Этапы становления регионоведения как науки и учебной дисциплины




Общепризнанной предшественницей современного регионоведения является наука, которую называют страноведением. Не одну тысячу лет, начиная с выдающихся древнегреческих исследователей – историка Геродота (490-425 г.г. до н.э.), географа и историка Страбона (63-23 г.г. до н.э.) в системе географических наук страноведение занимало почетное место. Его представители – ученые, путешественники-энтузиасты активно исследовали различные страны мира. В своем развитии страноведение изначально стремилось быть комплексным, охватывая все стороны бытия изучаемых стран: природу, историю, население, хозяйство, нравы, религию и т.д.

Регионоведение как наука возникла за рубежом в рамках экономической науки. Термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист Уолтер Изард. Он высказал мнение, что региональная наука шире, чем региональная экономика и, поэтому, должна изучать пространство, регионы, их системы. В связи с этим в Пенсильванском университете факультет географии был переименован в факультет региональной науки. В нашей стране концепция формирования интегрального научного направления, получившего название «регионология», была сформулирована А.Сухаревым на проходившей в 1981 г. конференции в г. Саранске признавшей актуальной «...задачу формирования перспективного интегрального научного направления — регионологии, которая призвана объединить усилия многих научных направлений, и прежде всего региональной экономики и экономической географии, региональной социологии и теории регионального управления». В 1982 году по инициативе Александра Ивановича Сухарева при Мордовском госуниверситете была создана проблемная лаборатория регионологии.

СЛАЙД 10

Регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в российской экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Регионоведение же, как образовательная специальность возникло сравнительно недавно, на волне преобразований последних десятилетий. Начиная с 1990-х г.г. Регионоведение изучалось в МГИМО как один из разделов международных отношений, но впоследствии оно отделилось как самостоятельная учебная дисциплина. Создание отделения Регионоведение в ИППК при РГУ в 1998 г. было результатом научного предвидения и организационных усилий директора ИППК РГУ, профессора Ю.Г. Волкова, председателя СКНЦ ВШ, профессора Ю.А. Жданова, Председателя Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Попова, профессора Т.Ф. Ермоленко, профессора А.В. Лубского.

СЛАЙД 11

Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения

Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением страны, систематизирующая и обобщающая данные о природе, населении и хозяйстве страны. Любую страну можно рассматривать как регион. Но регион может быть шире страны. Регион можно рассматривать как составную часть страны. Регионоведение – более широкое понятие. Страноведение – часть регионоведения. Задача страноведения – создание страноведческих образов различных стран, а также создание детальной характеристики страны при помощи различных признаков. Регионоведение – более интегральная в этом смысле наука.

Регионоведение и краеведение.

Краеведение объединяет данные географии, истории, археологии, типографии, литературоведения, этнографии, топологии и топонимики.

Краеведение не ставит задачей дать управленческие рекомендации. Главная задача – воспитание патриотизма. Краеведение – изучение родного края.

СЛАЙД 12

Выводы

Регионоведение – область междисциплинарного научного знания, имеющего целью систематическое изучение социально-экономического, политического, культурного и этноконфессионального развития и функционирования, относительно целостного территориального образования, именуемого регионом.

Междисциплинарность в представлении регионоведческого знания проявляется в том, что системное изучение объекта осуществляется с помощью методологического и методического аппарата различных дисциплин: 1)региональная история 2)политическая география 3)государственное строительство 4) Юридическая наука 5)территориаль­ное управление экономикой 6) социология 7)общая политология 8)геополитика и т.д. Регионоведение не абсолютизирует тот или иной регионообразующий фактор, каждый из которых изучается в перечисленных дисциплинах, а стремится к комплексному изучению региона.

СЛАЙД 13-14

ТЕСТ

1. Наука, являющаяся предшественницей регионоведения:

а) краеведение в) география

б) страноведение г) история

2. Термин «региональная наука» ввел в обиход…

а) Уолтер Митт в) Уолтер Дикс

б) Уолтер Белл г) Уолтер Изард

 

3. Междисциплинарность - это:

а) взаимодействие между науками в) название региона

б) мнение исследователя г) столица государства

4. В каком году было создано отделение Регионоведение в ИППК при РГУ?

а) 2001 в) 1998

б) 1999 г) 1982

 

5. Регионоведение занимается комплексным изучением…

а) страны (стран) в) города (села)

б) региона (регионов) г) мира (Солнечной системы)

КЛЮЧИ К ТЕСТУ

1 - б 3 - а 5 - б

2 - г 4 - в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: