Домашняя работа. Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Новаторство драматургии Г.Ибсена




28.04

Домашняя работа

Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Новаторство драматургии Г.Ибсена

Сегодня на занятии мы:

– поговорим о европейской драматургии XIX века,

– узнаем, что такое «новая драма»,

– познакомимся с творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Проблемные вопросы:

Как развивалась европейская драматургия в XIX веке?

Что такое «новая драма»?

Почему она появилась?

И кто считается создателем европейской «новой драмы»?

Ответы на эти вопросы мы будем искать на сегодняшнем уроке.

Мы уже знаем, что русское драматическое искусство пережило в XIX веке сразу две революции. Сначала русский театр полностью изменил Александр Николаевич Островский.

Потом Антон Павлович Чехов, который жаловался на низкое качество пьес репертуарных театров. А что же происходило в театрах Европы?

Европейский театр тоже нуждался в реформах! При этом качество пьес, которые создавались для сцены, было на высоте. Основная проблема была в том, что темы, идеи, конфликты этих пьес были очень далеки от современной жизни. Настолько далеки, что даже их структура и привычные средства художественной выразительности казались устаревшими, неуместными и фальшивыми. Вот поэтому и появилась «новая драма».

«Новая драма» ‒ это обобщённое название для ключевых новаций европейского театра 1860-х–1890-х годов. В первую очередь, это социально-психологическая драматургия. Изначально «новая драма» тяготела к критическому реализму и даже натурализму, стараясь точно перенести на сцену повседневную жизнь.

Помните, как у Чехова? «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Но называть «новую драму» натурализмом на сцене было бы неправильно. Европейская «новая драма» находилась под влиянием романтической драматургии. А в пьесах европейских драматургов конца XIX века есть элементы импрессионизма и символизма.

На наших уроках мы уже не раз говорили о том, что XIX век – это эпоха образования мировой литературы. Отмечается взаимопроникновение и взаимное влияние национальных литератур. Одновременно возникают одни и те же идеи, темы и тенденции. И в «новом театре» Чехова очень много общего с европейской «новой драмой» конца XIX века. Вот, посмотрите.

В «новой драме» меняется тип конфликта. Теперь это не конфликт чувства и долга, как в классицизме. И не романтический конфликт исключительного героя и общества. Основной конфликт «новой драмы» ‒ это столкновение человека с враждебной ему действительностью.

Как и в чеховском «новом театре», в «новой драме» меняется роль ремарок. Они теперь выполняют не только технические функции. С помощью ремарок расставляются нужные акценты в диалогах и создаётся настроение пьесы. Как следствие, возникает явление, которое мы знаем как «подводное течение». То есть внутренний, подспудный конфликт, не зависящий от конфликта внешнего.

Завязка основного конфликта часто выносится за рамки пьесы, а финал остаётся открытым. Герои и проблематика пьес «новой драмы» становятся сложными и неоднозначными.

Создателем «новой драмы» считают норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком норвежском городке Шиен. Его отец был богатым судовладельцем, а мать – дочерью торговца. Когда мальчику исполнилось 8 лет, фирма его отца разорилась. Многие знакомые и друзья Ибсенов отказались общаться с ними. Генрику и его родным приходилось терпеть насмешки окружающих. Это больно ударило по психике мальчика. Генрик замкнулся в себе.

В школе раскрылись творческие способности Генрика Ибсена. Мальчик поражал учителей своими сочинениями и проявлял талант к живописи. Но для того, чтобы прокормиться, нужна была специальность, которая обеспечит стабильный доход.

И поэтому в пятнадцать лет Генрику Ибсену пришлось работать помощником аптекаря в маленьком провинциальном городке Гримштадт. В аптеке Ибсен проработал 5 лет. В это время он готовился к поступлению в университет, занимался журналистикой, писал стихи и эпиграммы, а также рисовал карикатуры на горожан.

Период европейских революций 1848–1849 годов вдохновил Ибсена на создание тираноборческой драмы «Катилина». Свою первую драму Ибсен опубликовал под псевдонимом. А деньги на публикацию книги ему собрали друзья. В этот же период Ибсен создаёт одноактную пьесу «Богатырский курган» о норвежских викингах.

Стоит заметить, что Генрик Ибсен был большим знатоком скандинавской мифологии и героических сказаний. В ранних исторических пьесах молодого драматурга отчётливо звучали национально-освободительные мотивы. Ведь его родная Норвегия долгие годы была подчинена Дании, а затем и Швеции.

В 1850 году Генрик Ибсен переехал в столицу Норвегии Осло, которая в те времена называлась Христианией. Молодой человек мечтал поступить в университет, но эти планы не осуществились. Ибсена поглотила активная политическая жизнь. Он пишет статьи для газет и журналов, преподаёт в воскресной школе для рабочих, ходит на митинги и демонстрации.

В этот период Ибсен знакомится с Бьёрнстьерне Бьёрнсоном, драматургом и крупной фигурой в театральной и общественной жизни Норвегии. Благодаря этому знакомству Генрик Ибсен получает должность художественного руководителя первого Норвежского национального театра в Бергене. Это способствовало его росту как драматурга. Во-первых, пьесы Ибсена теперь чаще ставились на сцене. Во-вторых, молодой драматург теперь мог на практике изучить все законы театра, увидеть, как работает тот или иной приём в пьесе, когда её играют актёры.

В 1858 году Ибсен женился на дочери бергенского священника Сюзанне Торесен. У них родился единственный сын Сигурд, который впоследствии стал известным журналистом. А внук драматурга выбрал карьеру кинорежиссёра. Он снял первый норвежский звуковой фильм и экранизировал одну из пьес своего знаменитого деда. Генрик Ибсен был счастлив в браке и всю жизнь любил только одну женщину – свою жену.

В 1864 году Ибсену вместе с семьёй пришлось уехать в Италию. Одной из причин отъезда было категорическое несогласие с политикой норвежских властей. Другой причиной стала травля, которую развернули против Ибсена после выхода пьесы «Комедия любви». В ней драматург беспощадно бичевал мещанство норвежского общества. Этого ему не простили.

За границей драматург прожил около 30 лет. Именно там были написаны пьесы, которые прославили его на весь мир: «Бранд», «Пер Гюнт», «Столпы общества», «Кукольный дом», «Враг народа» и многие другие.

Интересно, что пьесу «Пер Гюнт» на родине драматурга поначалу не приняли. Популярной она стала во многом стараниями другого знаменитого норвежца – композитора Эдварда Грига.

По просьбе Ибсена Григ написал музыку для постановки пьесы «Пер Гюнт». Музыка была так хороша, что не только заставила полюбить пьесу, но и стала восприниматься как отдельное произведение.

Исследователи выделяют три этапа творчества Генрика Ибсена. И соответственно драмы Ибсена делятся на три категории.

Первый этап называют национально-романтическим. Это этап историко-героических пьес. «Катилина», «Воители в Хельгеланде», «Богатырский курган» и так далее.

Второй этап творчества Ибсена называют реалистическим. В это время написаны философские драмы «Бранд» и «Пер Гюнт». Пьесы «Столпы общества», «Враг народа», «Кукольный дом» и другие.

Третий этап творчества называют социально-психологическим. В позднем творчестве драматург достигает вершин психологизма. В этот период создаются такие пьесы, как «Дикая утка», «Женщина с моря» и «Строитель Сольнес».

На родину Генрик Ибсен вернулся только в 1891 году. В мае 1906 года великий норвежский драматург умер после долгой тяжёлой болезни.

Популярность Генрика Ибсена была огромной и в европейских странах, и в России. В начале XX века пьесы Ибсена ставились на сценах многих русских театров. О творчестве великого норвежца писали статьи Иннокентий Анненский и Леонид Андреев, Александр Блок и Андрей Белый, Всеволод Мейерхольд и Дмитрий Мережковский. Во всём мире его причисляют к властителям дум своей эпохи. А влияние Ибсена на развитие мировой драматургии невозможно переоценить. Под непосредственным воздействием Ибсена формируется творчество таких драматургов, как Б.Шоу и Г. Гауптман.

И дело не только в том, что Ибсен поставил вопросы, которые волновали его современников. Талант и новаторство Ибсена-драматурга заключались в том, что зритель вынужден был искать ответы на эти вопросы. Ибсен вскрыл сложность и противоречивость жизни, принудил своих зрителей отказаться от традиционного деления героев на положительных и отрицательных, воспринимать их целостно, со всеми их разногласиями.

Ярчайшее новаторство Ибсена проявилось в строении его пьес. Ибсен использовал композицию, которую принято называть аналитической. В такой композиции важную роль играет тайна, события, которые происходили задолго до представленных на сцене, но именно эти события вызвали ситуации, в которых оказались герои. Эта композиция была известна еще в Древней Греции.

У Ибсена «экспозиция», как правило, распространяется на все действие, и только в последних сценах тайное становится явным.

Характерная черта ибсеновских драм – это то, что они являются разрешением давно назревших конфликтов. Каждая пьеса Ибсена представляет собой как бы последний этап жизненной драмы, ее развязку. Многие важнейшие события отнесены в прошлое, в предысторию пьесы. Все главные герои Ибсена хранят про себя заветную тайну, и она постепенно становится известной зрителям. Иногда это позорная или преступная тайна, как у консула Берника («Столпы общества»), Ребекки Вест («Росмерсхольм»), строителя Сольнеса и многих других. Иногда это святая тайна, история долгого самопожертвования, как у Норы или фру Альвинг. При этом вся пьеса превращается в картину расплаты за ранее совершенное, будь это преступление или ошибка.

Разоблачение того, что было с героями в прошлом, вызвано событиями настоящего времени, и чем больше читателю или зрителю открывается тайн их прошлого, тем яснее причина, вызвавшая катастрофу. С помощью ретроспективной техники Ибсен выявляет истинное положение дел, скрытое за оболочкой внешнего благополучия. «Узнание» тайны для него –важнейший способ исследования не только сценических характеров, но и жизни в целом, во всем богатстве ее проявлений, противоречий и возможностей.

Г. Ибсен использует аналитическую композицию, чтобы показать несоответствие между внешними проявлениями жизни и ее настоящей сущностью. Он хорошо знал проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, понимал, что внешнее благополучие скрывает немало трагедий. Аналитическая композиция, по Ибсену, означала раскрытие внутреннего трагизма, который скрывается за внешне спокойной действительностью. Аналитическая композиция определяется и тем, какую роль в судьбе героев сыграют события, которые состоялись задолго до начала действия. Сюжетные тайны становятся движущими силами в развертывании действия, в развитии характеров героев.

Постепенное приближение к тайне создает сюжетное напряжение, а окончательное раскрытие – развязку, которая определяет дальнейшую судьбу героев. Такое строение дает возможность создать очень напряженный сюжет. Вся пьеса превращается в картину расплаты за ранее совершенное, будь это преступление или ошибка. Зритель (или читатель), которому подается определенная жизненная ситуация, должен думать не только над тем, что будет дальше, но и над тем, что было в прошлом, что послужило причиной эту ситуации.

Развязка приносит с собой и раскрытие внутренней сути всех событий, именно их настоящее понимание. Поэтому такая композиция требовала внутреннего развития героев. Под влиянием событий, которые происходят на сцене, осмысления этих событий, открывается тайна, которая влияет на эти события, изменяет героев. И эти изменения становятся решающими в развитии сюжета. Такая композиция получила название аналитической.

Герои Ибсена не воплощения лишь определенных идей автора. Им присущи все человеческие страсти, присуще все, что делает человека человеком. Этим Ибсен отличался от многих писателей конца ХІХ столетия, которые не верили в возможности человеческого ума, в его способность контролировать поведение человека. В пьесах Ибсена именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу.

Новаторство Ибсена заключается в том, что драматург, открывая новые возможности аналитической композиции, наполнил их новым содержанием. Важную роль играл в этом язык автора. Интеллектуальные пьесы Ибсена требовали от зрителя особого внимания к тому, что и как говорят герои. Каждая фраза, которая подается в тексте, подается лишь потому, что она действительно необходима – для решения одной или даже нескольких художественных задач.

Характерная черта — наличие в пьесе Ибсена дискуссий, длительных споров, носящих идейный, принципиальный характер. Герои сами обсуждают и объясняют случившееся. Это соединение глубокой психологической драмы с ее четким и эмоциональным объяснением придает пьесам Ибсена особенную убедительность.

Драматург использует многозначные возможности слова. Иногда кажется, что герои просто говорят, а что-то принуждает очень внимательно вслушиваться в каждое слово, а с каждой фразой напряжение возрастает.

В своих пьесах Ибсен стремится к абсолютной достоверности происходящего. Он подчеркивает, что его произведения призваны «создать у читателя или зрителя впечатление, будто перед ним самая настоящая действительность», а от постановщиков требует, чтобы их сценическое воплощение было «максимально естественным» и «на всем лежала бы печать подлинной жизни». Требование жизненной правды важно и для языка ибсеновской драмы. Драматург добивается того, чтобы реплики героев точно соответствовали речевым формам действительности. Еще важнее для него широкое использование подтекста.

В репликах героев часто содержится дополнительный смысл, проливающий свет на сложные душевные процессы, в которых и сами они подчас не отдают себе отчета. Наряду с диалогом смысловую нагрузку в речи героев несут и паузы, роль которых резко возрастает в поздних пьесах драматурга.

Ибсен создал своеобразный жанр пьесы-дискуссии, где для персонажей главным становится не достижение жизненного успеха, а поиск истинных доказательств истины в диалоге. Пьеса-дискуссия вызывала дискуссии и в жизни.

Эти творческие достижения Г. Ибсена нашли свое развитие в творчестве других мастеров слова, заложили основания новой драматургии нового театра ХХ столетие. Еще при жизни драматурга пьесы Г. Ибсена признавались новаторскими, а их автора целиком справедливо называли творцом аналитической драмы ХІХ столетия, возрождающей традиции античной драматургии.

 

ü Основные выводы

Генрика Ибсена называют создателем европейской «новой драмы». Её характерные черты:

¾ обращение к острым проблемам современной действительности,

¾ выявление глубокого внутреннего противоречия между «идеалом» и «действительностью», видимостью и сущностью окружающего мира, между «ложью» и «правдой»,

¾ разрешение давно назревших конфликтов, расплата за ранее совершенное, будь это преступление или ошибка,

¾ принцип ретроспективной композиции, многие важнейшие события отнесены в прошлое,

¾ сюжетные тайны становятся движущими силами в развертывании действия, в развитии характеров героев,

¾ наличие дискуссий, длительных споров, носящих идейный, принципиальный характер, столкновение различных идей и мнений,

¾ интеллектуальность, борьба не только самих героев, но и мировоззрений,

¾ аналитичность, именно ум, способность осмыслить действительность дают герою возможность изменить свою судьбу,

¾ внутреннее развитие героев,

¾ отказ от традиционного деления героев на положительных и отрицательных,

¾ развязка приносит с собой и раскрытие внутренней сути всех событий, и определяет дальнейшую судьбу героев,

¾ риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии,

¾ широкое использование подтекста и пауз,

¾ использование символики.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: