Рекомендации по наполнению разделов отчета.




РЕЗЮМЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПОХОДОВ И ЭКСПЕДИЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2019 ГОДУ.

Анализ отчетов походов – участников Всероссийского конкурса походов и экспедиций обучающихся, совершенных в 2019 году, выявил ряд общих недостатков, как в процессах подготовки и проведения походов, так и в написании отчетов о совершенных походах. Эти недостатки стоит учесть и в плане подготовки к участию в будущих соревнованиях и конкурсов походов и экспедиций и в целях повышения безопасности планируемых путешествий.

Автором данного резюме были проанализированы отчеты и резюме членов видовых комиссий финала всероссийского конкурса по следующим номинациям: горные и лыжные походы первой и выше категории сложности, пешие и водные походы второй и выше категории сложности.

Рекомендации по наполнению разделов отчета.

1. Цели (задачи) проведения походов, записываемые в отчет, - это не простая формальность. В педагогике, в отличие от спорта, участвуя в конкурсе, мало просто хотеть занять первое место. Педагог должен хотеть, чтобы совершившие поход дети в результате этого совершения изменились в лучшую сторону. И это изменение должно быть предъявлено. Цели-задачи похода не должны быть общими словами типа «повышение туристского мастерства», «укрепление и развитие туристских навыков», «воспитание патриотизма», «развитие коммуникативных способностей» и т.д. Рассказывать о задачах похода нужно по принципу «было – стало». Если ребенок в прошлом уже посетил полтора десятка памятников героям войны (а он не мог их не посетить, воспитанием патриотизма кроме педагогов-туристов занимается много людей), посещение еще двух не прибавят ничего к уже существующему патриотизму ребенка, поэтому не надо святыми целями прикрывать педагогический непрофессионализм руководителя группы. И в походах не повышается техническое туристское мастерство. Тем мастерством, которое нужно иметь, чтобы из похода вернуться, ребенок должен обладать до похода. Наличие этого мастерства проверяется на контрольных выездах группы. Так что, и планируя, и записывая цели совершения похода в отчет, педагог должен быть максимально конкретным и точным.

2. Подготовка группы к походу в отчете также должна быть описана предельно конкретно. Чтобы понять, развивающим был поход или нет, нужно знать, как готовилась к нему группа, в каких кондициях находилась перед походом. Раздел отчета «подготовка к походу» тесно связан с разделом «график движения». При прочих равных условиях скорость движения по маршруту хорошо подготовленной группы выше, чем скорость передвижения группы, которая не готовилась к походу усердно.

3. График движения и описание подготовки к походу с одной стороны позволяют без всяких фотографий получить информацию о реальности перемещения группы в походе, с другой стороны понять, с каким запасом прочности (запасом безопасности) группа шла по маршруту, а в третьих, реальный график в отчете помогает новой группе готовится к путешествию по маршруту почти также хорошо, как помогает техническое описание. Многие из графиков движения групп – участниц Всероссийского конкурса были составлены недостаточно хорошо.

4. На рабочей карте должен быть прорисован маршрут похода с местами ночлегов и с местами, на которых делались отчетные фотографии. На карте должны быть проставлены номера фотографий, совпадающие с номерами фотографий в фотоальбоме и техническом описании. Отчетные фотографии должны нести информацию о прохождении конкретных и узнаваемых участках маршрута, лица (не только спины) участников похода так же должны различаться. Отсюда вывод: фотографии должны быть крупными. Понятно, что на сложных участках маршрута хорошие фотографии сделать сложнее всего, но это не повод не пытаться их делать.

5. Функциональные обязанности членов группы (штурман, завхоз и т.д.) обычно представляются в маршрутной книжке. Нужно, чтобы в отчете о походе были бы хотя бы краткие отчеты членов группы по обязанностям. Это позволяет понять, насколько мощно дети были включены в совершение путешествия (еще что-то делали кроме переноски рюкзаков и пилки дров…), а значит, насколько хорошо развивались и воспитывались в путешествии. Для конкурса похода обучающихся это важно. Слово «обучающиеся» здесь не просто указывает на примерный возраст участников похода, а говорит о том, что именно в походе участники и обучались (развивались, воспитывались).

6. Раздел «Итоги, выводы, рекомендации» в отчете о походе, во-первых, должен содержать информацию, полезную для тех групп, которые будут готовиться по отчету к своему путешествию, а во-вторых – и это не менее важно – должен содержать анализ степени достижения целей и выполнения задач, какие ставились перед походом. Просто «прошли маршрут 1 кат. сложности» – это не вывод. Это и из отчета понятно.

Рекомендации по планированию маршрутов походов.

Одной из самых распространенных ошибок участников конкурса в плане обеспечения безопасности походов было отсутствие уведомления об изменении численного состава группы и маршрута похода. О любом таком изменении группа должна сообщать в выпускающую МКК и в поисково-спасательные службы МЧС по району совершения путешествия. И доказательство этого сообщения должны приводиться в отчетах.

Горные маршруты.

Во всероссийском конкурсе горных походов участвовали походы, совершенные школьниками из четырех регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Томской области и Ставропольского края. Практически все походы юных москвичей выпускались по верхнему уровню категории сложности (порой – с превышением категорийности), включали в себя элементы первопрохождения (прохождения без достаточных описаний препятствий), разведок. Московские походы объективно были самыми сложными, но не самыми безопасными. Петербургские походы заявлялись по уровню, близкому к минимальному в пределах категории сложности, но были более соотнесенными с возможностями групп юных туристов (и потому проходились, как заявлялись) и были более сбалансированными по туристско-краеведческому содержанию. Победу в соревнованиях «единичек» в 2019 году одержал поход, совершенный по маршруту, практически идеально описанному детской походной группой, прошедшей этот маршрут в 2018 году. Победу среди «двоек» одержал гармоничный поход с запланированным совершенствованием технического мастерства на маршруте похода. Характерно, что в основе этого маршрута также лежал маршрут, хорошо описанный в предыдущем году. Причем недостатки маршрута и неточности подготовки группы, выявленные предшественниками, были учтены победителем в данном походе.

Занявшая второе место горная «двойка» школьников Ставропольского края также не заявлялась по верхнему уровню сложности, но была менее сбалансированной (хотя и с выполнением краеведческого задания военно-патриотического содержания); совершенствованию технического мастерства членов группы, осмыслению ими условий совершения путешествия не уделялось такого большого внимания, как в походе – победителе конкурса.

На конкурс в номинацию "Горные походы 3 категории сложности" был представлен один поход. Представленные материалы не позволили членам судейской коллегии объективно оценить уровень обеспечения безопасности прохождения маршрута и, в частности, обнаружить в отчете отметки о согласовании изменения маршрута похода и графика движения по нему. Вопросы вызвало и наличие формального опыта. Отчет о походе второй категории сложности, совершенном практически той же группой в 2018 году, (отчет представлялся на всероссийский конкурс) на прошлом конкурсе вызвал у судей большие сомнения в возможности зачета похода. Это означает, что в «тройку» пошла группа, прошедшая в прошлом неоднозначную «двойку». По совокупности обстоятельств представленный на данный конкурс поход оставлен без оценки и, как следствие, без места в итоговом протоколе.

Пешеходные маршруты.

Никто не хочет ходить по болотам и буреломам. Большинство пеших походов совершается в горных районах. Количество локальных препятствий (перевалов, вершин), как правило, превышает максимально допустимое для пеших походов. По факту такие походы являются горными и должны выпускаться не просто из «единички» в «двойку», а из «двойки» в «тройку», а с отслеживанием и перевального, и высотного опыта группы. Это больше касается выпускающих МКК, но и руководители групп при планировании какого-то путешествия должны понимать, каким опытом обладают их подопечные, на какие высоты и перевалы их можно вести. Это означает, что руководитель группы должен приходить в МКК, имея на руках высотный график предполагаемого маршрута. При этом предполагается, что суточный набор высоты группой не должен превышать 800 метров, а сброс – полутора километров. Горная болезнь при сбросе высоты детям не угрожает, но вот детские колени под рюкзаками могут не выдержать слишком долгой нагрузки на спуск.

Вопросам высотной акклиматизации руководители пеше-горных походов в массе своей уделяют меньше внимания, чем руководители походов, заявленных, как горные. И это тоже не безопасно.

Лыжные маршруты.

Больше всего лыжных походов на всероссийский конкурс прислал Санкт-Петербург. Принципы планирования и прохождения победителей конкурса лыжных походов совпадают с принципами планирования и проведения горных походов. В силу температурных условий совершения лыжных походов особенно большое значение и при планировании походов и при составлении отчетов о них следуют уделять используемому в походе снаряжению. «Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда». И обувь. И плохие шатры, и плохие тенты, под которыми шатры промокают при оттепели, мокром снеге, дожде… В описании горных районов лыжных походов следует уделять большое внимание лавинной опасности. Дети в принципе не должны выходить на лавиноопасные склоны, но вот чтобы этого не случилось, профессиональный анализ лавиноопасности района должен быть сделан на стадии подготовки к походу и представлен в отчете о нем. И информация о навыках группы в ситуациях лавинного форс-мажора (это когда все склоны становятся лавиноопасными.)

Водные маршруты.

Из всех видов маршрутов водные маршруты бывают самыми непредсказуемыми. В зависимости от уровня воды прохождение одних и тех же препятствий имеет разные варианты, предусмотреть которые не могут ни самые современные классификаторы, ни самые подробные описания. Поэтому на стадии подготовки к походу и сдачи контрольного выезда нужно разучивать и представлять многие траектории прохождения и технические приемы, а на маршруте просматривать все, что просмотреть можно и только потом влезать в пороги. На практике это касается больше «троек» и выше, но полезными привычками мастерства и правильного прохождения препятствий нужно обзаводиться заранее, поэтому все то, что верно для «четверок» с «пятерками», должно демонстрироваться и «единичках», и в «двойках».

С учетом малой предсказуемости состояния препятствий непосредственно в момент прохождения, выпуск детских групп на водные маршруты должен производиться «с полуторным запасом прочности», после сборов на препятствиях аналогичной категории трудности. На деле картина получается с точностью «до наоборот»: во многих «двойках», не имеющие опыта прохождения порогов второй категории обучающиеся, проходят пороги третьей категории трудности. И так далее. Понятно, что в походах на катамаранах и рафтах нужно с понижением оценивать категорию трудности порога, если категория рассчитывалось в расчете на прохождение порога байдарками. Но несоответствие указанного в маршрутной книжке формального опыта участников и категории трудности проходимых препятствий, указанной в классификаторах, может здорово подвести руководителей групп в случае официальных расследований.

Губаненков С. М.,

Главный судья Всероссийского конкурса

походов и экспедиций обучающихся в 2019 году

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: