Философско-правовые идеи И. Канта




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени

О.Е. Кутафина (МГЮА)

Специализация: Юрист в органах государственной и муниципальной власти

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

Доклад по философии права:

Философско-правовые идеи И. Канта

 

 

Выполнил обучающийся

1 курса магистратуры заочной формы обучения

МЗ13 группы

Белоусова Александра Сергеевна

 

 

Вологда 2021

Философско-правовые идеи И. Канта

Развитие философско-правовых представлений в XVIII–XIX столетиях связано с появлением нескольких концепций, которые содержат объяснение основ права[1]. Именно они коренным образом отличаются от всех предыдущих пониманий права. В более ранние эпохи рассмотрения особенности правовых отношений носили фрагментарный характер в составе политико-литературных произведениях. Немецкие же классики, такие как, Кант и Гегель, подлинно определили философские теории права.

Иммануил Кант серьезно занялся философией права и пришел к обоснованию права в качестве самостоятельной идеи чистого практического разума лишь на заключительном этапе своего творчества. Мыслитель обосновывал право, исходя из принципов практического разума, и в результате подчинил право морали. Этот вывод, в общем виде, не лишен оснований, несмотря на то, что различные варианты его интерпретаций и конкретизации не в равной мере достоверны и нуждаются в дополнительной аргументации[2]. Теоретические и практические вопросы, касающиеся обоснования права и его места в современном мире и предшествовавших исторических формациях, зачастую требуют глубокого философского обоснования. Одним из возможных путей решения проблем выступает обращение к классической философской мысли, в том числе в тех ее формах, которые нашли свое воплощение в творчестве философа.

В своих рассуждениях И. Кант ссылается на то, что во всех человеческих поступках – даже таких, которые имеют своей основой злобу, глупость, тщеславие или страсть к разрушению, – проявляет себя некий изначальный «замысел» природы, её план и предвидение. Философ считает, что наивысшей целью природы является развитие всех ее задатков, которые заложены в человеке. При всем этом человек должен сам справиться с этой задачей, открыв тем самым для себя путь к счастью и совершенству, что будет возможно только при условии построения всеобщего правового гражданского общества. Все остальные задачи, согласно И. Канту, человечество может достигнуть лишь в случае обеспечения справедливого гражданского устройства. В нём найдут своё логичное разрешение все наиболее значимые исторические проблемы, которое сопровождает развитие человечества. По своей природе человек стремится к полной или, как утверждает И. Кант, «необузданной» свободе. Однако эта природная склонность людей мешает их совместному общежитию. Следовательно, в человеке уже заложено ограничение его свободы. Сама природа побуждает его образовывать гражданское общество, в котором обеспечено оптимальное сочетание данных человеческих наклонностей. Ограничения, накладываемые на свободу правилами совместной жизнедеятельности людей в гражданском союзе, приводят к формированию и развитию науки, культуры, искусства, а также к появлению цивилизации.

Нужно обратить особое внимание на то, что ограничение человеческой свободы, по И. Канту, выступает именно как положительный фактор, который и способствует прогрессу во всех областях жизнедеятельности людей. Будучи от природы существом свободным, человек обычно злоупотребляет своей свободой во вред другим людям, следовательно, ему необходим господин. Однако господин должен избираться из числа людей, т. е. тот, кто выбран управлять обществом, наделен теми же качествами, что и любые другие люди. Именно поэтому наиболее сложной задачей при организации наилучшего социального устройства является обеспечение справедливости. В ходе исторического развития человечества эта задача может быть решена не на ранних стадиях, а в более поздние эпохи, в таких социальных системах, где в общих чертах уже сформировано представление о «природе возможного государственного устройства» и имеется «добрая воля» для реального осуществления такого устройства. Однако добрая воля государственной власти в сочетании с требованиями общей справедливости является, по И. Канту, очень сложной проблемой. Она может быть решена не полностью, а лишь частично, поскольку «…из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа»[3].

Как считает И. Кант, истинная причина формирования гражданского правового государства кроется в противоречии природных задатков человека, наиболее полно проявляющем себя в системе социальных отношений. Такого рода вражда предрасполагает к потребности человека в общении с другими людьми и вместе с тем свойственные ему склонность к уединению и необщительность. И то и другое И. Кант считает базовыми природными наклонностями человека. Первая подталкивает его к союзу с другими людьми; вторая, обусловленная желанием действовать в соответствии со своей индивидуальной выгодой, вызывает осуждение и сопротивление со стороны окружающих индивидов, поскольку каждый из них обладает точно такими же качествами. Как следствие, человек вынужден постоянно бороться за устойчивость своего существования, защищать своё положение среди соплеменников, «…которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись. Здесь начинаются первые истинные шаги от грубости к культуре, которая, собственно, состоит в общественной ценности человека»3. И. Кант отмечает, что совокупность отрицательных качеств человека в их конфликте с положительными качествами, целесообразно направляемыми природой, не только приводит к формированию морали, цивилизации и культуры, но и обусловливает потребность в правовом регулировании природных устремлений людей. Вражда между индивидами предопределена их природными задатками, но сама же природа подталкивает их к устранению этой вражды, побуждая образовать правовое гражданское общество. Отмечается, что анализируемая И. Кантом проблема является весьма актуальной для нашей современности, поскольку выводит в ракурс рассмотрения целого комплекса проблемных вопросов в системе правоотношений, таких, как функционирование властных структур, свойственные им привилегии, степень ответственности за принятые решения и мера отражённой в них справедливости[4]. В данном контексте можно вспомнить и один из важнейших принципов правового государства, а именно равенство всех, в том числе, разумеется, и властных структур, перед законом. Стоит также заметить, что обезличение закона и всеобщность его распространения – это, по сути, намеренный приём, который может, по мнению сторонников теории правового государства, поставить в соответствие с правовой мерой и обеспечить возможность контролировать поведение и деятельность любого руководителя. Казалось бы, это дает достойное разрешение поднятой Кантом проблемы. Но здесь стоит поставить вопрос: кто именно должен будет приводить в действие законы? И как только люди задаются этим вопросом, поставленная И. Кантом проблема вновь становится актуальной. Может ли она быть разрешена окончательно? Чисто теоретически, да. Закон сможет действовать для всех без исключения только тогда, когда он превратится во внутренний регулятор человеческого поведения, станет устойчивой внутренней моральной нормой.

Но в этом случае следует признать, что он перестанет быть правовым законом в собственном смысле слова. Исходя из этого можно сформировать вывод о том, что если мы вправе допустить, что природа даже в проявлениях человеческой свободы действует не без плана и конечной цели, то эта идея могла бы стать весьма полезной; и хотя мы теперь слишком близоруки для того, чтобы проникнуть взором в тайный механизм ее устройства, но, руководствуясь этой идеей, мы могли бы беспорядочный агрегат человеческих поступков, по крайней мере в целом, представить как систему[5]. Иначе говоря, исторический процесс развития цивилизации человека доказывает закономерный процесс улучшения государственного устройства. Если же человеку удастся в полной мере выявить данные закономерности, это позволит с научной точностью объяснять реальные действия и предсказывать будущие трансформации государственных механизмов. С этим и связана излишне оптимистичная надежда немецкого философа на то, что «когда-нибудь, не очень скоро человеческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет исполнено» 5.

Фундаментальные идеи Канта о праве как способе обеспечения международного мира и пути к вечному миру приобретают особую актуальность в современных условиях интенсивного развития общеевропейского и мирового процесса в направлении к повсеместному признанию и постепенному утверждению идей господства права, принципов свободы, равенства и самостоятельности человеческой личности[6].

Список литературы

 

1. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. 760 с.

2. Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Философско-правовые воззрения немецких классиков в контексте современной философии права Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2016. № 3. С. 185–194

3. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: индивидуальный и социальный аспекты. Самара: СГАСУ, 2012. 152 с.

4. Кант И. Собрание сочинений в 8 тт. Том 8. М., 1994. С.12-28

5. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для ВУЗов. НОРМА, 2005, 836

6. Туманов А. А. Предпосылки обоснования понятия права в критической философии И. Канта Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 2. С. 286-290.


[1] Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: индивидуальный и социальный аспекты. Самара: СГАСУ, 2012. 152 с.

[2] Туманов А. А. Предпосылки обоснования понятия права в критической философии И. Канта Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 2. С. 286-290.

[3] Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. 760 с.

[4] Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Философско-правовые воззрения немецких классиков в контексте современной философии права Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2016. № 3. С. 185–194

[5] Кант И. Собр.соч. в 8 тт. Том 8. М., 1994. С.12-28

[6] Нерсесянц В.С. Философия права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: