Понятие тестовой задачи, виды элементарных в первом классе. Способы решения простых и составных задач. Анализ задачи.




Классификация простых задач

Научить детей решать задачи значит научить их устанавливать связи между данными и искомыми и выбрать соответствующие арифметические действия.

1группа: Теоретическая основа выбора арифметического действия.

1тип: Задачи на нахождения суммы двух чисел.

А) В вазе было 5 нарциссов и 3 тюльпанов. Сколько всего было цветов?

Б) На ветки сидели 5 птиц, прилетели 3. Сколько птиц стало на ветке?

В) На одной тарелке 5 апельсинов, на другой 3, на третьей столько сколько на 1-ой и 2-ой тарелке вместе. Сколько на третьей тарелке?

2 тип: Задачи на нахождение разности чисел

В гараже было 5 машин, 3 машины уехало. Сколько осталось машин?

3тип: Задачи на нахождения суммы одинаковых слагаемых (умножение).

А) В жилом уголке жили кролики в 3 клетках по 5 кроликов в каждой. Сколько всего кроликов?

Б) Купили 3 карандаша по 5рублей каждый. Какая стоимость покупки?

4тип: Задачи на деление на равные части.

12 конфет раздали 3 детям поровну. Сколько конфет получил каждый ребенок?

Выделяют 4 уровня усвоения знаний:

1.Узнавание: решить задачу.

2. Воспроизведение: решить аналогичную задачу.

3.4. Понимание и применение: обратная задача, составление задачи и решение по графическому рисунку.

5тип: Задачи на деление по содержанию

А)12 конфет раздали детям по 3 конфеты каждому. Сколько детей получили конфеты?

Б) За карандаши заплатили 15р. по 5 р. за каждый. Сколько карандашей купили?

2 группа: Теоретическая основа выбора арифметического действия. Связь между компонентами и результатами арифметических действий.

1тип: Задачи на нахождение неизвестного 1-ого слагаемого по известной сумме и 2-ому слагаемому.

В коробке было несколько красных карандашей и 3 синих карандаша. Всего в коробке 5 карандашей. Сколько красных карандашей?

2тип: Задачи на нахождение неизвестного 2-ого слагаемого по известной сумме и 1-ому слагаемому.

На пруду плавало 5 лебедей, 2 из них были черные, а остальные белые. Сколько белых?

3тип: Задачи на нахождения неизвестного уменьшаемого по известному вычитаемому и разности.

На полке стояло несколько книг, когда 3 книги взяли, то на полке осталось 2 книги. Сколько было?

4тип: Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого по известным разности и уменьшаемом.

На полке стояло 5 книг, когда несколько взяли. Остались 2 книги. Сколько книг взяли?

5тип: Задачи на нахождение 1-ого множителя по известному произведению и 2-ому множителю.

Если задуманное число умножить 3, то получится 15. Чему равно задуманное число?

6тип: Задачи на нахождения 2-ого множителя по известному произведению и 1-ому множителю.

Если число 5 умножить на задуманное число, то получится 15. Какое задуманное число?

7тип: Задачи на нахождение неизвестного делимого по известному частному и делителю.

Неизвестное число разделили на 3 получили 5. Какое неизвестное число?

8тип: Задачи на нахождение неизвестного делителя по известному частному и делимому.

Число 15 разделили на неизвестное и получили 5. Чему равно неизвестное число?

3группа: Теоретическая основа выбора арифметических действий. Понятие разности и кратного отношения, а также новый смысл арифметических действий.

1тип: Задачи на разностное сравнение (на сколько меньше)

В вазе 5 тюльпанов и 3 нарцисса. На сколько меньше нарциссов, чем тюльпанов?

2тип: Задачи на разностное сравнение (на сколько больше)

В вазе 5 тюльпанов и 3 нарцисса. На сколько больше тюльпанов, чем нарциссов?

3тип: Задачи на краткое сравнение (во сколько раз меньше)

А) В вазе 15 тюльпанов и 3 нарцисса. Во сколько раз меньше нарциссов, чем тюльпанов?

Б) В вазе а тюльпанов и b нарциссов. Во сколько раз тюльпанов меньше, чем нарциссов?

4тип: Задачи на кратное сравнение (во сколько раз больше)

В вазе 15тюльпанов и 3 нарцисса. Во сколько раз больше тюльпанов, чем нарциссов?

5тип: Задачи на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме

В вазе 5 тюльпанов, а нарциссов на 3 больше, чем тюльпанов. Сколько нарциссов в вазе?

6тип: Задачи уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.

В вазе 5 тюльпанов, а нарциссов на 3 меньше, чем тюльпанов. Сколько тюльпанов в вазе?

7тип: Задачи на увеличение числа в несколько раз в прямой форме.

В вазе 5 тюльпанов, а нарциссов в 3 раза больше, чем тюльпанов. Сколько нарциссов в вазе?

8тип: Задачи на уменьшение числа в несколько раз в прямой форме.

В вазе 15 тюльпанов, а нарциссов в 3 раза меньше, чем тюльпанов. Сколько нарциссов в вазе?

9тип: Задачи на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме.

В вазе 5 тюльпанов, это на 3 цветка меньше, чем нарциссов. Сколько нарциссов в вазе?

10тип: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.

В вазе 5 тюльпанов это в 3 раза меньше, чем нарциссов. Сколько нарциссов в вазе?

11тип: Задачи на увеличение числа в несколько раз в косвенной форме.

В вазе 15тюльпанов это в 3 раза меньше, чем нарциссов. Сколько нарциссов в вазе?

12тип: Задачи на уменьшение числа в несколько раз в косвенной форме.

В вазе 15тюльпанов это в 3 раза больше, чем нарциссов. Сколько нарциссов в вазе?

Некоторые авторы выделяют 4 группу задач, где теоретическая основа выбора арифметических действий. Связь между величинами (задачи на тройки пропорциональных величин, например цена-количество- стоимость), а также 5 группу, где теоретическая основа выбора арифметических действий. Смысл понятий «Доли и дроби» (задачи на нахождение доли числа и числа по его доле)

Творческие и аналитические упражнения по работе с задачами

Виды упражнений:

1.Сравнение задач (текст задачи, отвечая на вопросы «чем похожи? Чем отличаются? 1 задачу на весь класс и у доски, разновидности задач)

А) Взаимообратные задачи

Задача на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме.

В вазе 5 тюльпанов, а нарциссов 3 больше. Сколько нарциссов в вазе?

Задача на уменьшение числа на несколько единиц в прямой форме.

В вазе 5 тюльпанов, а нарциссов 3 меньше. Сколько нарциссов в вазе?

Б) Задачи. Которые дети смешивают.

На разностное сравнение

В вазе 15тюльпанов и 3 нарцисса. На сколько меньше нарциссов, чем тюльпанов?

На кратное сравнение

Во сколько раз меньше нарциссов, чем тюльпанов.

В) Задачи одного вида, но с разными сюжетами.

2. Преобразование задач

После решения задачи детям предлагается изменить что-либо в тексте задачи. Вывод: изменилось решение. Может измениться числовые данные, условия, вопрос в задаче.

3. Составление и решение обратных задач.

4. Решение задач разными способами.

Одна доярка надоила 114л. молока, а другая 152л. Это молоко разлили в бидоны по 38л в каждый. Сколько потребовалось бидонов?

5.Решение задач отличающихся от стандартных

А)Задача с недостающими или лишними данными.

Б) Задачи в косвенной форме

В) Задачи повышенной трудности

Г) Задачи с условными числами или буквенными данными

Д) Логические задачи

Е) Задачи шутки

6. Аналитические упражнения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: