Традиция коллекционирования в европейской культуре в эпоху Раннего Нового времени




Процесс становления музея как социокультурного института начинается в одну из величайших эпох европейской истории — в эпоху Возрождения.

Одним из следствий стремления ренессансной

личности к постижению окружающего мира стал бур-

ный расцвет коллекционирования. В отличие от бесси-

стемного собирательства средневековой эпохи оно

приобрело целенаправленный характер. В центре вни-

мания коллекционеров оказалось прежде всего антич-

ное наследие, ведь оно считалось первоисточником

знаний. Пытаясь восстановить утраченные в средние

века связи с культурными традициями античности, гу-

манисты искали и собирали любые материальные сви-

детельства о греко-римской цивилизации — • рукописи,

монеты, скульптуру, фрагменты архитектуры, геммы,

домашнюю утварь, надписи на камне и металле. Одним

из первых обладателем коллекции античных монет и

медалей стал знаменитый поэт и родоначальник

гуманистического движения в Италии Франческо Пет-

рарка. Гуманист Поджо Браччолини, чья неустанная

деятельность вновь открыла миру труды Витрувия,

Плиния Старшего, Павсания, Филострата, питал осо-

бый интерес к древним надписям, коллекционируя на-

ряду с античными монетами и скульптурой эпиграфи-

ческие памятники.

 

Открытое гуманистами античное искусство, изме-

нив эстетические представления эпохи, стало вызывать

восторженное преклонение. Оно начало восприни-

маться как источник не только знаний, но и эстетичес-

кого наслаждения. Желание собирать и хранить клас-

сическое наследие появилось у светских правителей и

римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов.

 

 

Почетное место в ренессансных собраниях стали

завоевывать и произведения современных скульпторов

и живописцев. Сама сфера искусства в значительной

степени была зеркалом перемен, происходивших в ту

эпоху. Художник постепенно избавлялся об обяза-

тельной прежде принадлежности к цеху, начинался

расцвет светского заказа и меценатства, благодаря ко-

торым можно было не думать о «хлебе насущном». Ис-

кусство стремилось освободиться от церковных канонов

и овладеть новыми приемами в отображении красоты и

многообразия реального мира. Появилось «искусство

ради искусства». Его оценивали уже на основе

эстетических критериев. Причем к началу XVI в.

достойными коллекционирования стали считать не

только законченные произведения, но и эскизы, этюды,

наброски.

 

 

Европейской известностью пользовалось, напри-

мер, собрание итальянского гуманиста, историка и

прелата Паоло Джовио — Музей Паоло Джовио

(Musaeum Jovianum). С 1520 г. он стал собирать на вил-

ле в Комо живописные портреты великих людей ми-

нувших веков и своих современников — ученых, по-

этов, художников, монархов, пап и военачальников. В

собрание входили как оригинальные полотна, так и

копии. Некоторые портреты представляли собой ре-

конструкции, созданные на основе скульптурных про-

изведений, изображений на монетах и медалях, а ино-

гда и фантазий самого Паоло Джовио, если ему не уда-

валось найти достоверное изображение. Каждый

портрет сопровождался «Похвальным словом» — ла-

тинским текстом, содержащим краткое жизнеописание

портретируемого лица.

Мощный импульс развитию коллекционирования

дали Великие географические открытия XV —XVI вв.,

благодаря которым взорам европейцев предстали не-

ведомые прежде далекие миры Америки, Африки,

Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Экзотичес-

кие одежда и оружие, посуда и домашняя утварь стали

оседать в собраниях коллекционеров сначала через

посредничество мореплавателей, а затем и специаль-

ных агентов. Не меньшим спросом, чем творения неве-

домых народов, пользовались образцы экзотической

флоры и фауны, прежде всего те, что поражали глаз

своей окраской, формой или размерами.

 

 

Зарождающееся опытное естествознание ставило задачу изучения окружа-

ющего мира во всем его многообразии, а для этого

нужны были и обычные, хорошо известные образцы

флоры, фауны, минералов. Стали появляться естест-

венно-научные коллекции систематического характера,

служившие исследовательской базой для первых

естествоиспытателей.

Родиной европейского коллекционирования нередко называют Италию, где уже в начале XV в. вслед за гуманистами рукописи, предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов. Художественными сокровищами наполняли свои дворцы богатейшие флорентийские семьи Ручеллаи, Строцци, Торнабуони, Каппони, но пальму первенства среди них держал род промышленников и банкиров Медичи.

 

Ренессансные коллекции отличались неоднород-

ным характером: в них соседствовали картины и мине-

ралы, скульптура и астрологические инструменты, ан-

тичные древности и кокосовые орехи. Этот универ-

сализм отражал интеллектуальную неугомонность

эпохиг ее стремление познать весь окружающий мир и

законы его развития.

В развитии коллекционирования произо-

шли важные качественные изменения. Владельцы ряда

собраний стали демонстрировать отобранные ими

предметы в соответствии с определенной концепцией и

с учетом восприятия создаваемых экспозиций

сторонним зрителем. К работе над этими экспозициями

часто привлекались гуманисты, художники, вы-

дающиеся архитекторы. Так появились первые му-

зейные учреждения, степень доступности которых

зависела исключительно от воли владельцев. Одни

открывали двери только для титулованных особ и

придворных художников, другие же считали воз-

можным показывать свои экспозиции более широкому

кругу лиц.

 

В том многообразии терминов, которыми ренессансные

коллекционеры называли помещения, где они экспонировали

свои собрания, наиболее распространенными были «галерея»-

и.«кабинет». Галерея представляла собой зал удлиненной

формы, одну из продольных сторон которого прорезывал

сплошной ряд больших окон. Простор и обилие света делали ее наи-

более подходящей архитектурной постройкой для экс-

понирования произведений живописи и скульптуры.

Кабинет (или камера) представлял собой помещение гораздо

меньших размеров, как правило, квадратной формы.

Обычно в нем хранились разного рода редкости, есте-

ственнонаучные образцы и произведения искусства

небольшого формата.

 

Существовали и термины, говорившие в первую очередь

о составе собрания или о той деятельности, которая

осуществляется на его основе. Например, словом «ан-

тикварий» называли собрание античных древностей,

преимущественно произведений скульптуры, и место

для его экспонирования. Понятие «студиоло» означало небольшой приватный кабинет (комнату) во дворце для гуманистических занятий. Там размещались различные коллекции – картины, книги, монеты или медали, камеи или гобелены, античные камни – в зависимости от увлечений.

 

Возрождая античные ценности и

традиции, Ренессанс вернул в культурный

обиход человечества

Средневековье слово «музей», но при этом

наполнил его совершенно новым смыслом.

Сначала это понятие стало синонимом

слова «коллекция».

Позже музеем стали называть не

только коллекцию, но и помещение, в котором

она хранится.

 

 

Как Галерея статуй изначально создавалась во Флоренции знаменитая

галерея Уффици; лишь со временем в ней появилось собрание универсального характера. Делалось это с целью восхваление рода Медичи и их деяний, прославление силы и великолепия. Галерея Уффици уже не входила в состав частных апартаментов герцога, а была

экспозиционным залом, доступным для обозрения всем желающим.

 

Во второй половине XVI в. пышность и великолепие европейских дворов

оценивались уже не только по роскоши приемов, но и по наличию собрания красивых, диковинных и экстравагантных вещей, которое выполняло прежде всего представительные функции. Яркими образцами подобных собраний наряду с Трибуной галереи Уффици могут служить и кунсткамеры Центральной Европы. Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Конкретное содержание кунсткамер составляли предметы, не соответствовавшие существовавшим в то время представлениям о простом и заурядном. Особое внимание к ним было вызвано не только присущей человеку тягой ко всему необычному и соображениями престижа, но и тем, что именно редкое и диковинное, как считалось, нагляднее всего способно передать многообразие мира. При всей своей индивидуальности интерьер каждой из кунсткамер отражал типичные для своего времени принципы размещения предметов и организации внутреннего пространства. Верхнюю часть плоскости стен обычно занимали картины, которые развешивались несколькими рядами, а иногда и полностью покрывали часть стены от потолка до пола (Шпалерная развеска). Ниже ярусов картин и в простенках между окнами часто помещали оружие и охотничьи трофеи. С потолка могли свисать чучела рыб и животных, которые нередко стояли и на полу вместе с другими крупногабаритными предметами.

 

Немаловажными в 16-17 веке оказываются и естественно-научные кабинеты. Ключ к исследованию и раскрытию тайн окружающего мира многие видели в коллекционировании и естественно-научных кабинетах. Их появление – результат возникшей потребности в специальных хранилищах — кабинетах и ботанических садах, с помощью которых можно было контролировать все возрастающий поток естественно-научных материалов и приносимых ими новых данных. Всё это является следствием развития наук (особенно естественных) в ту эпоху.

 

XVII столетие часто называют «золотым веком» коллекционирования вслед за Италией,Францией, Испанией, Австрией и Германией на поприще целенаправленного собирательства вступили страны, мало затронутые ренессансными веяниями и потому прежде не проявлявшие особой активности на коллекционерской стезе — Англия, Швеция, Дания. Социальный состав коллекционеров существенно расширился в сравнении с предшествующим столетием, среди владельцев кабинетов были короли и герцоги, министры и придворные, банкиры и адвокаты, врачи и художники, поэты и ювелиры, садовники и торговцы. Проникая во все слои европейского общества, коллекционирование становилось неким всесословным и вненациональным явлением. В целом оно продолжало сохранять универсальный характер, и большинство из создававшихся собраний включали самые разнообразные предметы — картины, скульптуру, изделия художественного ремесла, монеты, медали, книги, инструменты, чучела животных и рыб, засушенные растения.

 

Предназначение дворцовых галерей: создавались не в просветительных, а в репрезентативных целях. В них не только хранились и экспонировались художественные коллекции, но и проходили приемы важных особ, устраивались празднества и торжества. Главная цель экспозиции дворцовой галереи состояла в том, чтобы прежде всего создать ощущение богатства и великолепия. Следуя исключительно декоративному принципу, картины в галереях располагали на стене без наклона, рама

к раме, несколькими рядами от потолка до пола. Подобно коврам они полностью закрывали стены, поэтому такая развеска живописи получила название

«ковровая», или «шпалерная». Произведения подбиралась не по национальным школам или хронологическому принципу, а исключительно по своим декоративным качествам.

 

Главный лозунг деятелей в музейной сфере в эпоху Просвещения звучал

примерно так: коллекции, служащие удовольствию немногих, должны стать доступны всем.

 

 

Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получил название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

В 1656 г. появился первый каталог этого собрания под названием «Музей Трейдескантов». Составлять его и систематизировать коллекции Джону Трейдесканту-младшему помогал друг ЭлиасАшмол, юрист и коллекционер. Впоследствии он унаследовал Музей Трейдескантов, присоединил к нему свое собрание книг и нумизматики и в 1667 г. передал Оксфорду на условиях экспонирования коллекций в отдельном помещении. В мае 1683 г. состоялось открытие музея.

За небольшую плату и в составе организованных групп его

могли осматривать все желающие, а трижды в неделю

здесь читались лекции по химии.

Публичный музей национального масштаба появился в Англии спустя семь десятилетий. Его основателем стал врач и натуралист, президент Лондонского Королевского общества Хэнс Слоун. В 1759 г состоялось открытие Британского музея. Несмотря на то, что музей создавался как публичный, призванный служить интересам всех членов общества, его первоначальный Устав и правила посещения, разработанные Советом попечителей, явственно давали понять, что музей существует прежде всего для ученых, писателей и художников. Допуск других категорий посетителей рассматривался как «широко распространенный, но менее полезный».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: