Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК
Учитель-логопед ПМПК г. Дзержинска Жаднова Юлия Валентиновна
В системе комплексного обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка. Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития.
От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. В настоящее время специалисты ПМПК (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи) нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках. Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Также специалисты ПМПК нуждаются в методиках, позволяющих оптимизировать процедуру диагностического обследования. Назрела острая необходимость использования компьютерных технологий, способных успешно решить эти задачи.
Прежде всего такая методика, позволит:
- сократить временные рамки процедуры диагностики;
- провести количественную и качественную обработку данных обследования речи;
- снизить уровень тревожности к процедуре обследования, как детей, так и их родителей;
- позволит спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу развития речи ребенка.
Анализ источников, содержащих описание различных подходов, методов и приемов исследования определил выбор тестовых заданий, обладающих наиболее высокой информативностью и способных за короткое время выявить уровень сформированности основных компонентов речи ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Инновационной идеей моей работы является отбор диагностического материала, разработка критериев оценки и применение его с помощью компьютерной программы Microsoft Excel. Работа с компьютером вызывает интерес у ребенка, позволяет максимально удерживать его внимание к процедуре обследования. В свою очередь, такая форма диагностики дает преимущество по рациональному использованию времени и производит оперативную обработку данных.
В компьютерную программу Microsoft Excel заложены тестовые задания, позволяющие за короткое время выявить уровень сформированности основных компонентов речи: словарного запаса, связной речи, грамматической, фонетико-фонологической компетенций и владения навыками чтения. Компьютерная программа позволяет оформить результаты диагностической процедуры в виде готового протокола обследования речи ребенка, гистограммы и графика. Возможности программы позволяют в случае необходимости прервать процесс обследования с последующим возвращением к этой процедуре с момента прерывания.
Всего в тесте 23 задания Материал сгруппирован по блокам:
- Связная речь
- Состояние лексикона
- Грамматическая компетенция
- Фонетико-фонологическая компетенция
Для оценки уровня речевого развития разработана балльная система. Каждое задание оценивается по 3-х балльной системе. Максимальный балл-3.
Для начала диагностики следует создать файл: «Диагностика речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ». В открывшемся листе следует ввести в соответствующие поля фамилию и имя ребенка, дату его рождения и дату обследования. После ввода указанных данных нажимается кнопка НАЧАТЬ ДИАГНОСТИКУ.
Обследование речевой деятельности детей проводится ссоблюдением определенной последовательности этапов. Задания содержат как картинный материал, так и задания с вербальной инструкцией. В этот момент глаза ребенка отдыхают от монитора. К каждому заданиюдается инструкция. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.
После окончания диагностики программа предлагает перейти к результатам, представленных в виде
- протокола обследования
- гистограммы
- графика.
Результаты можно сохранить в электронном виде, а также распечатать.
Процедура обследования производится обязательно в присутствии родителей, по окончанию которой они получают результаты и консультацию учителя-логопеда.