Домашняя контрольная работа № 1




Лабораторная работа № 1 «Словосочетание»

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях, распределяя их по столбикам, укажите синтаксическую модель словосочетания.

Человек долга, готов к труду, три сестры, его друг, о семи богатырях, хотел помочь, дом пять, две подруги, самостоятельная работа.

 

согласование управление примыкание
       

 


 

2. Определите, какие из словосочетаний являются свободными, какие – несвободными.

Начать перестройку, сделать попытку, топить баню, принять решение, любить Родину, иметь право, оказать поддержку, делать вид, ставить печать, изъявить согласие, забить гол.

 

свободные несвободные
     

 

3. Определите синтаксические отношения внутри словосочетаний, распределяя их по столбикам, укажите частные значения.

Широкая улица, улица Чехова, вход с улицы, поступить по-дружески, служение народу, идти по дороге, убитый врагами, выход актрисы, завывание ветра, забывчивость сестры, назваться гостем, рубить топором, созданный трудом, масса дел, форма слова, трое друзей, учиться говорить, мечта выспаться, посоветовать учиться, уехать учиться.

 

 

Виды синтаксических отношений Частные значения с примерами
Атрибутивные  
объектные  
субъектные  
обстоятельственные  
комплетивные  

4. Из приведенного ниже предложения выпишите сначала всё сочетания слов, которые, по концепции В.В. Виноградова, не являются словосочетаниями, затем все простые подчинительные словосочетания и разберите три из них (с разными видами связи) по схеме.

Тень музыканта, сломанная у поясницы, металась по избушке, вытягивалась по стене, становилась прозрачной, будто отражение в воде, потом тень незаметно отдалялась, исчезала в нем, и тогда в углу обозначался живой музыкант, живой Вася-поляк (Аст.).

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Лабораторная работа № 2

«Формальная организация предложения»

1. Каждое из приведенных ниже предложений (в том числе и в составе сложного) разберите трижды: в системе традиционного учения о членах предложения, определяя структурную схему «по Шведовой» и «по Белошапковой».

Традиционный грамматический разбор Структурная схема по Н.Ю. Шведовой Структурная схема по В.А.. Белошапковой
Под шум моря было легче писать(Пауст.).    
В госпитале с ним были подчеркнуто услужливы (Герман).    
Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь(Пауст.).    
В небесах торжественно и чудно! (Л.).    
Друзья все время рядом.    

2. По каким структурным схемам построена первая предикативная единица в сложноподчиненных предложениях:

1. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена(П.). ________________

2. Любопытно, что козуля охотно мирится с присутствием других животных и совершенно не выносит изюбра (Арс.). ___________________________________

 

3. Подберите примеры к структурным схемам.

 

N1CopN2.../Adv ____________________________________

InfCopN1/5 ________________________________________

Vf3s/n _____________________________________________

Pron neg Inf ________________________________________

4. Приведите полную парадигму предложения «Вскоре я получил от Кати позволение действовать от ее имени и принялся разыскивать письмо» (Кат.).

__________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

 

Лабораторная работа № 3

«Семантическая организация предложения»

 

1.Определите количество пропозиций в предложениях, укажите их типы: бытийная, состояния, восприятия, акциональная (действия), движения, характеризации (анкетная, таксономическая, номинации, качественная, отождествления – таксономическая), выписывая показатели пропозиций.

1. Восемь тысяч футбольных болельщиков смотрели матч между «Торпедо» и «Динамо» (Наб.). ___________

 

2. А вокруг тьма, дальние огни, и справа, неподалеку, ход Невы, широкий, темный (Давыд.). __________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

3. Выпрыгнул из темноты кузнечик. Сел на камушек под самым моим носом. Сидел, грелся, шевелил усами. Смотрел на костер. Неподвижно, завороженно (Бит.).

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

4. Она работала медсестрой в больнице.

________________________________________________

________________________________________________

5. Это был гимнаст Тибул (Ол.).__ ______________

________________________________________________

________________________________________________

6. Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки (Аст.). _____________

_________________________________________________

_________________________________________________

7. Ибо, что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва – мать, Москва – родной город (Булг.).

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

8. – Его Ромка зовут. Роман… – сообщила Верочка, – ангорский кот (Рек.). _____________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

9. В доме пусто (Пауст.). _______________________

_________________________________________________

 

2. Проанализируйте модус следующих предложений, выписывая эксплицитно выраженные средства авторизации, персуазивности и оценочности в таблицу.

1. Ему всё казалось, что за холмом лес (В.Б.). 2. Огни, казалось, трепетали, то желтые, то белые огни в черно-синей ночи (Булг.). 3. Сталин полагал, что докладывающие ему должны быть готовы отвечать на любые вопросы (Волк.). 4. Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок (Расп.). 5. Я всегда была уверена, что поэты самые умные из людей (Од.). 6. Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины (Г.). 7. По рассказам бывалых погодков, здешние места рисовались Вадиму землёй обетованной… (Макс.). 8. Даже сама смерть в этот момент не казалась ему чем-то ужасным (В.Б.). 9. Хорошо, что Сибирь – золотое дно и «странного» человека везде накормят (М.-С.). 10. Не знаю, есть ли в тайге что-нибудь страшнее, чем гнус, – самое, пожалуй, крохотное существо из всех видимых простым глазом (Макс.).

Номер предложения Средства авторизации Средства персуазивности Средства оценочности
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Лабораторная работа № 4

«Коммуникативная организация предложения»

1. Проанализируйте фрагменты текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения. Определите типы тематических прогрессий и постройте их схемы.

1. Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльно-каторжный второго разряда, Родион Раскольников (Д.).

 

2. В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой, а от штукатурки остались одни только следы (Ч.).

 

 

3. Из дома вышли две женщины, старая и помоложе, с корзиной для белья. Старая была с виду прямой и жесткой, молодая шла, наклонившись вперед, с усталым лицом.... Обе женщины пощупали белье. Старая сказала: «Слишком влажное. Подожди гладить». Молодая сказала: «Как раз для глажения» (Зегерс).

 

4. Бурмин был в самом деле очень милый человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, без всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно... (П.).

 

2. Проанализируйте фрагменты текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения. Определите виды рематических доминант.

1. Стоит в поле завод. Поле белое, трубы красные. Дым черный, а свет желтый... Вот будка, и, укутанный в тулуп, стоит часовой. Часовой в тулупе огромный, широкий, и винтовка его кажется тоненькой, как соломинка (А.Г.).

2. Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части (Б.).

3. Просторная изба. Русская печь, лавки, сосновый пол, мытый, скоблёный и снова мытый. Простой стол с крашеной столешницей. В красном углу – Николай угодник (Шукш.).

4. Мертвая тишина стояла вокруг. Замолчали лягушки и птицы, перестала плескать рыба. Даже листья не шевелились, испуганные грозой. Мордан залез под дачу, тихонько повизгивал там и не хотел выходить. Только люди шумели и перекликались, но и людям было не по себе (Пауст.).

 

Лабораторная работа № 5

«Главные члены предложения »

Подчеркните главные члены предложения. Надпишите, к какому виду относятся связки в составном именном сказуемом и чем выражена вспомогательная часть в составном глагольном сказуемом.

 

1. Из десяти моряков телегинской батареи двое были тяжело ранены (А.Н.Т.). 2. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие (Пауст.). 3. Она такая мастерица пристраивать своих родных (Остр.). 4. Он дал мне слово все лето не двигаться с места (М.Г.). 5. Каждая веточка была вся в розовых цветках (Пауст.). 6. Княжна Мери перестала петь (Л.). 7. Мы со Светланой выехали на лодке на берег – и давай бегать по траве (Бианки). 8. И тут уж Малинин был не властен помочь ему (Сим.). 9. Как я хочу, чтобы он вырос умным, красивым, смелым (Андр.). 10. Он не посмел рискнуть расстаться с нею (Сим.). 11. У всех троих были почти одни и те же мысли, но каждый не хотел заговорить первым (Сим.). 12. Убить оказалось делом неожиданно трудным (Бианки). 13. И еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на Жюли (Л.Т.). 14. Цель старика Колобова была объехать тот хлебный район, который должен был поставлять пшеницу на будущую мельницу (М.-С.). 15. Все трое были свидетелями лесной драмы (Арс.). 16. Было во многих рисунках нечто такое, что заставило отца и мать подолгу рассматривать эти миниатюрки (Касов). 17. Жиган пошел обедать (А.Г.). 18. Остап считался всегда одним из лучших товарищей (Г.). 20. Молодой актер Синицын хотел быть шутливым, но дрожал от волнения. 21. Только борющийся имеет право жить. 22. Я уже просил вас держать себя в свете так, чтобы злые языки не могли ничего сказать против вас (Л.Т.).


 

Лабораторная работа № 6

«Несогласованные определения и дополнения »

 

Подчеркните главные члены предложения, несогласованные определения, приименные дополнения и члены предложения, выраженные инфинитивом.

1. Человек в темном склонился, в ход идет растирание ушей и звучное хлопанье по щекам (Мак.). 2. Николай Сергеевич зажег свет в кухне и достал тюбик с универсальным клеем (Иск.). 3. Зимний день в Заполярье с воробьиный носок (Аст.). 4. Рядом был холм с кактусами (Мак.). 5. Сад за окнами, за садом – железная дорога, станционный переезд, редкий перестук товарных поездов и громкое пыхтение старых паровозов (Пауст.). 6. Толстый кучер воспользовался суматохой и предложил даме сесть в экипаж и поехать (Ол.). 7. Деревня с темными домами остановилась на склоне горы с редкими лесинами (Аст.). 8. Маяковскому от природы было дано сознание большого трагического поэта (Иск.). 9. Милая Родина! Зори закатные, мачты высокие, говор трибун. Я узнаю тебя в голосе диктора, в лязге лебедок, морских якорей, в атомной станции, в запуске спутников, в реве пропеллеров, в шуме море (В. Бок.). 10. Но окна в бревенчатом доме под железной крышей были темны (Б.). 11. Ведь предназначенье тех, что одели военный мундир, было, как и у всех людей, пахать, сеять, жать, созидать (Аст.). 12. Не пригласила тетя Граня пройти Леонида к столу (Аст.). 13. Давно уже я смотрел только под ноги в надежде найти янтарину «с голову ребенка» (Бит.). 14. Его обогнал и заступил дорогу домой парень с роскошной смоляной шевелюрой, в распахнутом полушубке с гуцульским орнаментом по подолу, бортам и обшлагам (Аст.). 15. Охрана языка от хозяйственных поползновений так же необходима, как и охрана природы и исторических памятников (Бит.). 16. Билеты на поезд достать немыслимо (Триф.). 17. Пусть площадкой для утверждения человека, нравственной основой его жизни будет сама жизнь, но не убийство и кровопролитие (Аст.).


Лабораторная работа № 7

«Односоставные и неполные предложения »

 

Подчеркните главные члены, несогласованные определения и члены предложения, выраженные инфинитивом. Над предложениями с одним главным членом надпишите, к какому виду односоставных или неполных они относятся.

 

1. Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий; казалось, начинало подмораживать: нос и щеки сильнее зябли, чаще пробегала под шубу струйка холодного воздуха и надо было запахиваться (Л.Т.). 2. Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их (Ч.). 3. Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье (П.). 4. Поля постучала наугад в первую дверь налево, и женский голос разрешил ей войти (Леон.). 5. Сад. Видна часть дома с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая. Скамьи, стулья, на одной из скамей лежит гитара. Недалеко от стола качели (Ч.). 6. Он прекрасен. Он весь как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (П.). 7. А в марте уже цветет миндаль, и от него струится что-то совсем молодое. Нежное… (С.-Щ.). 8. Один из них взвалил себе на плечи мой чемодан, другие стали помогать быкам одним криком (Л.). 9. Феоктистов долго соображал, кто же из белоцерковских извозчиков самый отчаянный (Пауст.). 10. Изображу ль в картине верной уединенный кабинет, где мой воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет (П.). 11. Страшнее смерти для каждого из нас – продать революцию (А.Н.Т.). 12. Общество будет иметь честь поближе познакомиться с одним из наибогатейших наших землевладельцев (Ч.). 13. В письме пионеры говорили о радости жить в Советской стране, о счастье расти и учиться в нашу великую эпоху. 14. Л.С. был человек с широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами. 15. В чертах у Ольги жизни нет (П.). 16. Ни огня, ни черной хаты (П.). 17. Не бывать войне-пожару, не пылать земному шару! (Ж.). 18. В темноте ночи флоберовское окно стало служить маяком для рыбаков Сены (Пауст.). 19. – Вот то, – сказал Благов. – Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала (Пауст.). 20. Хорошо, что уехала рано. 21. Чувства. Это область пристального внимания ученых.

 

Домашняя контрольная работа № 1

«Простое предложение»

Вариант 1

1. Проанализируйте фрагмент текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения знаком //. Определите типы тематических прогрессий и рематических доминант.

 

А потом я сделал странное открытие: Б. был на редкость щедро оснащен природой, он обладал зрением орла, слухом соловья. Он видел в небе больше звезд, чем это доступно нормальному, − и даже очень зоркому − человеческому глазу, в зимнюю стужу он уже чувствовал запахи весны, он, казалось, слышал звуки такой частоты, что недоступны тому слуховому аппарату, которым природа снабдила людей (Нагиб.).

 

2. Определите логико-синтаксические типы предложения.

1. Ранней весной, накануне света и тепла, бывают в природе печальные дни (Плат.). 2. Чиновник-та, о котором изволили получить нотацию, − ревизор (Г.). 3. Благородный олень, обитающий в Приморском крае, называется изюбром (Арс.). 4. Во время переправы волна хлестнула через борт низко сидевшей лодки, по пояс окатила меня мутной водой (Ш.). 5. С поля пахло рожью и дождем, ночь была душиста и прохладна (Б.).

 

3. Подчеркните главные члены.

 

1. Великий Зодчий Захаров, строитель адмиралтейства, или скульптор Андреев были для него такими же своими и понятными людьми, как и знакомые бронзировщики и плотники (Пауст.). 2. Пока земля не станет счастливой, имеет право жить только ненависть (Пауст.). 3. Тогда шла в ход такая замысловатая терминология, что запомнить ее было немыслимо (Пауст.). 4. Представляете себе, какое наслаждение было слушать его рассказы! (Купр.). 5. Взять от мастера его мастерство еще не значит сделаться мастером (К.Ф.). 6. Ночь − хоть глаз выколи (Сим.).

 

4. Волнистой чертой подчеркните несогласованные определения.

 

1. Но тот телеграфный серийный бланк с незабудочками решил многое (Рек.). 2. Товарищ из комиссии оторвался от текста и осуждающе − сверху вниз − посмотрел на черные кудри громадного мужика, сидящего с краю стола (Рек.). 3. Это был праздник для геологов (Рек.). 4. За нашей спиной зеленели крутые обрывы правого берега (Пауст.). 5. Человек с бородой тяжело потоптался на месте, снял берет, отер платком лоб (Рек.). 6. Запыленные ограды из кактусов в желтом цвету делят эти сады (Б.). 7. Подружки из техникума в первый год после выпуска, как по команде, повыходили замуж (Рек.). 8. За стол село множество людей разных возрастов и настроений (Пауст.). 9. Пахомов с Лобачевым вышли, остановились в нише у входа в гостиницу (Пауст.).

 

5. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

 

1. Непроницаемые переборки не дали воде потопить разломанный пароход (Пауст.). 2. Иногда я ходил ловить рыбу на протоки Оки (Пауст.). 3. Привычка странствовать по картам и видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности (Пауст.). 4. Но адмирал приказал выходить в девять часов утра, и броненосец не посмел ослушаться (Пауст.). 5. Катя одевалась, чтобы ехать на вокзал провожать его (Пауст.). 6. Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть ту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами (Пауст.) 7. Нетерпеньем горю я выслушать повесть твою (Бл.). 8. Оставаться на улице под проливным дождем было невозможно (Ч.). 9. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле − разрушать чужие надежды? (Л.) 10. Выполнить такое приказание было так же невозможно, как невозможно было его не выполнить (М.А.). 11. Он спустился к Дудыпте − сети не видать (Аст.). 12. Для него любить было − молиться (Цвет.). 13. Козонков сделал попытку стукнуть по столу кулаком (В.Бел.).

 

6. Подчеркните главные члены. Над предложениями с одним главным членом надпишите, к какому виду односоставных или неполных они относятся.

1. Темь, хоть глаз выколи, ног, рук уж не чуем, все лицо сковало, губ вроде как совсем нету − одна челюсть голая − и ничего не поймешь, ничего не видать (Б.). 2. Мачт нет, и киля не видно, засосало (Ю.К.). 3. Но отчего же нигде ни палаток, ни торговцев, ни наваленных товаров? (Сер.) 4. Но телеграммы все не было (Пауст.). 5. Бесполезно было даже разговаривать с ней (Пауст.). 6. Никогда нельзя догадаться, что думает этот человек. Кошмарный характер! (Пауст.) 7. Человеку, лишенному воображения, нечего было делать в этой области. Нужно было обладить и сильным воображением и большой любовью к человеку и земле, чтобы отдать все силы работе, рассчитанной на десятилетия, окончание которой ты, может быть, и не увидишь (Пауст.). 8. Дорогу длиной в тридцать километров было решено провести от промысла к Каспийскому морю (Пауст.). 9. На дворе накрапывал дождь, было очень темно, и только по хриплому лаю Пантелеймона можно было угадать, где лошади. Подняли у коляски верх (Ч.). 10. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа (Е.). 11. Болела голова, ломило в висках и хотелось поскорее уйти (Пауст.). 12. Скамьи, стулья, на одной из скамей лежит гитара. Третий час дня. Пасмурно (Ч.). 13. Про Илью начали говорить: пошел в гору (К.Ф.). 14. Спать идите, отдыхайте, товарищ Савченко, − говорил Караш Алиевич (Тын.). 15. Каждый день с закатом ухожу на берег И сажусь на камне, вижу белый парус, вижу, как темнеет Полоса зари (Б.). 16. Там, впереди, умирали немцы. Умирали и должны были умирать, потому что пришли сюда, потому что не сдались вчера, когда им предлагали (Сим.). 17. Иди вперед, а оглядывайся назад. 18. Человек с великолепным носом в ответ на ее взгляд широко улыбнулся, сверкнул полной челюстью великолепных зубов − вот это челюсть! Оружейная палата, а не челюсть (Рек.). 19. А доброта... Я такой доброты век не видал, не увидишь и ты! (Н.) 20. Мягкий сумрак в лугу, над мелкой заводью теплая, розовеющая от зари, дрожащая мелкой рябью, расходящаяся кругами вода... (Б.). 21.− Может, попрощаешься с ним? − кивнул он в сторону, где покоился под снегом Герцев, − попутчики все же... (Аст.). 22. Эй, друг, намажься... − Аким не откликался (Аст.).

Вариант 2

1. Проанализируйте фрагмент текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения знаком //. Определите типы тематических прогрессий и рематических доминант.

 

Наше солнце, наша гордость, наша радость Пушкин был один целой литературой. Он вдохнул душу во все жанры: в лирику и эпическую поэзию, в трагедию, роман и повесть, в критику и историческую хронику... Сколько успел он за свою коротенькую жизнь − уму непостижимо! И ведь он не был кабинетным человеком, он жил − бурно, страстно, − влюблялся, дрался на дуэлях, не мог насытиться друзьями, занимался спортом и невероятно много читал (Нагиб.).

 

2. Определите логико-синтаксические типы предложения.

 

1. Ключ старуха долго шарит, Лезет с печки, сало жа­рит И, страдая до конца, Разбивает два яйца (Тв.). 2. Путь далек, глухая степь безмолвна. Ночь печальна, как мои мечты (Б.). 3. Было ветрено, и пахло влажной после дождя осенней землею (Триф.). 4. На свете дивные бывают приключенья (Гр.). 5. До революции это место называлось Батбах, т.е. болото (Эренб.). 6. Поэзия − та же добыча радия (М.).

3. Подчеркните главные члены.

 

1. Мальчик Шамет с нетерпением ждал, когда же старуха сделается счастливой (Пауст.). 2. На машине Пахомов пришел в себя (Пауст.). 3. Храбрый − это не тот, кто убить способен, а тот, кто убитым быть не боится (Сим.). 4. Идти обратно бесполезно (Пауст.). 5. Дело художника − рождать радость (Пауст.). 6. Их было сто (Ол.).

 

4. Волнистой чертой подчеркните несогласованные определения.

 

1. Дверь открыла пожилая женщина с мокрыми руками (Пауст.). 2. Изредка он останавливался, прислушивался к вою метели и смотрел на портрет на стене (Пауст.). 3. Половодье на Печоре проходило на самом высоком уровне (Рек.). 4. На горячих дорожках млели, цепенели огромные, сказочно разноцветные бабочки сказочно богатых рисунков (Б.). 5. Вот снова почта: стоит над берегом бревенчатая изба в три оконца (Рек.). 6. А над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья (Пауст.). 7. В проеме показалась темная, долговязая фигура человека с мешком в руке (С.А.). 8. Ирина отошла к этажерке, наугад взяла с полки книгу в синем переплете (Рек.). 9. Он пристально следил за вертлявой струйкой, тянувшейся из крана, и сперва не обратил внимания на шаги в коридоре (Рек.).

5. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

 

1. Качка и грохот не давали уснуть (Пауст.). 2. Перед отъездом я пошел к прежним хозяевам попрощаться (Пауст.). 3. У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта − стать столяром (Пауст.). 4. Стоять на месте было невозможно (Пауст.). 5. Я решил найти Денисова и уговорить его спустить меня в водолазном костюме хотя бы на небольшую глубину, чтобы посмотреть подводную осень (Пауст.). 6. Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу (Л.). 7. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком (Пауст.). 8. Если адмирал имеет намерение перехватить противника − Давно пора (Б.Л.). 9. Но ей даже трудно рассказать все, что он видел (Пауст.). 10. Главное − не думать теперь о том, что останется после тебя в этом мире (В.См.). 11. Не ошибаться − значит не творить (А.Н.Т.). 12. Спать бы Эле вечным сном в вечной мерзлоте на берегу пустынной, глохлой Эндэ, если бы у Акима не было верного, много бед испытавшего друга (Аст.).

 

6. Подчеркните главные члены. Над предложениями с одним главным членом надпишите, к какому виду односоставных или неполных они относятся.

1. Ни говора, ни смеха, − тяжкое, плывущее вместе со всеми молчание (Сер.). 2. И никого не видно − черный бархат (Сер.). 3. Но нет в мире такой радости, на дне которой не таилась бы капля печали (Купр.). 4. Дальше дороги не было (Рек.). 5. Очевидно, и для него можно найти объяснение (Пауст.). 6. Под шум моря было легче писать (Пауст.). 7. Обычно, во время вечерних прогулок, любимого тихого сидения на пустынном холме даже злишься немного, что нельзя остаться вовсе уж в полном ночном безмолвии: либо трактор в отдалении, либо радиовещание из соседнего села. Сейчас рокотанье трактора показалось бы мне слаще самой светлой, самой проникающей музыки. Но тихо было вокруг. Поздняя очень. Ночная осенняя пора (Сол.). 8. Мужчина говорил, что меня надо проводить до Темрюка, а оставлять здесь опасно (Пауст.). 9. От жары и пыли хотелось пить (Пауст.). 10. Команды «смирно» не было подано (Сим.). 11. Темнеет. И вот еще запах: в саду костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев (Б.). 12. В ближайшем городке пароход поставили на ремонт (Пауст.). 13. Не люблю Керчь и Ени-Кале и ни за какие блага туда добровольно не поеду. Хоть отдавайте меня под суд! (Пауст.) 14. Притворимся, что не слышим, если мама спать зовет (Е.). 15. Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет (Е.). 16. Но люди, работающие на угольнике, относятся к своему делу спокойно. С шоферами не лаются. Возможно, в отделе кадров специально подбирают для этой работы спокойных людей, у которых нервы в порядке (Рек.). 17. Ищи ветра в поле. 18. Я закидываю сидор за спину. Поверх сидора на плечах − пулемет. Выползаю к дороге. Когда переваливаю через небольшой кювет, пальцы попадают в грязь. Лужа! (В.См.). 19. − Россия, − задумчиво проговорил Новиков. − Я только в войну увидел и понял, что такое Россия (Бонд.). 20. Думаешь, зачем я здесь? Надо пополнить один превосходный коллектив самодеятельности. Я ведь уже три года в Ленинградской области. И вот ищу хорошего героя. Узнал − есть в Минске необыкновенный самородок. Приехал, говорят − он в Бресте, явился сюда − он уехал назад, в Минск. Зато я отыскал здесь обаятельнейшую травести. Не девушка, а ртуть. Непременно покажу ее тебе (К.Ф.). 21. Это только в смех говорят, будто в обозы трусов сплавляют служить. А ты сам послужи, тогда узнаешь, какое это трусиное гнездо − обоз (Д.Ф.). 22. Но обещанью суждено было остаться обещаньем (К.Ф.).

 

Вариант 3

1. Проанализируйте фрагмент текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения знаком //. Определите типы тематических прогрессий и рематических доминант.

 

Особенно интересовал меня Ильф − спокойный, немногословный, со слегка угловатым, но привлекательным лицом. Большие губы делали его похожим на негра, он был так же высок, как негры из Мали − самого изящного черного племени Африки...

Ильф был застенчив, прям, меток и порой насмешлив. Он ненавидел пренебрежительных людей и защищал от них людей робких и уступчивых − тех, кого легко обидеть (Пауст.)

 

2. Определите логико-синтаксические типы предложения.

 

1. Появилось новое зимовье, Игарка. Потом и вся местность кругом стала зваться Игарка (Кож.). 2. А поболтать было о чем: кругом народ дикий, любопытный, каждый день опасность, случаи бывают чудные, и тут поневоле пожалеешь, что у нас так мало записывают (Л.). 2. Помещик был тот самый ложный друг, погубивший отца Ольги (Л.). 3. Я иду полем, и мне немного страшно. Очень темно (Казак.).

3. Подчеркните главные члены.

1. Зато совершенно интересный человек был работник Кошель (Б.). 2. К ней в светлину раз, Лишь только рассвело, Всех их семеро вошло (П.). 3. Женщина хочет иметь право быть независимою, образованною (Л.Т.). 4. Татьяна Андреевна пришла в себя на палубе сторожевого катера (Пауст.). 5. Жить в тайге − это не для всех (Бонд.). 6. Ждать да догонять − нет ничего хуже (В.См.).

 

4. Волнистой чертой подчеркните несогласованные определения.

 

1. За дальним столиком сидела высокая строгая девушка и рядом с ней парень со светлыми глазами (Пауст.). 2. На мосту через Волхов Татьяна Андреевна встретила Пахомова (Пауст.). 3. В ушах Звягинцева еще звучало эхо боев на Луге (А.Ч.). 4. Человек в накомарнике стоит у лодки и зачем-то машет веслом (Рек.). 5. Николай надел ковбойку поярче и пошел на завод (Рек.). 6. Я увидел комнату с железной койкой и одним стулом (Пауст.). 7. Залежи фосфоритов находились у подножия гор из розового мела (Пауст.). 8. Стрелка на стыке Маны с Енисеем скалиста, обрывиста (Аст.). 9. В старую кринку с отбитым краем я поставил ромашки (Аст.).


5. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

 

1. Бежать по мокрому песку тяжело (В.См.). 2. С книгой жить − век не тужить. 3. И Маше, хотя бы для того, чтобы не разъехаться с ними, самое разумное − ждать их в Москве (Сим.). 4. Ильин ничего не ответил. Не имел настроения шутить (Сим.). 5. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов (Пауст.). 6. Через две недели после ранения, когда Синцов уже по два раза на дню гулял в госпитальном саду, пришло приказание эвакуировать госпиталь в Дорогобуж (Сим.). 7. Я вышел на палубу попрощаться с ним (Пауст.). 8. Это обстоятельство даже позволило ему вовремя научиться грамоте (Пауст.). 9. Это был человек, убежденный, что жить в пустыне легко и приятно (Пауст.). 10. Псы подвывали от желания попасть в его освещённую теплую комнату (Пауст.). 11. Часто по ранним утрам я уходил на Каменку ловить рыбу (Пауст.). 12. Всю ночь пустыня не давала мне спать (Пауст.).

 

6. Подчеркните главные члены. Над предложениями с одним главным членом надпишите, к какому виду односоставных или неполных они относятся.

1. Ни одной звезды, и от этого мягкий бархат все глотает, − не видно ни плетней, ни улиц, ни пирамидальных тополей, ни хат, ни садов (Сер.). 2. В доме пусто. Я один. Рядом − море на сотни миль. За дюнами обширные болота и низкие леса. Никого нет около (Пауст.). 3. Но на душе у Андерсена спокойствия не было (Пауст.). 4. Очевидно, каждому писателю полезно было бы знать вторую профессию и некоторое время заниматься ею (Пауст.). 5. Морозило, душистее тянуло от вокзала запахом самовара (Пауст.). 6. Нельзя позволять таланту уничтожать себя близостью со вздором (Пауст.). 7. Надо было узнать эту тайну, и я согласился (Пауст.). 8. Мне не с кем было поделиться своей бедой (Пауст.). 9. Решено было накормить зверей, прежде чем везти их дальше (Ю.К.). 10. А здесь, на холме, было тихо и зелено (В.Бел.). 11. Приходилось спускаться в овраги, взбираться по крутым глинистым склонам... (Пауст.). 12. Холодной скорби, не измерить... (Е.). 13. В полку его недолюбливали и боялись (Пауст.). 14. Главный врач − знакомый. Взял меня, я его упросила. Скоро опять поеду в лесничество (Пауст.). 15. − Доедем! − успокоил его Коля. − Садитесь. По дороге завернем в чайную на берегу. Выпьем чаю, закусим (Пауст.). 16. Да, есть привычки, через которые не сразу перешагнешь (Сим.). 17. Мазай утверждает, что зайцы совсем не боялись людей. Помните, как прыгали в лодку (В.П.). 18. Любишь кататься, люби и саночки возить. 19. Есть хорошее русское слово «истома»...Никаким другим словом нельзя лучше определить то спокойное и немного сонное состояние, какое охватывает вас, когда вы лежите в теплом утреннем лесу и смотрите на бесконечные цепи облаков (Пауст.). 20. А пригорок все зелен. Чудеса! (Рек.) 21. Ах, няня! Сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час (Н.). 22. Ехать сначала было приятно: тусклый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков (Б.).

Вариант 4

1. Проанализируйте фрагмент текста в коммуникативном аспекте. В каждом предложении обозначьте границы актуального членения знаком //. Определите типы тематических прогрессий и рематических доминант.

 

Чужие стихи как бы расцветали в руках Багрицкого, он был веселым феодалом государства поэзии, он проходил по лугам этой страны, сбивая пыльцу с высоких перезревших цветов, прищурившись от солнечного света, сея богатства широкой рукой. И, может быть, к нему больше подходило слово «певец», чем «поэт» (Пауст.).

 

2. Определите логико-синтаксические типы предложения.

 

1. Сильно пахнет березовыми почками и чистым снегом, в Москве так никогда не пахнет (Казак.). 2. Живет здесь у нас помещик один. У него шахты, знаете ли (Ч.). 3. Спать в охотничьей избушке − это почти спать на воздухе (Пришв.). 4. Во семье родилась она купеческой, прозывается Аленой Дмитриевной (Л.). 5. Ты, как звезды, чиста и прекрасна (Б.). 6. Она лицо руками закрыла вдруг и кинулась вперед (Б.).

3. Подчеркните главные члены.

1. Она была готова побиться об заклад, что обе они мечтали стать актрисами (Пауст.). 2. Она не могла решиться взглянуть в глаза тем, с кем она жила (Л.Т.). 3. Никто в уныние не впадал (Пауст.). 4. Пилить их и колоть одной рукой было очень трудно (Пауст.). 5. Многие из тех решений и приказаний, в соответствии с которыми он обязан был действовать летом и осенью, казались ему сейчас не самыми лучшими, неверными, неоправданными (К.С). 6. Тишина − удивительная штука. Она как вода − тишина (В.См.).


4. Волнистой чертой подчеркните несогласованные определения.

 

1. То была новая, недавно возникшая порода зверей с пустыми глазами (Пауст.). 2. По дороге все озябли и заехали погреться в чайную на въезде (Пауст.). 3. В высокой траве сидел старик в рваной соломенной шляпе (Пауст.). 4. Не улыбались только девушки на сцене, хранившие, как и положено, вид невозмутимый (Рек.). 5. Здесь царил дух трудолюбия и братства (Аст.). 6. Я видел много озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию, слушал старую сказител



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: