Программа мониторингового исследования




«Эффективность становления личностных характеристик выпускника

(«портрет выпускника начальной школы»)»

 

ФГОС начального общего образования является основой объективной оценки уровня образования обучающихся. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» задача воспитания направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся. В качестве базовых ценностей выступает духовно-нравственное развитие в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Программа мониторингового исследования содержит перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников. Эффективность данного исследования предполагает наличие личностных характеристик у ребёнка к окончанию четвёртого класса. Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,C. 9).

Таким образом, можно говорить об эффективности деятельности образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, участвующих в реализации ФГОС, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Согласно Стандарту «к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения ООП относятся ценностные ориентации обучающихся, индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов… может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований»/

Программа, которую мы сегодня представляем, ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов по становлению личностных характеристик («портрета выпускника начальной школы») и сравнение их в динамике от первого до четвёртого класса.

 

Программа мониторинга включает 5 этапов:

1. Целевой – постановка целей и задач эффективности деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся, участвующих в реализации ФГОС.

2. Диагностический, предполагает проведение диагностики по четко фиксированным критериям и показателям: «Я знаю» - познавательный критерий; «Я понимаю» - оценочно-эмоциональный»; «Я умею» - мировоззренческий критерий; «Я делаю» - поведенческий критерий.

3. Аналитический, который включает:

- анализ результатов по итогам диагностики,

- анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся, участвующих в реализации ФГОС.

4. Корректировочный, включает в себя разработку и реализацию стратегии по достижению эффективности деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся, участвующих в реализации ФГОС начального общего образования.

5. Итоговый, включает в себя сравнение полученных по результатам корректировочной работы данных с установленными критериями.

Программа мониторинга имеет практическую значимость. Заместитель директора по воспитательной работе может использовать итоги мониторинга при:

- вычленение типичных (для классов, для ОУ) проблем, которые могут стать предметом управленческой работы, управленческих решений в режиме, прежде всего, кадрового, финансового, методического и материального обеспечения и поддержки роста воспитательного потенциала классов, школы;

- вычленение сильных и слабых сторон работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога через сравнение результатов мониторинга;

- поиск на уровне администрации и на уровне организаторов воспитательного процесса педагогического коллектива ресурсов для решения проявившихся проблем и «расширения узких мест»;

-принятие соответствующих управленческих решений в разработке соответствующих программ действий (приложение 1).

 

Цель исследования: выявление динамики эффективности деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся, участвующих в реализации ФГОС.

Задача: изучить уровень сформированности личностных характеристик выпускника начальной школы.

Объект исследования: обучающиеся 1 – 4 классов.

Предмет исследования: эффективность деятельности классного руководителя, родителей и обучающихся.

Диагностика, которую мы предлагаем, осуществляется 2 раза (в начале и конце учебного года). Нами разработаны качественные критерии для обучающихся I ступени. В основу положены ФГОС от 6 октября 2009 года № 373, с изм. от 26.11. 2010 № 1241, от 22.09. 2011 № 2357.

Сформированность личностных характеристик выпускника начальной школы мы рассматриваем в рамках реализации программ урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: