Численность населения, знаменитые люди, доска почета, достопримечательности Кунашакского района




Большую часть Зауралья в далеком прошлом в основном заселяли башкиры племени сальют. Они отличаются от других племен по языку, у них так называемый синарский говор. На этом диалекте разговаривают жители деревень Малое и Большое Казылово, Чекурово, Серкино, Иксаново, Аширово, Баязитово, Бурино, Кубагушево, Халитово, Мансурово. Они являются потомками сальютов.

Особенностью их говора является наиболее частое употребление звука «х». История сальютов этнически переплетается с племенем катай, в котором было три основных подразделения — улу (большой)-катай, бала(малый)-катай, ялан(степной)-катай.

К потомкам катайцев относятся жители деревень Ямантаево, Забирово, Кулужбаево, Султаново, Иркабаево, Тюляково, Карагайкуль, Каинкуль, Кырмыскалы, Ибрагимово, Суртаныш, Сарино, Чебакуль, Канзафарово. По приходу в Зауралье катайцы пустующих земель не нашли и заселялись на земле сальютов вначале на правах припущенников.

В районе живут также потомки сынгрян, терсяк и бикатин. Этот род некогда сильный и многочисленный занимал территорию Галикаевского сельсовета. Из этого рода вышел знаменитый «фельдмаршал» Емельян Пугачев Базаргуль Юнаев.

Жители Усть-Багаряка, Усманово, Татарской Караболки, Кунашака, Муслюмово и других селений по прошлым переписям назывались татарами, это мишари-мещеряки. Русские проживают в Куяшском сельском поселении.

Кунашакский дал немало славных имен.

Инан Абдулкадыр — это псевдоним. Звали его на русском языке очень трудно — Фатхелькадыр Мустафиевич Сулейманов. Родом он из деревни Сары-Кульмяк, в пору его рождения — 1889, Саринской волости Екатеринбургского уезда. Пожалуй, это самый ученый башкир с Челябинского Урала, с мировым именем мы больше не нашли. В Турции его считают светилом отечественной науки, как и в мировой тюркологии.

В детстве Инану повезло, при местной мечети была неплохая школа, а в соседнем Челябинске мектеб Хакима-ахуна при Ак-мечети. Грянула «германская» война, и его призвали под ружье.

С 1917 года Инан в башкирском национальном движении. Весной 1918 года участвует в съезде мусульман (башкир и татар) Урала в Челябинске. После переезда сюда правительства-шуро Башкирской автономии назначен главным редактором его газеты, произошло это при белых.

При разгроме с ними не ушел и вошел в состав башкирского правительства уже в Советской России, занимался в основном организацией системы образования в первой автономной республике. Был близок единомышленнику ее главы А.З. Валидову, и в знак протеста против ограничения суверенитета вместе с ним покинул башкирское правительство, а затем в 1923 году и страну. Тогда-то и перешел полностью в науку и писательство.

Писать Инан начал еще во время учебы, стихи и статьи публиковались в троицкой газете «Вакыт» — «Вперед», затем в Челябинске, Уфе и Стерлитамаке.

После двухлетних блужданий в Афганистане, Иране, Индии и странах Европы Инан оседает в Турции, где проводит оставшуюся жизнь. Полвека он в Институте тюркологии, турецком языковедческом обществе, изучавшем тюркские языки; в институте турецкой культуры.

Следует отметить, что в 1944 году Инан был лишен звания профессора и права преподавать в университете по политическим мотивам, и восстановлен лишь в 1955 году.

В университете он преподавал алтайский, якутский, тувинский и хакасский языки. Будучи полиглотом, хорошо знал не только тюркские, но и арабский, немецкий и персидский (Иран) языки. Работа с подлинниками на этих языках позволила ему достичь глубины исследований этнологии, народных традиций, устного народного творчества и домусульманских верований многих тюркских народов. Поистине Инан был тюркским энциклопедистом, он автор более 350 научных статей.

В наследии Инана заметна родная башкирская тема — десятки статей, рассказов. Наиболее приметны драмы «Салават батыр» и «Акшан батыр», книги «Остатки шаманизма у башкир» и «Башкирская свадьба».

Кунашакцы считают своим земляком известного башкирского ученого Галимья(жа)на Тагана. Он родом из деревни Тенгрикулево Челябинского уез­да Оренбургской губернии, ныне курганское пограничье. Он учился в местном медресе, русской школе и учительской семинарии в Челябинске. По окончании учительствовал в сельских башкирских школах, проливал кровь за царя и Отечество на фронтах «германской» войны.

После революции 1917 года встал Таган в ряды башкирских националистов, сражался за автономию с оружием в руках на стороне белых, командуя стрелковым полком во 2-й башкирской дивизии. В 1919 году не принял переход националистов во главе с Валидовым и башкирского войска на сторону красных, но и у белых не остался, предпочел борьбе эмиграцию и научную работу сначала в Японии, затем в Европе. Жил, в основном, в Венгрии, после Великой Отечественной войны и установления здесь просоветской власти перебрался в Западную Германию, где и умер в Гамбурге на третий послевоенный год.

Таган окончил университет в венгерском Дебрецене и достиг широкой известности как тюрколог, заслужил ученое звание доктор тюркологии, преподавал в университетах. Около 15 лет заведовал восточным отделом Национального этнографического университета Венгрии, автор трудов о культуре тюрков и венгров.

Среди женщин Кунашакского района самые высокие посты занимала Шарифа Тимиргалина, хотя и не дожила до 30 лет. Родом из деревни Канзафарово. В 1931 году Шарифа первый секретарь Башкирского обкома, случай в комсомоле редкий — девушка во главе обкома. Шесть лет она — главная в башкирском комсомоле и очень даже на месте, известна молодежи всей страны.

В 1937 году Тимиргалина — секретарь ЦК комсомола по работе среди женской молодежи, депутат Верховного Совета СССР.
Девятый вал сталинских репрессий захлестнул и руководство комсомола. Секретариат был почти полностью расстрелян. Из наших земляков как враги народа — нязепетровец Павел Горшенин и Шарифа Тимиргалина. Ей было 29 лет, она была расстреляна 26 февраля 1939 года.

Челябинская энциклопедия называет знаменитого на весь мир велосипедиста Гайнана Сайдхужина челябинцем, но родом он из кунашакской деревни Курманово. Его имя гремело в 1960-е годы. Он побеждал в международных Велогонках Мира в 1961, 1962, 1965 и 1966 годах, участвовал в летних Олимпийских играх 1960 и 1964 годов. Выйдя их соревнований по возрасту, стал профессором-консультантом в Российской академии физкультуры и зам.директора Олимпийского велодрома в Крылатском.

Кунашакский район вправе называться самым поэтическим районом области. У нас широко известен поэт Рамазан Шагалеев, который родом из села Муслюмово. Автор и соавтор доброй дюжины стихотворных сборников, изданных в основном в Уфе.

Галим Салям по паспорту Салим Галимович Галимов, в псевдониме фамилию поменял с именем. Путаница у него и с местом рождения. Родом он из деревни Большое Таскино на южном берегу озера Калды. Жил и творил поэт, в основном, в Уфе, где издал несколько сборников стихов и поэм. Писал он на башкирском, умер перед войной, но не забыт, литературная премия республики носит его имя.

Второй классик поэт М. Хай также избрал псевдонимом имя. Это Хай Габдрафикович Мухамедьяров из деревни Кунакбаево.

Судьбы земляков очень схожи. Хай тоже работал в школах Аргаяшского кантона, ведал пионерской работой, тоже в 1920-е годы, в 1930‑е тоже жил и творил в Уфе. Оба работали в газетах и Башкирском институте языка и литературы. Оба писали на башкирском. В творчестве особинка у Саляма — писал и для детей, у Хая — первый из башкир писал сонеты и либретто для оперы. Оба ушли на взлете жизни на рубеже своего тридцатилетия. Ровесники, оба с 1911 года, Хай погиб в первый год войны.

Третий классик башкирской литературы Кадыр Даян тоже известен под псевдонимом, у него с ним проще, просто сократил фамилию Даянов, звать его Кадыр Хакимович, родом из Кунашака. Он преподавал в педучилище и пединституте, был завкафедрой башкирского языка и литературы. Писал тоже, как земляки, на башкирском. Прожил он 65 лет, и издал более 20 сборников стихов и рассказов, пьес и сказок для детей.[5]


 

Заключение

 

Кунашакский муниципальный район был образован 20 августа 1930 года и находится в северо-восточной части Челябинской области. На севере граничит со Свердловской и Курганской областями, на востоке - с Красноармейским районом, на юге – с Сосновским, на юго-западе – с Аргаяшским, на западе – с Каслинским районами.

Большую часть Зауралья в далеком прошлом в основном заселяли башкиры племени сальют. Они отличаются от других племен по языку, у них так называемый синарский говор. На этом диалекте разговаривают жители деревень Малое и Большое Казылово, Чекурово, Серкино, Иксаново, Аширово, Баязитово, Бурино, Кубагушево, Халитово, Мансурово. Они являются потомками сальютов.

К потомкам катайцев относятся жители деревень Ямантаево, Забирово, Кулужбаево, Султаново, Иркабаево, Тюляково, Карагайкуль, Каинкуль, Кырмыскалы, Ибрагимово, Суртаныш, Сарино, Чебакуль, Канзафарово. По приходу в Зауралье катайцы пустующих земель не нашли и заселялись на земле сальютов вначале на правах припущенников.

В районе живут также потомки сынгрян, терсяк и бикатин. Этот род некогда сильный и многочисленный занимал территорию Галикаевского сельсовета. Из этого рода вышел знаменитый «фельдмаршал» Емельяна Пугачева Базаргуль Юнаев.

Жители Усть-Багаряка, Усманово, Татарской Караболки, Кунашака, Муслюмово и других селений по прошлым переписям назывались татарами, это мишари-мещеряки. Русские проживают в Куяшском сельском поселении.

На кушанакском гербе цветет золотой тюльпан на остроконечном увале. Поле герба — триколор: золото, лазурь и зелень. Геральдическое описание таково: «Щит вилообразно разделен зеленью, лазурью и золотом («увал»). В почетном месте (центр) — золотой бутон тюльпана… Тюльпан олицетворяет красоту, духовность, любовь и аллегорически показывает, что главным богатством и достоянием района являются его жители — добрые и приветливые соседи, представители разных национальностей.

Особую гордость вызывают слова селянина-старожила - Ахрара Исхакова, он, рассказывал, что молодежь здесь воспитывалась под неустанным влиянием и контролем родителей, дедушек и бабушек. «В нашем селе в детстве я не видал ни одного курящего мужчины, не было алкоголиков. Все находились в рамках исторически сложившейся морали, строго соблюдали мусульманский шариат, каждый знал с малых лет свое место. Скромно, вежливо вела себя молодежь, особенно девушки…»

Во все времена, главное значение в развитии малой Родины имеет значение культура и нрав его жителей. Надеюсь, мой Кунашакский район будет и дальше развиваться и процветать, а мы, его будущее, постараемся быть достойными его!


 

Используемые ресурсы

 

1. https://up74.ru/articles/obshchestvo/25435/ - Статья краеведа Александра Моисеева " Зауральская Башкирия. Кунашакский район". - 2 декабря 2010.

2. https://lyutov70-livejournal-com.turbopages.org/lyutov70.livejournal.com/s/28427.html - "Исторические путевые заметки: Кунашак" Вячеслава Лютого. - 17 мая 2012.

3. https://ukkunashak.eps74.ru/htmlpages/Show/TURISTSKIJPASPORT - Информационная справка о природных рекреационных ресурсах. Управление культуры, молодежной политики и информации администрации Кунашакского муниципального района. - 09 сентября 2016.

4. https://kunashak.ru/city/index.php - Администрация Кунашакского муниципального района - официальный сайт - "Общая информация о Кунашакском районе". - 19.12.2017.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: