Внутренний конфликт Базарова.




Вступительное слово преподавателя

Мы должны будем разобраться и понять, в чем трагедия Евгения Базарова, почему, по замыслу автора, он обречен на гибель. Но сначала нужно узнать, что означают в литературоведении такие понятия, как «трагедия», «трагический герой»? Дома вы должны были найти определения этих терминов.

 

2. Трагедия – это гибель, тяжкие страдания личности. Трагедия, ставя человека перед лицом смерти, как бы освещает смысл его жизни и смысл жизни вообще. В трагедийном произведении развитие сюжета построено не только и не столько на столкновении каких-либо героев, сил, идей, принципов, сколько на борьбе героя с самим собой. Поэтому существуют такие понятия, как внешний конфликт – столкновения героев с противостоящими ему силами, и внутренний конфликт, психологический – борьба героя с самим собой, со своими заблуждениями, слабостями, борьба между разумом и чувством и т.п.

 

Внешний конфликт романа.

О внешнем конфликте мы с вами уже говорили, это противопоставление Базарова всем остальным героям романа и столкновения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

- Почему именно столкновения Базарова и Павла Петровича?

Потому что ни один из персонажей романа ничем и ни в чем не превосходит Базарова и Павла Петровича по силе характера, по жизненным стремлениям, по решительности и смелости. Базаров и Павел Петрович – люди с ярко выраженным личностным началом, и это так или иначе признается всеми, кто их окружает. По утверждению Базарова, он не встретил никого, кто бы не спасовал перед ним, т. е. не почувствовал бы превосходство базаровской индивидуальности. Но и у Павла Петровича Тургенев отмечает «орлиный взгляд» и «стремление вверх, прочь от земли…»

- Вспомните, кто побеждает в спорах Базарова и Павла Петровича? Почему?

В их спорах нет победителя и побежденного, так как нет абсолютно правого и неправого.

 

Таким образом, внешний конфликт романа не разрешен. Но наряду с внешним, конкретно-историческим конфликтом, каждый из них «проверен» внутренним конфликтом. Именно внутренний конфликт и делает Базарова «трагическим лицом»

- Какое испытание окажется важнейшим, определяющим судьбу Базарова?

- В какие отношения друг к другу поставит Базарова и Павла Петровича результат внутреннего конфликта?

- Как это отражено в идейном значении романа?

На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе дискуссии на сегодняшнем уроке.

 

Внутренний конфликт Базарова.

Говоря о внутреннем конфликте Базарова, о его борьбе с самим собой, необходимо ясно и четко представить, как те или иные его взгляды и убеждения изменяются, разрушаются, давая жизнь новым.

- Каким мы видим Базарова в столкновениях и спорах с Павлом Петровичем, в отношениях с Аркадием и другими героями романа?

1. Цель Базарова.

Базаров называет себя нигилистом и выступает за полное и беспощадное отрицание существующего в России социального порядка. Однако он не говорит и не указывает, во имя кого оно должно состояться, поэтому его нигилизм имеет не столько демократический, сколько анархический характер:

«Сперва нужно место расчистить, а строить – это уже не наше дело…» - говорит Базаров.

«Мы ломаем, потому что мы сила,» - замечает Аркадий, но Базаров с ним согласен, ведь Аркадий выражает не свои мысли, он подражает своему учителю Базарову.

 

2. Взгляды Базарова на народ.

Базаров называет себя демократом и утверждает, что знает народ и его нужды, так как его «дед землю пахал». Он не отворачивается, разговаривая с мужиком, и не нюхает наодеколоненный платок.

Базаров знает народный язык, речь его полна поговорок и пословиц, она точна, лаконична, выразительна, афористична:

«акация и сирень – ребята добрые,

народ мы тертый,

у твоего отца губа не дура,

дурь из него не вся вышла.»

Он говорит вместо заболеешь – «занеможешь »,

некрасиво – «неказисто»,

плохо – «худо»,

огорчается - «убивается».

 

3. Взгляды Базарова на науку.

Базаров – материалист. Он занимается естественными науками, и они, по его мнению, ведут к решению вопросов о причине и сущности вещей, они нужны как орудие уничтожения предрассудков и вразумления людей, их просвещения. Он занимается научными исследованиями и убежден, что все в мире постижимо, объяснимо и подвластно человеку.

Так он говорит: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра. Чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березкой. А нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества… Исправьте общество, и болезней не будет.»

4. Базаров о времени и обстоятельствах.

Базаров говорит: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду. Пускай же оно зависит от меня.»

Время для Базарова – это совокупность социальных, экономических, бытовых условий жизни, т.е. конкретно-историческая среда.

Базаров не верит в Бога, в судьбу, рок. В центре мироздания он ставит себя, человека: «И ведь тоже думал: «Не умру, куда, задача есть, ведь я гигант!»

5. Базаров об искусстве.

Отрицая все идеалистическое, он отрицает и искусство, культурное наследие прошлого. «Все это романтизм, чепуха, гниль, художество.»

Базаров высмеивает Николая Петровича, который играет на виолончели, цитирует Пушкина. Прекрасное Базаров измеряет степенью прямой пользы, которую из него можно извлечь. А в этом случае и «Рафаэль гроша медного не стоит», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Не признает Базаров и влияния искусства на человека, и потребности личности в прекрасном. В разговоре с ним Одинцова спрашивает его: «- Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастье, чем действительным счастьем, т.е. таким, которым мы обладаем? Или вы, может быть, ничего подобного не ощущаете?

- Вы знаете поговорку, - возражает на это Базаров. – Там хорошо, где нас нет…А мне в голову, точно, такие мысли не приходят.»

6. Базаров о природе.

Подобным образом относится Базаров и к природе. Он отрицает эстетическое воздействие природы на человека. «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

По-своему, как ученый-естествоиспытатель, Базаров любит природу (его интересует редкий экземпляр водяного жука, он радуется, что разрослась березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые», но ему чужды эмоции восторга, умиления перед красотами природы.

 

7. Базаров о любви.

Любовь Базаров понимает как физическое влечение полов друг к другу: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нет –ну, не надо, отвернись – земля клином не сошлась.»

Базаров, материалист, ученый-теоретик, начисто отказывает любви в каких-то духовных устремлениях, таинственности, загадочности: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду? И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»

Базаров смеется над историей любви Павла Петровича.

Дайте ответы на вопросы:

- Вам нравится такой Базаров? Почему?

- Но не даром учит народная мудрость: «Чему посмеешься, тому и

Послужишь.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: