СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ




С 70-х гг. ХХ в. общепризнаны следующие пять способов реагирования на конфликтные ситуации: уклонение (избегание), приспособление, конфронтация (соперничество), сотрудничество и компромисс. Для того чтобы своевременно и справедливо разрешить конфликт, необходимо установить причины его возникновения, определить мотивы поступков в конфликте, конкретизировать направленность определенных действий его участников.

Рассмотрим способы разрешения конфликтов, предложенные известным американским психологом Д. Г. Скоттом.[10] С тем, чтобы преодолеть конфликтную ситуацию, он рекомендует контролировать эмоциональную сферу, а именно: стараться подавить свое раздражение, сохранять спокойствие и выслушивать человека, охваченного гневом, страхом или раздражением, необходимо проявить в такой ситуации самообладание и постараться успокоить своего собеседника. Если же это сделать не удается, то лучшим решением будет уйти на время от этого разговора и вернуться к обсуждению проблемы через несколько дней.

Другие способы, по мнению Скотта, позволяющие разрешить конфликт:

· определение, обсуждение и удовлетворение интересов другого человека (в определенных ситуациях стоит отдать приоритет его интересам);

· оптимизация процесса коммуникации между сторонами конфликта (следует проявить внимание, заинтересованность, уважение, сочувствие);

· выбор такого стиля поведения, который будет соответствовать конкретной конфликтной ситуации (конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс или сотрудничество).

Д.Г. Скотт утверждает, что любой человек с целью преодоления конфликта способен действовать решительно[11]. Суть в том, чтобы рассматривать решение конфликта, как задачу, а для этого идентифицировать причину конфликта и применить подходящую технику решения конфликта.

В настоящее время существуют и применяются разные методы управления конфликтами, перечислим некоторые из них.

· Внутриличностные методы – с помощью данной группы методов осуществляется воздействие на отдельную конкретную личность.

· Структурные методы – данная группа методов служит для ликвидации организационных конфликтов.

· Межличностные методы, их также называют стилями поведения в конфликтных ситуациях.

· Переговоры.

· Ответные агрессивные действия – применение этой группы методов целесообразно лишь в крайних случаях, в ситуации, когда возможности разрешения конфликта с помощью предыдущих групп методов полностью исчерпаны.

Рассмотрим группы методов управления конфликтами:

Внутриличностные методы. Смысл данной группы методов состоит в умении организовать свое поведение и выразить свое мнение, свой взгляд так, чтобы не вызвать защитную реакцию со стороны другого человека. Отдельные исследователи пишут о том, что необходимо передавать другому лицу свое отношение к конкретному предмету так, чтобы этот человек в результате изменил свое отношение. Такой метод способствует удержанию позиции человеком, при этом не превращает другого человека в своего врага и становится полезным в любой обстановке, но не является самым эффективным в условиях, когда человек раздражен, рассержен или недоволен.

Межличностные методы. Суть этих методов состоит в том, что участникам конфликта нужно выбрать форму, стиль поведения в конфликтной ситуации, который позволит в наименьшей степени затронуть интересы сторон конфликта, еще как только конфликтная ситуация начинает складываться, и начинает разворачиваться конфликт.

Уклонение (избегание, уход). Если человек не желает отстаивать свои права и участвовать в выработке общего решения, не хочет высказывать свою позицию и свое отношение, уходит от спора, то выбирается такой стиль поведения.

Уступчивость, приспособление. Данный метод предполагает направленность действий участника конфликта на сохранение или восстановление хороших отношений с оппонентом посредством сглаживания разногласий за счет своих собственных интересов. Такой подход может применяться, если вклад индивида не очень велик, или когда предмет конфликта более важен для оппонента.

Сотрудничество подразумевает активное участие индивида в процессе поиска такого решения, которое удовлетворило бы всех участников конфликта, включая самого индивида. Речь идет об открытом обмене взглядами, мыслями, обусловленном заинтересованностью сторон конфликта в нахождении общего решения.

Компромисс является тем методом, при котором деятельность участников направлена на нахождение решения за счет взаимных уступок. Таким образом, происходит разработка промежуточного решения, которое устраивает все стороны, однако никто при этом не выигрывает и не теряет.

Избегание и уступчивостьподразумевают отсутствие активного противостояния сторон при решении конфликта, характерного для противоборства и сотрудничества. Решение конфликта затягивается, и конфликт становится скрытым, если используются методы избегания и уступчивости. Компромисс также не приносит окончательного решения конфликта, поскольку имеет место довольно обширная зона взаимных уступок, и причины не устраняются в полном объеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования изучены существующие теоретические подходы к толкованию понятия «конфликт» и его сущности, определены структурные компоненты конфликта и обозначены признаки конфликта. Проанализированы разновидности и выявлены типичные причины возникновения конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях по трем направлениям: конфликты между преподавателями, конфликты между студентами и конфликты между преподавателем и студентами. Предложены к применению ряд мероприятий, способствующих предупреждению, управлению и регулированию конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях.

Мероприятия по снижению конфликтных ситуаций в ВУЗах следующие:

1. Внедрение программы по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, включающей в себя курс конфликтологии и управления конфликтами. Это позволит «освежить» или дополнить навыки преподавателей, по способам решений конфликтных ситуаций, так как в свою очередь, именно преподаватель может решить проблемные ситуации, увидеть их в зачатке и предотвратить. Особенно молодые преподаватели, которые имеют мало опыта, и важно, что бы при становлении карьеры преподавателя, молодой преподаватель научился этому.

3. Введение факультативных занятий для студентов по конфликтологии. Так как данный предмет, является важным не только в университете, но и в жизни.

4. Создание конфликтных отделов в высших учебных заведениях, в которые привлечены квалифицированные преподаватели и наиболее подготовленные студенты, после прохождения специального курса по разрешению конфликтов в ВУЗовской среде.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.

2. Гомелаури М. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М. Л. Гомелаури // Психологические исследования. Тбилиси: 1966. - С. 164-169.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев; – М.: Издательство "Российское педагогическое агентство", 1995. – 183 с.

4. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. – 287 с.

5. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; - М.: «Идея-Пресс», 2000. – 208 с.

6. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. - СПб.: «Лань», 1999. – 448 с.

7. Краткий психологический словарь: научное издание / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

8. Козер Л. Функции социального конфликта: пер. с англ. — М., 2000.

9. Куприянов Р.В. Конфликтология в социальной работе: учебно-методическое пособие / Р.В. Куприянов, Н.П. Ничипоренко. - Казань, 2003. - 48 с.

10. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель – студент: монография / Р.В. Куприянов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2011. – 196 с.

11. Лукин С.Е. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга / С.Е. Лукин, А.В. Суворов. - СПб., 1993. – 67 с.

12. Моргунов Е. Б. Конфликт: предотвращение и управление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/text/19176986.html, свободный.

13. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 440 с.

14. Полонников А. И. Порядок учебных ситуаций в контексте кризисного эксперимента // Анализ образовательных ситуаций: Сб. науч. статей / под ред. А. М. Корбута, А. А. Полонникова. – Минск, 2008. С. 136–178.

15. Характерные причины конфликтов во взаимодействии студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect10.htm, свободный

16. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. (ЭБС Znanium)

17. Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014. – 576 с.


[1] Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014. – 576 с.

[2] О.Н. Гомыранова Межличностный конфликты во взаимоотношениях студентов вузов / Гуманитарные исследования. Вестник АГТУ. 2006, №5 (34)

[3] Характерные причины конфликтов во взаимодействии студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect10.htm, свободный

[4] Титкова Л. С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на нее (по материалам социологического исследования вузов Приморского края): Дис. канд. соц. наук. – Владивосток, 2004. – 170 с.

[5] Валиев И.С. Анализ и способы решения конфликтов в сфере высшего образования // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section13.html, свободный.

[6] Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995. – 183 с.

[7] Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014. – 576 с.

[8] Шейнов В.П. Управление конфликтами / В.П. Шейнов. – СПб: Питер, 2014. – 576 с.

[9] Валиев И.С. Анализ и способы решения конфликтов в сфере высшего образования // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: https://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2012/section13.html, свободный.

 

[10] Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. (ЭБС Znanium)

[11] Там же



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: