Учитель-логопед ПМПК г. Дзержинска Жаднова Юлия Валентиновна




Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК

Учитель-логопед ПМПК г. Дзержинска Жаднова Юлия Валентиновна

В системе комплексного обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка. Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития.

От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. В настоящее время специалисты ПМПК (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи) нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках. Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Также специалисты ПМПК нуждаются в методиках, позволяющих оптимизировать процедуру диагностического обследования. Назрела острая необходимость использования компьютерных технологий, способных успешно решить эти задачи.

Прежде всего такая методика, позволит:

- сократить временные рамки процедуры диагностики;

- провести количественную и качественную обработку данных обследования речи;

- снизить уровень тревожности к процедуре обследования, как детей, так и их родителей;

- позволит спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу развития речи ребенка.

Анализ источников, содержащих описание различных подходов, методов и приемов исследования определил выбор тестовых заданий, обладающих наиболее высокой информативностью и способных за короткое время выявить уровень сформированности основных компонентов речи ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Инновационной идеей моей работы является отбор диагностического материала, разработка критериев оценки и применение его с помощью компьютерной программы Microsoft Excel. Работа с компьютером вызывает интерес у ребенка, позволяет максимально удерживать его внимание к процедуре обследования. В свою очередь, такая форма диагностики дает преимущество по рациональному использованию времени и производит оперативную обработку данных.

В компьютерную программу Microsoft Excel заложены тестовые задания, позволяющие за короткое время выявить уровень сформированности основных компонентов речи: словарного запаса, связной речи, грамматической, фонетико-фонологической компетенций и владения навыками чтения. Компьютерная программа позволяет оформить результаты диагностической процедуры в виде готового протокола обследования речи ребенка, гистограммы и графика. Возможности программы позволяют в случае необходимости прервать процесс обследования с последующим возвращением к этой процедуре с момента прерывания.

Всего в тесте 23 задания Материал сгруппирован по блокам:

- Связная речь

- Состояние лексикона

- Грамматическая компетенция

- Фонетико-фонологическая компетенция

Для оценки уровня речевого развития разработана балльная система. Каждое задание оценивается по 3-х балльной системе. Максимальный балл-3.

Для начала диагностики следует создать файл: «Диагностика речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ». В открывшемся листе следует ввести в соответствующие поля фамилию и имя ребенка, дату его рождения и дату обследования. После ввода указанных данных нажимается кнопка НАЧАТЬ ДИАГНОСТИКУ.

Обследование речевой деятельности детей проводится ссоблюдением определенной последовательности этапов. Задания содержат как картинный материал, так и задания с вербальной инструкцией. В этот момент глаза ребенка отдыхают от монитора. К каждому заданиюдается инструкция. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

После окончания диагностики программа предлагает перейти к результатам, представленных в виде

- протокола обследования

- гистограммы

- графика.

Результаты можно сохранить в электронном виде, а также распечатать.

Процедура обследования производится обязательно в присутствии родителей, по окончанию которой они получают результаты и консультацию учителя-логопеда.

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: