Урок литературы в 7 классе 02.11.21 (ДО)




Тема. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Изображение быта и нравов Киевской Руси.

Цели: образовательные: воскресить опоэтизированные Пушкиным страницы далёкого прошлого, провести сопоставительную работу «Песни…» с летописным источником; обучать навыкам анализа текста; познакомить с балладой и её особенностями; познакомить с периодом Средневековья конца 9- начала 10 века.

Развивающие: пробуждать активность каждого ученика, создавая на уроке проблемные ситуации, актуализирующие изучаемый материал; формировать навыки исследовательской работы: развивать умение работать над художественным образом и средствами его создания; уметь делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою точку зрения по этому поводу.

Воспитательные: способствовать пониманию того, что дружба и верность друзей - главные достоинства человека; побуждать учеников вникать в субъективные и объективные причины тех или иных поступков людей, попадающих в ситуацию нравственного выбора; воспитание культуры дискуссионной беседы: уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: работа с поэтическим текстом,комментированное чтение.

Методическое оснащение урока: презентация, актёрское чтение текста Ход урока

1.Орг.момент.Целеполагание. Вступительное слово об А.С.Пушкине. -Удивительный Александр Сергеевич…Величайший поэт всех времён и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. И сегодня урок посвящён ему. Мы начнём работу по изучению произведения «Песнь о вещем Олеге». Запись числа и темы на доске. -Наша задача убедиться в том, что поэта интересовали не только лирические произведения, но и исторические; попробуем проанализировать часть текста; сравним балладу Пушкина с летописным источником - Учитель А.С. всегда интересовался историей. Когда жил на юге в ссылке, побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил г. Щековицу, где похоронен князь Олег. Там же похоронена княгиня Ольга, жена киевского князя Игоря, правившего после Олега. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: " Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического". Из любви и интереса Пушкина к родной истории родились многие его произведения, в том числе и «Песнь о вещем Олеге». - Кто же такой князь Олег? Исторический комментарий. В 862 году в Новгород со своей дружиной прибывает князь Рюрик. Прокняжив 17 лет, Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, который не мог ещё управлять государством. Бразды правления принял родственник малолетнего князя – Олег. Именно Олег установил сильную княжескую власть, объединив северные и южные земли, и образовал могучее государство – Киевскую Русь. В народе его называли Вещим, т.е. мудрым, проницательным, дальновидным. Защищая молодую Русь, Олег водил дружины на хазар и в Константинополь (Царьград), к стенам которого прибил свой щит, что означало: «Мы взяли этот город под свою защиту». Он правил Русью ровно тридцать лет и три года. Именно столько правят сказочные герои. После смерти Олега власть перешла к его воспитаннику – Игорю, а позже к его жене – княгине Ольге. У Олега была большая дружина – отряд воинов, и слуги – младшие дружинники, которые назывались отроками. Во времена Олега ещё не было огнестрельного оружия и воины пользовались луками, копьями, мечами, секирами (холодное оружие в виде топора с длинной рукояткой). Для древнерусского воина огромную ценность представлял конь: только верхом воин мог преодолеть большие расстояния, имея на себе тяжелое вооружение и доспехи. Быть сброшенным с коня (быть спешенным, т.е. стать пешим) – для воина значил погибнуть. Мальчиков с детства обучали верховой езде. Неразделимую связь воина с конём объясняет обычай на похоронах воина (тризне) УБИВАТЬ ЕГО ЛЮБИМОГО КОНЯ. О смерти князя Олега существует народное предание, записанное в летописи, которое и использовал Пушкин для своего произведения. Прочтем отрывок из летописи (учебник стр.102-103) Это интересно! В глубокой древности наши предки, восточные славяне, были язычниками. Все явления природы они объясняли действиями особых сверхъестественных существ – богов. Их было много, но самым главным и почитаемым был Перун – бог грозы и войны. Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать волю богов, таких людей они называли «волхвами» или колдунами, волшебниками, кудесниками (от корня «чудо», к//ч). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса: могут управлять природой, общаться с потусторонними силами, предсказывать будущее, т.е. угадывать судьбу человека. Непростая история взаимоотношений князя Олега и волхва положена Пушкиным в основу сюжета. Написал балладу. Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом. (записать в тетрадь) - Ребята, когда вы будете слушать «Песнь о вещем Олеге», подумайте, сумел ли Пушкин сохранить дух старины в своём произведении? (проблемный вопрос)и можно ли это произведение назвать балладой. Слушание в исполнении актёра с презентацией. III. Содержание баллады.   Пушкин сумел в своём произведении сохранить дух старины.   А как удалось автору перенести читателей в такой далёкий от нас десятый век? Какие особенности есть в языке произведения? - в языке «Песни» много старинных слов, которые теперь не употребляются, а встречаются только в исторических книгах. - много устаревших форм слов, славянизмов. - эти слова напоминают нам о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили в очень давние времена. Словарная работа (соотнести слова с их значением) Каким словам из колонки соответствуют объяснения из облака (письменно) Продолжение беседы -Почему эти картины древнего прошлого мы словно видим своими глазами? О каких сторонах жизни древней Руси здесь рассказывается? Как вы понимаете значение эпитета «неразумным» хазарам? Кем является князь? Почему он назван «вещим»? О каком древнем обычае рассказано в эпизоде встречи князя с кудесником? Как отнёсся князь к предсказанию кудесника? Трудное – и роковое – решение… -Удовлетворён ли князь тем решением, которое, как ему кажется, он вынужден принять? - Но насколько глубока привязанность князя к своему «верному товарищу»? Нет ли уже в первой части намека на то, что он внутренне готов расстаться со своим конем? - Обещание кудеснику: «В награду любого возьмешь ты коня». -А как вы думаете: от старости ли умер конь князя Олега?(докажите свою точку зрения)   поПочему князь в минуту торжественных воспоминаний вновь спрашивает о коконе? Запишемосновную художественную идею баллады. -Пушкин утверждает ценность дружбы во всех проявлениях: будь то дружба человека с его четвероногим товарищем… Обобщение. -Это нравственный урок седой истории, запечатленный навек древними летописями и поэтически преображенный вдохновением великого поэта.   Д/з.: 1. На «4»и «5» отрывок сначала до слов: «И вижу твой жребий на светлом челе» на «3»- до слов «В награду любого возьмешь ты коня» наизусть   2) подготовить сообщение о князе Олеге или Древней Руси (по желанию) в тетради – на дополнительную оценку «5»       Слайд№2   Запись в тетради     Слайд№3   Слайд№4  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: