации и цели высказывания.   Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), нахождение их в тексте, составление предложений такого типа. Тренировка в соблюдении в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения. Осуществление решение учебной задачи под руководством учителя.
  Главные и второстепенные члены предложения.   Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения
  Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.   Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
  Местоимение. Имя прилагательное. Глагол   Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении
  Согласные звуки и буквы для их обозначения.   Работать с памяткой «Как сделать звуко - буквенный разбор слов». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.
  Разделительный мягкий знак(ь)   Принимать и сохранять в памяти учебную задачу. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор оп<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: