Тест как метод психодиагностики.




«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в книге судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоинства, черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся».

Пройдя некоторые тесты (приложения №№1-4) можно с высокой долей вероятности определить ваш тип психической организации. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвятить себя точным наукам, стоит серьёзно подумать.

В практике изучения личности широко применяется шкала са­мооценки (разработана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована в СССР Ю.Л. Ханиным), приведенная в приложении № 3. Шкала позволяет опреде­лить уровень тревожности человека в момент обследования (реак­тивная тревожность РТ) и уровень тревожности как устойчивой черты личности (личностная тревожность ДТ). Уровень тревожно­сти – биологически и социально необходимое явление, обеспечи­вающее реакций человека на изменение окружающей среды и адапта­цию к ней. Каждому человеку присущ свой уровень тревожности. В целях профотбора следует считать отрицательными лишь крайние варианты уровней тревожности, т.е. чрезмерно высокую и резко пониженную.

Еще один широкоприменяемый тест – оценка работоспособности по скорости и правильности выполне­ния арифметических действий (приложение№4).

С позиции психической надежности оператора в критической ситуации лица о низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и действиям с запо­зданием (отставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожно­сти обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необы­чайно бурно (аффектно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к аварии и травматизму. Лица с высо­ким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки его компетентности, подготовленно­сти, престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содер­жательное осмысление деятельности и конкретное планирование по задачам, а также на формирование чувства уверенности в успехе. Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцен­тирования общественной и личной значимости и необходимости реше­ниятех или иных задач.

Высказанные положения относятся как к саморегуляции, так и к индивидуальному подходу в руководстве другими людьми.

Результаты тестирования

Тестируемая – Долгова Галина Викторовна, возраст 33 года.

Тест №1. Экспресс-анализ

Результат: ППЛП

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический.

Тест №2. Художник или мыслитель.

Результат: Sл = 34; Sп= 22.

Обследуемая принадлежит к 1 группе, т.е. преобладает логический тип мышления.

Тест №3. Шкала самооценки.

Результат: РТ=36, ЛТ=34

Обследуемая имеет умеренный уровень тревожности.

Тест №4. Определение психической работоспособности.

Результат: на тест из четырехзначных чисел было затрачено 97 сек, сделана 1 ошибка. Полученная оценка –2.

Заключение.

В заключении проведем сравнение ориентировочных (прогно­стических) данных о возможной пригодности к выоокоответственным видам работы с полученными данными о психической (умственной) работоспособности обследуемой.

На основании проведенных тестов с высокой степенью вероятности можно сделать следующий вывод: Долгова Галина Викторовна имеет сильный, энергичный характер, в мышлении преобладает логический тип. Прогностические исследования психической надежности указывают на умеренный уровень реактивной и личностной тревожности, что подтверждается арифметическим тестом определения работоспособности оператора. Долгова Г.В. пригодна к высокоответственным видам работы.

 

Вывод

Технические системы становятся взаимосвя­занными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складываетсяиз его личностных особенностей, уровня подготовлен­ности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойства человека ошибаться является функцией его психо­логического состояния.

Виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях взаимодействия в системе «человек—машина» можно классифи­цировать следующим образом:

1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования. Например, управляющие устройства и индикаторы могут быть расположены настолько далеко друг от друга, что оператор будет испытывать затруднения при одновременном пользовании ими.

2. Операторские ошибки: возникают при неправильном выпол­нении обслуживающим персоналом установленных процедур или в тех случаях, когда правильные процедуры вообще не предусмотрены.

3. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства вследствие (а) неудовлетворительного качества работы, например не­правильной сварки, (б) неправильного выбора материала, (в) изготов­ления изделия с отклонениями от конструкторской документации.

4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации и обычно вызваны некачественным ремонтом оборудо­вания или неправильным монтажом вследствие недостаточной подго­товленности обслуживающего персонала, неудовлетворительного оснащения необходимой аппаратурой и инструментами.

5. Внесение ошибок: как правило, это ошибки, для которых трудно установить причину их возникновения, т.е. определить, возникли они по вине человека или же связаны с оборудованием.

6. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой как годного элемента или устройства, характеристики которого выходят за пределы 160 допусков, либо с ошибочной отбраковкой годного устройства или элемента с характеристиками в пределах допусков.

7. Ошибки обращения: возникают вследствие неудовлетворитель­ного хранения изделий или их транспортировки с отклонением от рекомендаций изготовителя.

8. Ошибки организации рабочего места: теснота рабочего поме­щения, повышенная температура, шум, недостаточная освещенность и т.п.

9. Ошибки управления коллективом: недостаточное стимулиро­вание специалистов, их психологическая несовместимость, не позво­ляющие достигнуть оптимального качества работы.

Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя не­правильное функционирование системы вследствие ошибок, внесен­ных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам чело­века.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и безотказности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: