Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии




Музыкотерапия и музыкальная психокоррекция

 

Музыкотерапия - терапия с использованием музыкальных средств. Использование музыки в практической психологии и медицине.

Слово "терапия" в данном случае понимается не только как лечение, но и как "забота", "уход", "коррекция психологических проблем".

Термин "Музыкотерапия" несовершенен. "Музыкотерапия", "музыкальная психотерапия", "музыкальная фармакология", "лечебная музыка", "функциональная музыка", "производственная музыка", "терапевтическая музыка" - эти понятия нередко смешиваются между собой или используются как синонимы.

Такой "разброс" значений слова "музыкотерапия" закономерно приводит к путанице результатов и вплоть до настоящего времени порождает многочисленные дискуссии. Каково место музыкотерапии в ряду иных терапевтических методов? Является ли музыкотерапия "монолитным" направлением или должна быть подразделена на ряд самостоятельных течений? Способна ли музыкотерапия стать самостоятельной системой или она может быть лишь вторичным, вспомогательным средством?

 

Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии

 

Вокруг музыкотерапии существует множество мифов и ложных убеждений.

Миф N1. "Музыка - аналог "лекарства", которое воздействует одинаково на всех". На самом деле, в процессе воздействия музыки, прежде всего, играют роль:

-- Индивидуальные различия людей

-- Индивидуальные процессы восприятия музыки (апперцепция)

-- Тип деятельности человека во время сеанса

Поэтому, при самых активных попытках, ещё не удалось найти однозначную музыку, "лечащую" болезни сердца или лёгких, музыку, "снимающую" температуру и т.п.

 

Миф N2. "Музыкотерапия - это только внешнее музыкальное воздействие". На самом деле, наилучшие результаты даёт собственная музыкальная деятельность пациента (клиента) - пение, музицирование, "гудения", работа с ритмами собственного тела, работа с голосом и т.п.

 

Современный грамотный подход к музыкотерапии - детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер применения музыкального материала с целью помочь человеку.

 

В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы:

"Медицинское направление":

-- Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма.

-- Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии.

"Психологическое направление":

-- Функциональная музыка (использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике).

-- Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, "музыкальная психотерапия", "музыкальная психокоррекция", "музыкальные тренинги творческого самовыражения", тренинги обретения "природного голоса", танце-двигательные тренинги и т.п.).

 

Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма - наиболее традиционное понимание слова "музыкотерапия". В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. "Биологическая" функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека - на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение. Важно отметить, что воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия - лишь один из компонентов терапии.

Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным "катализатором" лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания.

 

Функциональная музыка - это музыка в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. Используется на производстве, в спорте, в условиях обучения.

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна -

-- стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности;

-- снятие зрительного и слухового утомления;

-- гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов;

-- создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте;

-- обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы;

-- формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов.

Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. В "суггестивной педагогике" ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать "мелодраму" (пропевание лексических единиц), релаксационное "погружение" с использованием музыки, пение "художественно-дидактических" песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую "настройку" на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливается, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие используется в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки)

 

Музыка в практической психологии и психотерапии используется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и даже музыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы.

Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: