В процессе преподавания дисциплины рекомендуется использовать различные технологии, в частности технологии развития критического мышления, групповые (ролевые, проектные, тренинговые), информационные (мультимедийные).
Групповые технологии
1. Технология ролевой игры предполагает выполнение студентами ролевой функции в рамках заданной или придуманной ими практической ситуации, принятие роли и проигрывание ситуации, в ходе которой решаются, в основном, практические задачи. Ролевая игра к теме: «Психология поздней зрелости».
Задачи занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением.
Ход работы: занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой - Старостью. Студентам дается возможность подготовить материал к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.
Итогом такого занятия является изменение стереотипа в восприятии старости. Старость уже не выглядит неизбежной и физиологически непривлекательной. Студенты понимают, что это особый возраст в онтогенезе человека - возраст достижения мудрости и оценки своей жизни.
Ролевая игра к теме «Психология подросткового возраста»
Задачи занятия: выявить основные причины трудностей общения подростков с родителями, развить у студентов способность к критическому мышлению и снятие стереотипов восприятия поведения родителей и поведения подростков.
Ход работы: ролевая игра «Вечеринка у друзей на даче», в которой моделируется ситуация общения подростка с родителем. Главные роли: подросток и его мать (отец). Подросток хочет отпроситься у родителей на 2 дня (поездка с друзьями на дачу). Также часть студентов готовятся к роли друзей подростка и его родственников. Остальные студенты – активные наблюдатели, которые в завершении игры дают обратную связь её участникам.
Итогом занятия является более глубокое понимание проблем взаимопонимания родителей и подростков, психологических трудностей подросткового возраста.
Деловая игра к теме «Перинатальная психология»
Задачи занятия: выявить основные потребности женщины в период беременности, развить у студентов способности применения теоретических знаний на практике, в разработке курсов для «будущих мам».
Ход работы: студенты делятся на несколько смешанных по полу групп (6-8 чел.). В группе обсуждаются вопросы, важные для психологической готовности женщин (семьи) к родительству. Каждая группа разрабатывает свою концепцию курсов для «будущих родителей». После завершения обсуждения защита проектов.
2. Информационные технологии
Мультимедийные технологии (ММТ) возможноиспользовать как на лекционных, так и на практических занятиях. На лекции применяются тематические презентации,
Кроме этогоможноиспользовать ресурсы глобальных и локальных сетей (ИНТЕРНЕТ). При изучении закономерностей и особенностей психического развития человека на ранних этапах онтогенеза могут быть использованы кинофильмы как метод обучения.
Рекомендуемые фильмы:
1. BBC док фильм «Тело человека» (часть «Внутриутробное развитие», «Роды», «Раннее развитие» и «Смерть»)
2. Док.фильм «Малыши» реж. Томас Бальмес (к теме «Закономерностей и факторы развития в младенческом возрасте»).
3. Худ.фильм «Чучело» реж Р.Быков (к теме «Подростковая агрессия») и др.
Возможно использование документального кино.
1.Д/ф «Теория невероятности: Кризис среднего возраста» (30 мин)
2.Д/ф из цикла «Новое время»: «Эвтаназия: проблема жизни и смерти» (50 мин)
3.Д/ф «День, когда я умер» (40 мин)
4.Д/ф «Точка смерти» (50 мин)
5.Д/ф «Родить в шестьдесят» (50 мин)
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы:
· чтение конспектов лекций;
· конспектирование первоисточников(оригинальных источников);
- изучение рекомендованной литературы по теме;
- изучение тем для самостоятельной работы;
- подготовка к семинарскому занятию по теоретическим вопросам;
- подготовка к выполнению тестовых заданий;
- подготовка тематических мультимедийных презентаций;
- подготовка к зачету и экзамену.