ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ




Изучите теоретический материал, найдите ответы на вопросы и заполните таблицу, используя Word. Ответы отправляйте на адрес Homework.Ldv@gmail.com: (подписывайте: группа, фамилия имя, дата задания)

Вопрос Ответ
  Что такое геоинформационные системы (ГИС) и чем различаются интегрированные, полимасштабные и пространственно- временные ГИС?    
  Приведите характеристики ГИС TopLogistic, опишите ее основные функции (6ф).    
  Каковы три группы ПО авиоматизации производственных процессов?    
  Что собой представляет пакет MS Auto-Route Express?    
  Какой информацией обеспечит логистов СПП склада?    

Теоретический материал

Геоинформационная система (ГИС), также географическая информационная система — информационная система, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации.

Термин также используется в более узком смысле — ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты (рис. 29), а также дополнительную информацию об объектах, например, высоту здания, адрес, количество жильцов.

ГИС включают в себя возможности СУБД, редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии, метеорологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике и др.

По территориальному охвату различают:

- глобальные ГИС (global GIS);

- субконтинентальные ГИС;

- национальные ГИС, зачастую имеющие статус государственных;

- региональные ГИС (regional GIS);

- субрегиональные ГИС;

- локальные или местные ГИС (local GIS).

ГИС различаются предметной областью информационного моделирования, к примеру, городские ГИС, или муниципальные ГИС, МГИС (urban GIS), природоохранные ГИС (environmental GIS).

Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений.

Интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS) совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде.

Полимасштабные или масштабно-независимые ГИС (multiscale GIS) основаны на множественных, или полимасштабных представлениях пространственных объектов (multiple representation, multiscale representation), обеспечивая графическое или картографическое воспроизведение данных на любом из избранных уровней масштабного ряда на основе единственного набора данных с наибольшим пространственным разрешением.

Пространственно-временные ГИС (spatio-temporal GIS) оперируют пространственно-временными данными.

Реализация геоинформационных проектов (GIS project), создание ГИС в широком смысле слова, включает этапы:

· предпроектных исследований (feasibility study), в том числе изучение требований пользователя (user requirements) и функциональных возможностей используемых программных средств ГИС;

· технико-экономическое обоснование, оценку соотношения «затраты/прибыль» (costs/benefits);

· системное проектирование ГИС (GIS designing), включая стадию пилот-проекта (pilot-project), разработку ГИС (GIS development);

· тестирование на небольшом территориальном фрагменте, или тестовом участке (test area), прототипирование, или создание опытного образца, или прототипа (prototype);

· внедрение ГИС (GIS implementation);

· эксплуатацию и использование.

Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоинформатикой (наука, технология и производственная деятельность по научному обоснованию, проектированию, созданию, эксплуатации и использованию географических информационных систем, по разработке геоинформационных технологий, по приложению ГИС для практических и научных целей).

Наибольшее распространение в России из зарубежных систем имеют программные продукты:

· arcgis компании esri;

· семейство продуктов geomedia корпорации

· intergraph;

· mapinfo professional компании pitney bowes mapinfo.

Из отечественных разработок широкое распространение получила программа ГИС Карта 2008 компании ЗАО КБ «Панорама».

Санкт-Петербург стал первым городом в России, создавшим собственную Геоинформационную систему инвестора.

Она появилась в 1999 году, с тех пор была модернизирована дважды: в 2005 и в 2010 годах. Проект реализован Санкт-Петербургским агентством прямых инвестиций.

Геоинформационная система инвестора Санкт- Петербурга позволяет получить актуальные данные, необходимые для оценки доходности вложения средств и конкурентного окружения, потенциального спроса на объект, перспективного развития территории, а также информацию о технической возможности реализации проекта.

TopLogistic позволяет оптимизировать деятельность по доставке грузов в крупном городе или регионе, осуществлять планирование, учет и контроль процессов, связанных с отгрузкой и доставкой, сократить издержки на доставку, повысить качество обслуживания клиентов, обеспечить надежность работы всего логистического комплекса.

TopLogistic комплектуется модулем GPS-мониторинг для контроля в режиме реального времени транспорта и записи маршрутов перемещения в архив. Это позволяет сравнивать плановый и фактический пробег автомобилей.

1. Система обеспечивает:

- автоматизацию работ по распределению заказов по автомобилям;

- автоматизированный расчет маршрутов доставки заказов:

- визуализацию адресов и маршрутов доставки на электронной карте;

- формирование оптимального порядка объезда точек доставки с возможностью его изменения.

2. Система использует для расчётов базы данных:

- автотранспорта с характеристиками каждого а/м;

- точек доставки с адресами, привязанными к карте;

- заказов клиентов с количественными характеристиками.

3. Система рассчитывает:

- планируемый расход бензина, пробег, время работы каждого автомобиля, время прибытия на каждую точку доставки, планируемые затраты;

- потребность в автомобилях для обеспечения развозки.

4. Система учитывает:

- рабочее время каждого автомобиля;

- ограничения по количеству точек доставки для автомобилей;

- продолжительность разгрузки заказа в точке доставки;

- возможность подъезда автомобилей определенного типа к точке доставки;

- зональный принцип формирования заказов. Система комплектуется:

- модулем работы с картой;

- подробными картами городов и регионов России и ближнего зарубежья;

- модулем GPS мониторинга с возможностью on-line контроля местонахождения а/м и получения план/факта маршрутов доставки;

5. Система позволяет редактировать на карте и учитывать при прокладке маршрутов:

- дорожно-знаковую обстановку для различных категорий автотранспорта;

- среднюю скорость движения по отдельным участкам улиц и дорог.

6. Отчеты и документы:

- маршрутные листы и маршруты движения для каждого автомобиля;

- сводные документы и отчеты по клиентам, заказам;

- отчеты по результатам маршрутизации;

- отчеты по заданному пользователем шаблону. Интеграция с внешними системами:

- экспорт и импорт данных через независимые от конкретной системы файлы;

- бухгалтерия, склад, финансы и др.;

- управленческие системы (ERP, CRM, SCM и т.д.).

 

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ И КОМЕРЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Необходимые для автоматизации производственных процессов в предприятии программные продукты, представленные на современном рынке ПО, можно объединить в три группы:

- программы и программные комплексы учетно- бухгалтерской ориентации;

- системы комплексной автоматизации работы предприятия;

- специальное ПО для транспортно-логистических и экспедиторских компаний (СПП).

Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компании сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных информационных систем. На их разработке специализируются отдельные фирмы.

Устойчивость экономического положения, стабильность и единая технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что существенно снижает их стоимость.

В Западной Европе существуют фирмы, разрабатывающие и специальное программное обеспечение для управления транспортными компаниями. К сожалению, использовать сегодня в нашей стране эти программы в большинстве случаев затруднительно из-за несовместимости технологий учета и расчетов.

На отечественном рынке имеются разработки, подобные американским бухгалтерским системам для малых и средних предприятий (например, "Турбобухгалтер", "Инфобухгалтер", "1С Бухгалтерия" и др.). Но они позволяют выполнять лишь часть операций типового характера. Их полная адаптация к нынешним условиям работы TJTK достаточно сложна.

Все более широкое применение на транспорте в Германии и Бельгии, например, находит технология дифференцированного экономического учета работы ТС с анализом производительности, рентабельности и управлением использования путем ремонта, списания и комбинирования маршрутов.

Дифференцированный контроль на трассе с помощью бортовых компьютеров и электронный обмен данными позволяют существенно увеличить оборот информации, отказаться от путевых документов и тем самым экономить огромные суммы. В Шотландии, Ирландии и Англии, а теперь и во всех странах ЕС применяются электронные тахографы и бортовые компьютерные системы с магнитными носителями информации, позволяющие автоматизировать учет работы ТС и водителей, оперативно контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Кроме того, многие фирмы занимаются разработкой и продажей специальных программ маршрутизации и калькуляции себестоимости перевозок, оптимальной загрузки ТС, снабжения запасными, частями. С их помощью можно выполнять расчеты протяженности маршрутов, времени их прохождения, остановок на пограничных переходах и заправках. Они также позволяют оперативно оценивать дорожные условия, расход топлива на маршруте и разработку подробной легенды прохождения маршрутов для водителей.

Например, пакет MS Auto-Route Express представляет собой электронный атлас Европы с БД о населенных пунктах и дорогах, идентифицирующий и территорию России до р. Волги. Он предназначен для планирования автомобильных и железнодорожных маршрутов по европейской территории с визуальным представлением результатов в виде схемы маршрута и легенды его прохождения. Результаты планирования могут быть выведены на печать и записаны в файл для дальнейшего использования.

В легенде и на карте маршрута записываются номера дорог по принятой в Европе классификации, места остановок для отдыха и заправки топливом, а также населенные пункты, пройденное расстояние и направление движения от каждого населенного пункта на трассе маршрута. Система обладает развитым, современным интерфейсом и имеет достаточно широкие возможности для настройки. Имеется возможность редактирования таких эксплуатационных характеристик, как скорость движения на дорогах, удельный расход топлива, суточный режим движения и продолжительность простоев в промежуточных пунктах. Нежелательные направления движения или отдельные автодороги могут быть блокированы и исключены из рассмотрения при планировании маршрута.

Новые задачи, связанные с внедрением логистических принципов в сфере перевозок, требуют создания информационной инфраструктуры, позволяющей организовывать, собирать и передавать информацию всем участникам логистической сети. Это предполагает идентификацию и стандартизацию источников информации, средств ее обработки и передачи.

Ядром интегрированной информационной системы является модуль автоматизированной обработки товарно- транспортных документов. Он в большой степени определяет эффективность всей интегрированной информационной системы, поскольку максимально задействован в повседневных бизнес-операциях.

По оценкам зарубежных исследователей, применение электронного обмена транспортными документами между фирмами ежегодно возрастает на 30-40 %. Все больше возникает транспортно-экспедиционных компаний, стремящихся расширить рынок транспортных услуг за счет возможностей электронной рекламы и виртуальных способов организации фрахта.

Под пользовательскими программами следует понимать специфические, ориентированные на конкретного пользователя схемы сбора данных, в которых задается собственная структура меню, состав и свойства полей БД и справочников.

Одним из ключевых мест использования специальных программных продуктов (СПП) в логистике и УЦП является склад и организация поддержания требуемого запаса. Прежде всего, СПП адресован пользователям, для которых визуальное представление аналитических данных о работе склада делает более простым процесс принятия оперативных решений.

СПП могут быть востребованы директорами и менеджерами логистики, руководителями дистрибьюторских центров или руководителями складов. Данный инструмент может быть также использован персоналом, непосредственно не связанным с операционной логистикой, но имеющим потребность в текущей информации о состоянии процессов обслуживания клиентов.

К преимуществам при использовании СПП относится:

- постоянный мониторинг складских процессов;

- предупреждение сбоев в работе логистического подразделения;

- высокая производительность работы подразделения;

- минимизация затрат времени на анализ ситуации;

- сокращение логистических затрат;

- высокое качество обслуживания клиента;

- графическое представление состояния процессов;

- современный графический интерфейс пользователя;

- предоставление для клиента новых, специфических показателей.

Корпоративные информационные системы (КИС) относятся к специализированному интегрированному финансовому и организационно-экономическому программному обеспечению. Они достаточно дороги, и их внедрение часто требует реорганизации фирмы, а потому конфликтогенно.

При принятии решения о комплексной автоматизации управления компании на основе КИС необходимо учитывать многие неформальные факторы, особенно социально-психологические. Кроме того, зарубежные системы избыточны для условий России на 30 - 40 % и не всегда локализованы.

Вообще проблема адаптации КИС для нынешних условий хозяйствования в нашей стране достаточно серьезна, ибо их внедрение - сложный процесс, обычно сопровождаемый реорганизацией производства и кадровыми перестановками.

ВЫВОДЫ

1. Современные ИТ позволяют максимально автоматизировать принятие решения на всех этапах логистического процесса.

2. Повышение качества предоставляемой клиенту логистической услуги осуществляется за счёт его оперативного информирования о местонахождение и состояние груза.

3. Предоставление информации посредством автоматических и регулируемых уведомлений является критичным для построения и поддержания конкурентоспособной цепи поставок.

4. Эффективность ИТ - инфраструктуры является критичной для удовлетворения требований конечных пользователей и уровня обслуживания клиентов.

5. Наращивание объектов учёта до десятков тысяч потребует перехода к принципам создания системы массового обслуживания, её модульного наращивания с переходом к новым специальным навигационным и телекоммуникационным технологиям.

6. Стоимостные характеристики сервера мониторинга транспортных средств не являются определяющими, так как распределяются на всех абонентов системы.

7. Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компании сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных информационных систем для решения логистических задач. По оценкам зарубежных исследователей, применение электронного обмена транспортными документами между фирмами ежегодно возрастает на 30- 40 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: